Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1509/2023 ~ М-1244/2023 от 13.06.2023

Дело № 2а-1509/2023

***

***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2023 г. город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.О.,

при секретаре Адушкиной К.В.,

с участием административного истца Гнездилова В.Ю.,

представителя административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Мурманской области Мушенковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием систем видеконференц-связи административное дело по административному иску Гнездилова В.Ю. об оспаривании действий (бездействия) начальника отряда № 2 ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохина В.В., взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Гнездилов В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) начальника отряда № 2 ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохина В.В., взыскании компенсации.

В обоснование заявленных требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, является инвалидом 2 группы. В период с *** по *** содержался в отряде СУОН, где получил ряд хронических заболеваний, в связи с чем с *** по ***, с *** по *** проходил лечение в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России. После отряда СУОН был переведен в отряд №, откуда из-за конфликтных отношений с начальником отряда Анохиным В.В. был госпитализирован в больницу с болями в сердце, где проходил лечение с *** по *** и с *** по ***. В *** г. после проведения обыска Анохиным В.В. административный истец также был госпитализирован в больницу, где находился с *** по ***.

*** Анохин В.В. ударил осужденного Дёрина головой о стену, после чего *** Дёрин умер. Свидетели произошедшего попросили административного истца написать заявление в СУ СК по Кольскому району, что и было им сделано. После написания Гнездиловым В.Ю. заявления в Следственный комитет Анохин В.В. стал угрожать административному истцу физической расправой, и только обращение к начальнику отдела безопасности ФИО1 его остановило, но после того, как ФИО1 ушел в отпуск, от Анохина В.В. вновь стали поступать угрозы, обещал поместить его в ШИЗО, а затем в СУОН. *** Анохин В.В. забрал у административного истца масляный радиатор, несмотря на то, что по медицинским показаниям переохлаждаться нельзя. *** Анохин В.В. изъял у административного истца радио стоимостью 4200 руб., нагреватель воздуха стоимостью 2500 руб. и другие вещи на общую сумму 25 000 руб., где находятся изъятые вещи неизвестно. *** в жилой секции вновь был проведен обыск, при этом были заключенные, которые употребляли спиртное, и один ударил другого ножом в шею. Анохин В.В. знал о том, что они употребляют спиртные напитки с самого утра. Но вместе того, чтобы следить за отрядом, вновь изъял у административного истца личные вещи, разрешенные врачами и ПВР, а именно: 2 пары черных зимних ботинок «Экко», которые тот приготовил, чтобы убрать на лето, спортивный костюм и черные кроссовки, деревянный щит под ортопедическим матрацем, что привело к появлению болей в спине, головных болей. С учетом указанных обстоятельств Гнездилов В.Ю. на протяжении длительного времени испытывал нравственные и физические страдания, в связи с чем просит признать действия начальника отряда Анохина В.В. незаконными и взыскать с административного ответчика компенсацию вреда в размере 2 000 000 руб. 00 коп.

*** в адрес суда поступило дополнение к административному исковому заявление, в котором административный истец указал, что *** у него были изъяты шерстяные носки (стоимостью 500 рублей), костюм спортивный черный (8000 руб.), тапочки банные (800 руб.), нательное термобелье (2500 руб.), обогреватель Varta (2500 руб.), электрический чайник (1500 руб.), трость (3000 руб.), сумочка банная (300 руб.), в которой было: бритвенный станок с 2 кассетами (1500 руб.), мыльница с мылом (200 руб.), мочалка (150 руб.), дезодорант (2 шт.х 400 руб.), всего было изъято вещей на сумму 20350 руб., а также папка с документами, в том числе с паспортами на радио, телевизор, нагреватель, видеоплеер, разрешения на ношение обуви и спортивного костюма. Были изъяты также, но потом возвращены зимние штаны Adidas черного цвета (9 000 руб.).

*** у административного истца изъято: 2 удлинителя (2х300 руб.), радио (4200 руб.), спортивный костюм Adidas (5000 руб.), нательное термобелье производства Норвегия (6000 руб.), набор для ухода за руками (3200 руб.), футболка (1200 руб.), наушники Sony (1000 руб.), наушники Panasonic (1500 руб.), 3 кипятильника (3х220 руб.), 2 пластмассовые кружки (200 руб.), алюминиевая ложка, 2 пластиковых ведра (260 руб.), одеяло (1000 руб.). Также были изъяты медикаменты: свечи аденопросин (1200 руб.), китайская звездочка (150 руб.), мазь «Капсикам» (350 руб.), упаковка «Кетанова» (150 руб.) Всего на общую сумму 26670 руб.

В судебном заседании административный истец Гнездилов В.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Мурманской области по доверенностям Мушенкова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что порядок изъятия запрещенных личных вещей регламентирован нормами уголовно-исполнительного законодательства, действия должностных лиц ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области по изъятию запрещенных вещей выполнялись в строгом соответствии с установленными нормами, в связи с чем не могут быть признаны незаконными.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, административный ответчик Анохин В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Правовое положение осужденных регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ), а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее – Правила, ПВР).

В соответствии с частью 2 статьи 1 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

В силу части 1 статьи 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 10 УИК РФ).

В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частями 1,3,4 статьи 227.1 Кодекса административного производства Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении указанных требований суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежат удовлетворению при наличии в совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения сроков обращения в суд, а на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения.

В судебном заседании установлено, что Гнездилов В.Ю. отбывает наказание в виде лишения свободы сроком 17 лет в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области с ***.

В обоснование заявленных требований Гнездилов В.Ю. ссылается на нарушение административным ответчиком его права на пользование вещами, которые разрешены Правилами внутреннего распорядка и рекомендованы врачами, что ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

При разрешении заявленных требований, суд учитывает положения статей 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации, согласно которым право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

При этом, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47), возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой, в том числе лишение свободы.

Данные меры осуществляются посредством принудительного помещения физических лиц, как правило, в предназначенные (отведенные) для этого учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальных органов, структурных подразделений, иные места, исключающие возможность их самовольного оставления в результате распоряжения (действия) уполномоченных лиц (далее - места принудительного содержания), принудительного перемещения физических лиц в транспортных средствах.

Несмотря на различия оснований, и порядка применения указанных выше мер, помещение в места принудительного содержания и перемещение физических лиц в транспортных средствах должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам (далее - лишенные свободы лица), которые обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах от 16.12.1966, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987 № 6416-XI), федеральными законами (например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 2 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47 под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ); право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ); право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления Пленума ВС РФ принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно части 2 статьи 9 УИК РФ элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина, и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на определенные ограничения.

Таким образом, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). При этом установленные в отношении них ограничения связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Разрешая довод административного истца о нарушении его прав на пользование вещами, разрешенными Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения и рекомендованными врачами, суд приходит к следующему.

Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила, ПВР), которые регламентируют внутренний распорядок исправительных учреждений (исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, созданных в ИК изолированных участков с различными видами режима и изолированных участков, функционирующих как тюрьма, созданных в ЛИУ и ЛПУ изолированных участков, функционирующих как колонии-поселения, созданных в ВК изолированных участков, функционирующих как ИК общего режима, участков колоний-поселений, расположенных вне колоний-поселений) при реализации предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции осужденных к лишению свободы, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей.

Настоящие Правила обязательны для администрации ИУ и СИЗО, осужденных к лишению свободы, иных лиц, находящихся на территории ИУ либо посещающих осужденных к лишению свободы в СИЗО.

В соответствии с подп.12.12 осужденным к лишению свободы запрещается, в том числе приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам).

Приложением 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений определен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Так, запрещены к обороту на территории исправительного учреждения, в том числе:

- лекарственные препараты и изделия медицинского назначения (без назначения врача (фельдшера) медицинской организации УИС филиала медицинской организации уголовно-исполнительной системы либо структурного подразделения следственного изолятора уголовно-исполнительной системы, подчиненного непосредственно ФСИН России, осуществляющих медицинское обслуживание осужденных к лишению свободы);

- телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и с встроенными медиаплеерами, а также другая видео- и аудиотехника (за исключением телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования, технических устройств для чтения электронных книг (прослушивания аудиокниг - для слабовидящих и слепых осужденных к лишению свободы) без функции аудио-, видеозаписи и видеовоспроизведения и функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», которые состоят на балансе исправительного учреждения и предоставлены осужденным к лишению свободы во временное пользование администрацией исправительного учреждения в количестве не более одного устройства на осужденного к лишению свободы бесплатно (содержащимся в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, отбывающим наказание в колониях-поселениях);

- одежда, головные уборы, обувь, мягкий инвентарь (матрацы, подушки, одеяла) и постельные принадлежности (простыни, наволочки, полотенца) неустановленных образцов. за исключением спортивной одежды (костюм и спортивная обувь) темных расцветок (по одному комплекту), а также нательного белья и нижнего белья, носков, тапочек, которые по внешнему виду соответствуют описанию предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, установленных нормами вещевого довольствия;

- электробытовые приборы (за исключением электрических бритв или триммеров для бритья волос (выдаются на время бритья), а также электрических машинок для стрижки волос на голове (выдаются на время стрижки), бытовых электрокипятильников заводского исполнения мощностью не более 0,6 кВт для индивидуального пользования (один прибор на человека), электрических чайников заводского исполнения для коллективного использования мощностью не более 2 кВт).

Как следует из справки инспектора отдела безопасности ФКУ ИК-18 следует, что Журналы учета выдачи посылок, передач, бандеролей и их вложений, поступивших в адрес осужденных хранятся в течение 3 лет в соответствии с ведомственными нормативными актами, в связи с чем суду представлены сведения о посылках, передачах, бандеролях, поступивших на имя Гнездилова В.Ю. за три года. При этом сведений о выдаче осужденному Гнездилову В.Ю. поступивших на его имя масленого радиатора, нагревателя воздуха, радио, двух пар ботинок «Экко», спортивного костюма, нательного белья, щипцов для ногтей не имеется.

Согласно справке от ***, подписанной фельдшером амбулаторного отделения филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России ФИО2, осужденный Гнездилов В.Ю. находится под наблюдением в амбулаторном отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России с ***. В настоящее время сведений о наличии рекомендации врача на ношение ортопедической обуви, а также на использование деревянного щита на спальном месте в амбулаторном отделении нет, так как медицинская карта амбулаторного больного направлена в суд. ИПРА по имеющейся инвалидности рекомендаций на предоставление ортопедической обуви не установлено.

*** начальником отдела безопасности ФИО1 с участием ФИО3 в присутствии Гнездилова В.Ю. проведен обыск, по результатам которого у осужденного изъято: сумка спортивная (2 шт.), аудио-видеоплеер Texet (1 шт.), аудио-видеоплеер Ritmix (1 шт.), пульты дистанционного управления б/у (2 шт.), медицинский градусник в футляре (1 шт.), зарядное устройство (1 шт.), аудионаушники б/у (1 шт.). С указанным актом Гнездилов В.Ю. ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись на документе, замечаний от него не поступило.

Изъятые вещи по акту № от *** сданы на склад.

*** ЗДПНУ ФИО4 с участием мл.инспектора отдела безопасности ФИО5 проведен обыск, по результатам которого у осужденного Гнездилова В.Ю. изъято: пластиковая бутылка (1 шт.), саморезы россыпью, обрывки электропроводов, стеклянные банки (2 шт.), самодельный кипятильник (3 шт.), зеркало без рамки (2 шт.), самодельная веревка примерно 2 метра.

Согласно акту обыска, проведенного *** в отряде № 2, обнаружено и изъято: бутылка пластиковая (4 шт.), обрывки проводов (3 шт.), наждачная бумага, зеркало без оправы (1 шт.), пожароопасный электрокипятильник (1 шт.).

*** начальником ОВРсО ФИО6 совместно с начальником отряда Анохиным В.В. проведен обыск, в ходе которого у осужденного Гнездилова В.Ю. обнаружены и изъяты: 2 пары черных полуботинок ECCO, кроссовки Adidas, полотенце зеленого цвета (1 шт.), футболка серого цвета (1 шт.), брюки спортивные серые (1 шт.).

Таким образом, судом установлено, что вещи и предметы, изъятые у административного истца, относятся к перечню вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Оснований не доверять доказательствам, представленным административными ответчиками, отвечающим требованиям допустимости, относимости и достоверности, у суда не имеется.

В соответствии с части 5 статьи 82 УИК РФ осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

Факт изъятия у Гнездилова В.Ю. кроссовок, как предмета (вещи) неустановленного образца, и передачи их на склад подтверждается материалами административного дела.

Исходя из документов по досмотру и изъятию вещей, представленных административным ответчиком, оснований полагать, что осужденный Гнездилов В.Ю. был не согласен с действиями сотрудников, проводивших указанные действия, не следует. Каких-либо доказательств на момент проведения обыска и изъятия вещей, свидетельствующих о наличии возможности пользоваться вещами, в том числе по медицинским показаниям и рекомендациям врача, не представлено.

Анализируя представленные в материалы дела и исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что каких-либо действий при проведении обыска осужденного Гнездилова В.Ю., при изъятии у него вещей, нарушающих права административного истца, либо не соответствующих действующему законодательству, установлено не было. Доказательств обратному суду не представлено.

При этом суд также учитывает, что в акте обыска от *** имеется собственноручная подпись Гнездилова В.Ю. о получении 1 пары черных полуботинок ECCO.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование Гнездилова В.Ю. о признании действий должностного лица ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области при изъятии у него вещей незаконными, удовлетворению не подлежит. Данные действия совершены уполномоченными на то лицами, в соответствии с требованиями действующего законодательства, направленны на выявление фактов и признаков приготовления к совершению побегов и правонарушений на территории учреждений, обнаружение и изъятие на объектах учреждений и режимных территориях предметов, веществ и продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать, а так же с целью выявления и пресечения запрещенных связей осужденных иными лицами приказано.

Сам факт проведения обыска в помещении отряда, где содержится административный истец, не ущемляет его права и законные интересы, поскольку проведение обыска помещения, где находится административный истец, является не правом, а обязанностью должностных лиц ФСИН России.

Иные доводы административного истца о нарушении его прав действиями (бездействием) административного ответчика суд признает несостоятельными, как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела, основанными на субъективном восприятии условий содержания в исправительном учреждении.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при разрешении настоящего административного иска не установлена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушений прав Гнездилова В.Ю. административными ответчиками не допущено, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных Гнездиловым В.Ю. требований.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконными действий (бездействия) и взыскании компенсации не подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1509/2023 ~ М-1244/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гнездилов Виталий Юрьевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области
Начальник ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Федоров Олег Александрович
Начальник отряда № 2 ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Анохин Вадим Валентинович
Другие
УФСИН России по Мурманской области
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Романюк Любовь Олеговна
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация административного искового заявления
13.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2023Предварительное судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
03.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
15.01.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Дело оформлено
29.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее