Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6165/2023 ~ М-4761/2023 от 12.07.2023

    копия

    УИД: 56RS0018-01-2023-005862-59

    № 2а-6165/2023

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

01 августа 2023 года                                                                               г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Емельяновой С.В.,

при секретаре Дымове П.А.,

с участием представителя административного истца Ракутина А.Е., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Оренбургской области Беловой Я.Я., государственного регистратора Управления Росреестра по Оренбургской области Овечкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кичаева А. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Овечкину А. В. о признании незаконным уведомления об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

    УСТАНОВИЛ:

    Кичаев А.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... вид разрешенного использования земельного участка - деловое управление (код 4.1 приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», группа 7 приложения № 9 к постановлению администрации г.Оренбурга от 29.11.2016 № 3698-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования «город Оренбург»). Желая изменить вид указанного разрешенного использования земельного участка на «благоустройство территории», он 06 июня 2023 года обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области с соответствующим заявлением. 16 июня 2023 года им получено уведомление государственного регистратора от ... № КУВД-001/2023-23706349/1 об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица со ссылкой на часть 4 статьи 33 Федерального закона от ... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Полагая, что отказ государственного регистратора прав в изменении вида разрешенного использования земельного участка является незаконным, нарушает права собственника земельного участка, Кичаев А.В. просит суд:

    признать незаконным отказ Управления Росреестра по Оренбургской области от 09 июня 2023 года № КУВД-001/2023-23706349/1 во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия по его заявлению;

    обязать Управление Росреестра по Оренбургской области устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... – благоустройство территории (код 12.0.2 приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»).

    В судебном заседании представитель административного истца Ракутин А.Е., действующий на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

    Административный ответчик государственный регистратор Овечкин А.В., представитель административного ответчика Управления Росреестра по Оренбургской области Белова Я.Я., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

    Административный истец Кичаев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Изучив материалы дела, выслушав участников дела, суд приходит к следующему.

    Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

    При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).

    В соответствии с частями 2, 3 статьи 13 Закона №218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости, а также в уведомительном порядке – при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведениях, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

    Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.

    В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

    В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.

    По смыслу главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование осуществляется не только в целях защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, но и в целях обеспечения прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, связанных, в том числе с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки и объекты капитального строительства.

    Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

    Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

    Частью 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

    В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ дополнительные сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости.

    Согласно статье 7 Закона №218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется на основе принципов достоверности и доступности его сведений. ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений.

    Таким образом, у неограниченного круга лиц есть все разумные основания полагаться на достоверность сведений о виде разрешенного использования земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в том числе, в части вида разрешенного использования участка.

    Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

    Из анализа пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует, что земли общего пользования - это земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

    Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2016 года №1963-О).

    Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

    Как предусмотрено Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра 10 ноября 2020 года №П/0412, содержание вида разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования (12.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 12.0.1 - 12.0.2.

    К коду 12.0.1 отнесен вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть, который предусматривает размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.

    К коду 12.0.2 отнесен вид разрешенного использования: благоустройство территории, который предусматривает размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

    Указанные объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с этим такие объекты располагаются на земельных участках, относящихся к публичной собственности.

    На основании пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

    В соответствии со статьями 32, 33 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости возможно по заявлению заинтересованного лица только на основании документов, представленных органами местного самоуправления, органами власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

     Из материалов дела следует и судом установлено, что Кичаев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... с видом разрешенного использования «деловое управление» (код 4.1 приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», группа 7 приложения № 9 к постановлению администрации города Оренбурга от 29.11.2016 № 3698-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования «город Оренбург»).

    06 июня 2023 года Кичаев А.В. обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка «деловое управление» на «благоустройство территории» - код 12.0.2 приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

    Для целей осуществления учетно-регистрационных действий государственным регистратором был направлен запрос в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о территориальной зоне, основных и дополнительных видах разрешенного использования земельного участка.

    Согласно ответу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на запрос государственного регистратора земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург», утвержденными приказом Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10 августа 2021 года № 36/70-од, расположен в территориальной зоне «Ж.4» - зона застройки домами смешанной этажности в зоне выборочной реконструкции, к основным видам разрешенного использования которой относится в том числе «благоустройство территории» (код 12.0.2).

Уведомлением государственного регистратора прав Управления Росреестра по Оренбургской области Овечкина А.В. от 09 июня 2023 года № КУВД-001/2023-23706349/1 Кичаеву А.В. отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером N на основании части 4 статьи 33 Закона №218-ФЗ, в связи с тем, что в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Земельный участок с кадастровым номером N находится в частной собственности, поэтому его собственник не вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка «благоустройство территории».

Не согласившись с данным уведомлением, административный истец обратился в суд в установленный законом срок.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи с фактическими обстоятельствами дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимой для признания незаконным оспариваемого отказа во внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, поскольку в силу требований действующего законодательства административный истец как собственник земельного участка с кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования «деловое управление», не вправе выбрать вид разрешенного использования «благоустройство территории», установленный только для земельных участков, находящихся в публичной собственности. Иное влечет за собой установление принципиального иного правого режима в отношении собственного имущества (земельного участка) заявителя.

При этом, оспариваемый административным истцом отказ не лишает его права пользования земельным участком в соответствии с видом разрешенного использования, установленным Классификатором.

Вопреки доводам представителя административного истца установление вида разрешенного использования земельного участка по коду Классификатора 12.0 (земельные участки (территории) общего пользования) возможно лишь в совокупности с приданием спорному земельному участку статуса публичной собственности.

Вместе с тем, намерений отказаться от права собственности на земельный участок с кадастровым номером N в пользу государства/муниципального образования у Кичаева А.В. не имеется, что подтверждено в судебным заседании его представителем, а сам факт нахождения земельного участка в частной собственности исключает отнесение его к землям общего пользования, в том числе по заявлению его собственника.

    При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░        ░░░░░░░                                                          ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░        ░░░░░░░                                                             ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-6165/2023,

░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-6165/2023 ~ М-4761/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кичаев Александр Валентинович
Ответчики
Гос. регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области Овечкин Александр Владимирович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области
Другие
Ракутин Андрей Евгеньевич
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Емельянова Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация административного искового заявления
13.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее