Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-121/2024 (2а-2494/2023;) ~ M-2097/2023 от 13.11.2023

37RS0005-01-2023-002636-37

Дело № 2а-121/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2024 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Чеботаревой Е. В.,

при секретаре Кротовой А. Е.,

с участием:

административного истца Толоконниковой Г. И., ее представителя – адвоката Беловой И. Ф.,

представителя административного ответчика администрации Ивановского муниципального района – Бирюковой Е. Н.,

заинтересованного лица Толоконникова П. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толоконниковой Галины Ивановны к Главе Ивановского муниципального района Низову С. В., администрации Ивановского муниципального района Ивановского области о признании действия незаконным,

установил:

Толоконникова Г. И. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным действия Главы Ивановского муниципального района Низова С. В., выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию Ивановского муниципального района устранить нарушение прав и законных интересов Толоконниковой Г. И. и заключить с нею договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №; расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Толоконникова Г. И. в соответствии с договором от 17.07.1996 получила в дар земельный участок по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., для ведения садоводства и огородничества, которому в дальнейшем был присвоен кадастровый №. С 28.12.2016 собственником указанного земельного участка является сын Толоконниковой Г. И. – Толоконников П. В. С 1996 года Толоконникова Г. И. с семьей использовала и соседний заброшенный земельный участок. Заброшенный земельный участок был облагорожен (очищен от травы и зарослей кустарника, высажены ели). В 1997 году оба земельных участка обнесены единым забором из сетки-рыбица, на спорном земельном участке возведено сооружение – цистерна для водоснабжения. Ежегодно указанный земельный участок возделывался и обрабатывался. 19.12.2005 Толоконникова Г. И. обратилась с заявлением в Озерновскую сельскую администрацию Ивановского района о представлении используемого земельного участка из земель поселенийдля ведения личного подсобного хозяйства. Озерновской сельской администрацией Ивановского района был сформирован земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, площадью № кв.м., с целью его представления для ведения личного подсобного хозяйства (постановление администрации поселения № 42 от 20.12.2005). В дальнейшем постановлением администрации от 14.02.2006 № 9 уточнена адресная часть, а именно фраза «<адрес>» заменена фразой «<адрес>, у <адрес>». Толоконникова Г. И. оплатила проведение работ по установлению границ спорного земельного участка специализированной организацией. Границы 23.01.2016 были согласованы. 13.04.2006 сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:05:010203:71 были внесены в государственный кадастр недвижимости. Однако орган местного самоуправления решения о представлении испрашиваемого земельного участка Толоконниковой Г. И. не принял, соответствующий акт ненормативного характера издан не был. ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке с кадастровым номером № исключены из ЕГРН. В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1101 +/- 12 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по адресу: <адрес>, поставленном на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о местоположении указанного земельного участка совпадают с земельным участком с кадастровым номером №. Толоконниковой Г. И. спорный земельный участок с 1996 года используется по целевому назначению – для ведения личного подсобного хозяйства (выращивания ягод, овощей, плодовых кустарников); с 1997 года для полива насаждений используется сооружение – цистерна для водоснабжения. Согласно заключению Матвеева С. Ю. от 23.12.2022 № 043/2022 сооружение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 37:05:010203:386, является объектом капитального строительства, его конструктивные характеристики не позволяют осуществить его демонтаж, перемещение и последующую сборку на новом месте без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик. Право Толоконниковой Г. И. на использование земельного участка администрацией Ивановского муниципального района не оспаривалось, правопритязаний на земельный участок, сооружение на нем в течение всего времени пользования ими Толоконниковой Г. И. не заявлялось. Толоконникова Г. И. 10.07.2023 обратилась с заявлением к Главе Ивановского муниципального района Низову С. В. о представлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов по кадастровой стоимости 131129,1 руб. Письмом от 07.08.2023 за № 5792-03 за подписью Главы Ивановского муниципального района Низова С. В. Толоконниковой Г. И. отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов на том основании, что заявителем не представлены документы, подтверждающие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в ЕГРН сведения об указанном в обращении объекте отсутствуют. Однако на дату возведения объекта недвижимости (1997 год) не требовалась его постановка на государственный кадастровый учет. Принятое решение противоречит требованиям пп. 8 п. 8 ст. 39.11, ст. 39.10, пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).

В судебном заседании административный истец Толоконникова Г. И. и ее представитель Белова И. Ф. заявленные административные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, привели следующее дополнительное письменное обоснование правовой позиции. В нарушение п. 3.3.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Представление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» утвержденного постановлением Администрации от 07.09.2022 № 1310 (далее по тексту – Административный регламент), не представлено доказательств принадлежности рукописной надписи руководителю Управления. В нарушение п. 3.3.5 Административного регламента специалистом, осуществляющим муниципальную услуг, не были направлены запросы в порядке межведомственного взаимодействия в орган, уполномоченный на представление соответствующих сведений, о наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимости на испрашиваемом земельном участке – сооружения – цистерна для водоснабжения. В нарушение требований п.п. 3.4.1, 3.4.2 Административного регламента отказ в представлении муниципальной услуги подготовлен без получения ответов на запросы в порядке межведомственного взаимодействия. Нарушен максимальный срок представления муниципальной услуги, установленный п. 2.4 Административного регламента. Отказ в представлении земельного участка без проведения торгов на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, пп. 1 п. 2.8.1 Административного регламента является незаконным. Административным ответчиком не производилось опубликование извещения о представлении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и дальнейших действий, чем нарушил требования ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ.

Представитель административного ответчика администрации Ивановского муниципального района– Бирюкова Е. Н. возражала против удовлетворения заявленного административного иска, указав, что интересы административного истца не нарушены, поскольку она не является собственником смежного со спорным земельного участка, таковым является ее сын. Права собственности на расположенное на земельном участке сооружение – цистерну не зарегистрированы в ЕГРН. Подписан ответ уполномоченным лицом – Главой Ивановского муниципального района Низовым С. В. его полномочия прописаны в Уставе. Срок оказания услуги исчисляется в календарных дня и не нарушен. Опубликования извещения о представлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в данном случае не требовалось.

Административный ответчик Глава Ивановского муниципального района Низов С. В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Толоконников П. В. административный иск поддержал, просил его удовлетворить.

Заинтересованное лицо Яблоков С. В. до объявления перерыва в судебном заседании поддержал позицию представителя административного ответчика об отсуствии оснований для удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо Погорелов Е. П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялся в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).

Выслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.ч. 1 и 2 ст. 46).

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено ч. 1 ст. 218 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями обоспариваниирешений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Судом установлено, что Толоконникова Г.И. на основании договора дарения земельного участка от 17.07.1996 являлась собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу:<адрес>, д. <адрес>,

На основании договора дарения от земельного участка с долей в праве общей собственности на жилой дом от 15.11.2016 собственником указанного земельного участка является сын Толоконниковой Г.И. – Толоконников П.В.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым № имеет площадь 1100 +/- 23,2 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно доводам, приведенным в административном иске, а также пояснениям стороны административного истца, данным в ходе рассмотрения дела, Толоконникова Г. И. месте со своей семьей с 1996 года пользовалась смежным земельным участком, площадью 1100 +/- 23,2 кв.м. по адресу:<адрес>. В 1997 году оба участка были объединены одним забором.

Ранее Толоконникова Г. И. предпринимала меры к оформлению спорного земельного участка в собственность.

Постановлением Озерновской сельской администрации Ивановского района Ивановской области от 20.12.2005 № 42 «О формировании земельного участка по адресу: Ивановская область, Ивановский район, Озерновская сельская администрация, деревня Каликино, 7» от 19.12.2005 на основании заявления Толоконниковой Г. И. постановлено сформировать земельный участок по адресу: <адрес>,<адрес>, площадью № кв.м., с целью предоставления его для ведения личного подсобного хозяйства из земель поселения Озерновской сельского администрации.

Постановлением администрации Озерновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 14.02.2006 № 9 в текст постановления главы Озерновской сельской администрации № 42 от 20.12.2005 «О формировании земельного участка по адресу: <адрес> внесено следующее изменение: фразу «<адрес>» постановлено заменить и читать: «<адрес>».

Указанному земельному участку 13.04.2006 присвоен кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что следует из выписки из ЕГРН.

На основании обращения Толоконниковой Г. И. 04.05.2006 актом Территориального (межрайонного) отдела№ 1 Управления Роснедвижимости по Ивановской области установлена нормативная цена земельного участка у д. 7 д. Каликино Озерновского сельского поселения с кадастровым номером 37:05:010203:71, площадью 1100 кв.м. – 20482 руб. Согласно кадастровой справке от 29.07.2016 кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2014, составляла 131007,8 руб. Аналогичные сведения о кадастровой стоимости отражены и в истребованной судом выписке из ЕГРН.

Из указанной выписки из ЕГРН следует, что объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером № был снят с кадастрового учета 17.02.2020.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, 15.08.2022 на кадастровый учет поставлен земельный участок с адресной частью:<адрес>, с присвоением кадастрового номера №, площадь земельного участка составляет 1101 +/- 12 кв.м., кадастровая стоимость – 104528,94 руб., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Административным истцом в материалы дела представлена справка, составленная 01.11.2022 кадастровым инженером ООО «Ивгеопроект» Шишловым Л. В., в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером37:05:010203:386, сведения о местоположении которого содержатся в ЕГРН, совпадает по местоположению с земельным участком с кадастровым №, сведения о котором исключены из ЕГРН.

Как следует из полученной судом выписки в ЕГРН сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером № постановленных на кадастровый учет объектов недвижимости отсутствуют.

Согласно доводам стороны административного истца в 1997 года на земельном участке с кадастровым № был возведен объект – цистерна для водоснабжения.

Фактическое нахождение такого объекта зафиксировано на представленных фотоматериалах, его наличие лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

По заказу Толоконниковой Г. И. на указанное сооружение 29.11.2022 подготовлен технический план, согласно которому сооружение является инженерным, представляет собой цистерну, установленную на опорную металлическую конструкцию с бетонным основанием, обеспечивающую подачу воды для полива насаждений, год завершения строительства – 1997, площадь застройки – 4,5 кв.м., высота – 7 кв.м.

В соответствии с заключением специалиста Матвеева С. Ю. № 043/2022 сооружение, расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу:<адрес>,является объектом капитального строительства.

Из сообщения администрации Ивановского муниципального района от 09.01.2023, данного в ответ на обращение Толоконниковой Г. И., следует, что специалистами Управления координации земельных отношений администрации Ивановского муниципального района на основании акта № 04-175 проверки соблюдения земельного законодательства от 11.10.2021 был установлен факт использования собственником земельного участка с кадастровым номером № земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, расположенных в кадастровом квартале №. В ходе выездного мероприятия от 28.09.2021 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № и земли, находящиеся в государственной неразграниченной собственности, прилегающие с северо-западной стороны к земельному участку, огорожены единым забором и используются как единое целое. Также на землях, находящихся в государственной неразграниченной собственности, расположены две теплицы, водокачка, сооружение вспомогательного назначения (деревянный короб). По результатам проверки собственнику земельного участка с кадастровым номером № было выдано предписание № 104 от 11.10.2021 со сроком устранения выявленного нарушения. По состоянию на 29.12.2022 нарушения не устранены.

Толоконникова Г. И. 10.07.2023 обратилась с заявлением в администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области (заявление адресовано Главе Ивановского муниципального района Ивановской области Низову С. В.), в котором просила: предоставить в собственность без проведения торгов по кадастровой стоимости 131129,1 кв.м. земельный участокс кадастровым №, расположенный по адресу:<адрес>, площадью 1101 +/- 12 кв.м., с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, на котором расположено сооружение – объект капитального строительства – цистерна для водоснабжения 1997 года постройки, на основании пп. 6 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ. В заявлении указано на приложение к нему копий паспорта ФИО2, выписки из ЕГРН на объект недвижимости, технического плана сооружения, заключения № 043/2022 от 23.12.2022.

Администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области Толоконниковой Г. И.отказано в представлении в собственность земельного участка со ссылкой на п. 2 ст. 39.3 (в том числе пп. 6 указанного пункта), п. 1 ст. 39.20, ст. 39.16 ЗК РФ, пп. 1 п. 2.8.1 Административного регламента, с указанием на непредставление документов, подтверждающих в установленном порядке государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав недвижимости имущества, отсутствие информации об указанном в обращении объекте в ЕГРН, а также на принятие во внимание решение суда по иску о признании права собственности на земельный участок.

Из представленных администрацией Ивановского муниципального района документов также следует, что 30.06.2022 в адрес администрации поступало заявление Яблокова С. В., в котором он просил предварительно согласовать схему расположения земельного участка для представления в собственность. Из приложенной к заявлению схемы следует, что к согласованию была заявлена территория, из которой в настоящее время образован и постановлен на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №. В сообщении от 22.07.2022 администрацией указано на то, что с учетом дополнительно поступившего заявления о представлении земельного участка, границы которого полностью накладываются на испрашиваемый земельный участок, принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка; также обращено внимание на то, что администрацией будут проведены кадастровые работы по образованию земельного участка и внесению сведений в ЕГРН с целью его последующего представления посредством проведения аукциона, в порядке, предусмотренном ст. 39.12 ЗК РФ.

Из имеющейся в деле выписки из ЕГРН следует, что Яблоков С. В. является собственником смежного с испрашиваемым земельного участка с кадастровым номером №

04.04.2022 в администрацию Ивановского муниципального района поступало заявление Толоконникова П. В., в котором он просил предварительно согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для представления в аренду. На данное заявление администрацией в ответе от 22.07.2022 указано на отказ в предварительном согласовании представления земельного участка. Основания для такого отказа являются аналогичными, указанным в сообщении от 22.07.2022, адресованном Яблокову С. В.

Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 08.08.2022 № 1164 утверждена схема расположения земельного участка, координаты которого соответствую координатам постановленного на кадастровый учет 15.08.2022 земельного участка с кадастровым номером 37:05:010203:386. Срок действия настоящего постановления составляет 2 года.

06.09.2022 администрацией Ивановского муниципального района издано постановление № 1297 о проведении аукциона по продаже земельного участка из земель категории «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 37:05:010203:386, общей площадью 1101 кв.м., с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», с установлением начальной цены предмета аукциона на основании отчета № 81-08/2022 от 29.08.2022 в размере 285000 руб., с шагом аукциона в размере 3% от начальной цены предмета аукциона – 8550 руб.

Из представленных в дело сведений следует, что земельный участок с кадастровым номером № был выставлен на торги, аукцион отменен 07.10.2022 по решению организатора. Из протокола об отмене проведения аукциона от 07.10.2022 следует, что основанием для такого решения послужило вынесение Ивановским районным судом Ивановской области определения от 29.09.2022 о принятии мер по обеспечению иска. Из пояснений сторон, следует, что заявленной Толоконниковой Г. И. мерой по обеспечению иска являлось – наложение ареста на земельный участок с кадастровым номером №.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что Толоконникова Г. И. обращалась в суд с иском к администрации Ивановского муниципального района, в котором просила признать за ней право собственности на объект недвижимости – сооружение (цистерну для водоснабжения), расположенный на земельном участке с кадастровым номером №; возложить на администрацию Ивановского муниципального района обязанность заключить с нею договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 37:05:010203:386, без проведения торгов, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 31.03.2023 в удовлетворении требований Толоконникова Г. И. отказано в полном объеме.

Данным решением суда установлено, что Толоконниковой Г. И. процедура приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:05:010203:71 не была завершена, ни договор аренды земельного участка, ни договор купли-продажи в отношении спорного земельного участка Толоконниковой Г. И. не заключались, земельный участок на каком-либо праве Толоконниковой Г. И. не передавался. Принимая во внимание, что спорное строение фактически является самовольной постройкой, поскольку было создано на земельном участке, который не был в установленном законом порядке отведен для этих целей (для строительства цистерны), при этом постройка объекта недвижимости осуществлена на земельном участке, не принадлежащем истцу на каком-либо вещном праве, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на данный объект.

Кроме того, судом указано на то, что возведенный истцом объект недвижимости (цистерна) имеет вспомогательное назначение, его создание не отвечает первоначальным целям предоставления земельного участка. Реализация исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, указанного в положениях ст. 39.20 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ возможна с учетом назначения возведенного строения - как объекта гражданских прав. Возведение на земельном участке хозяйственной или иной вспомогательной постройки, не влечет возникновение у ее собственника права на приобретение участка в собственность в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.

Толоконниковой Г. И. не были представлены допустимые достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие тот факт, что объект недвижимости, возведенный на спорном земельном участке, вид разрешенного использования которого - для ведения личного подсобного хозяйства, является самостоятельным объектом недвижимости и принадлежит истцу на праве собственности. Сам по себе факт наличия на земельном участке хозяйственной постройки не порождает право истца на приобретение земельного участка в собственность, поскольку данный объект не имеет самостоятельного функционального значения, носит вспомогательный характер и не отвечает первоначальным целям предоставления земельного участка.

При этом следует учитывать наличие данных о том, что испрашиваемый земельный участок значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации расположенного на нем объекта. Необходимость предоставления земельного участка площадью 1101 кв.м. для использования и эксплуатации строения, площадью 4,5 кв.м., не доказана. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оснований для возложения на администрацию обязанности по заключению с Толоконниковой Г. И. договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов не имеется.

Апелляционным определением Ивановского областного суда от 03.07.2023 решение Ивановского районного суда Ивановской области от 31.03.2023 оставлено без изменения. Данным судебным актом также установлено, что ввиду отсутствия права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, в силу положений статьи 39.20 ЗК РФ Толоконникова Г. И. не может быть признана лицом, обладающим исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность. Длительность владения земельным участком, находящимся в государственной собственности, такого права не предоставляет.

Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2023 решением Ивановского районного суда Ивановской области от 31.03.2023 и апелляционное определение Ивановского областного суда от 03.07.2023 оставлены без изменения.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Обстоятельства, учитываемые при вынесении решения Ивановского районного суда Ивановской области от 31.03.2023, на дату обращения Толоконникой Г. И. к административным ответчикам и дату вынесения оспариваемого решения, а также на дату рассмотрения настоящего дела фактически не изменились. При таких обстоятельствах, установленные приведенными выше судебными актами обстоятельства являются обязательными при рассмотрении данного административного спора.

Как следует из ч. 3 ст.55 КонституцииРоссийской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

В пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.1 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса

Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Статьей 39.20 ЗК РФ установлено исключительное, а п. 3 ст. 35 ЗК РФ - преимущественное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из содержания указанного положения ст. 39.20 ЗК РФ следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Одним из обязательных условий признания права собственности на самовольную постройку является предоставление осуществившему ее лицу земельного участка в установленном порядке. При этом отсутствие права на земельный участок исключает возможность признания права собственности на самовольную постройку, находящуюся на таком участке.

Предоставлениев собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользованиеземельногоучастка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 ЗК РФ.

При этом для решения вопроса опредоставленииземельногоучасткабез проведения торгов ст. 39.14ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином, в том числезаявления о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Как установлено, судом Толоконникова Г. И. обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по основанию, предусмотренному пп. 6 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ, с учетом расположения на испрашиваемом участке сооружения – цистерны для водоснабжения, что прямо указано в заявлении. Вместе с тем, как установлено, в том числе вступившими в законную силу судебными актами, указанное сооружение фактически является самовольной постройкой, право собственности на которое у Толоконниковой Г. И. не возникло, поскольку было создано на земельном участке, который не был в установленном законом порядке отведен для этих целей и не представлялся ей на каком-либо вещном праве. Кроме того, данный объект не имеет самостоятельного функционального значения, носит вспомогательный характер и не отвечает первоначальным целям предоставления земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства.

Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу о том, что действия, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов по пп. 5 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ, ответ о чем дан в письме от 07.08.2023 № 5792-03 за подписью Главы Ивановского муниципального района Низова С. В., соответствуют действующему законодательству, в том числе соответствует положениям, установленнымАдминистративным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Представление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» утвержденного постановлением Администрации от 07.09.2022 № 1310 (далее по тексту – Административный регламент).

Доводы стороны административного истца о наличии оснований для признания оспариваемых действий незаконными в силу нарушения процедуры, установленной Административным регламентом, суд находит не состоятельными.

Пункт 3.3.1 Административного регламента определяет срок назначения исполнителя для рассмотрения поступившего заявления. На карточке входящего документа имеется указание о назначении исполнителя Вераксо А. В. Именно данное лицо указано в качестве исполнителя в оспариваемом решении (письме от 07.08.2023 № 5792-03). Сведений, указывающих на то, что исполнитель был назначен не уполномоченным на то лицом, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Нарушений п. 3.3.5 Административного регламента судом также не установлено. Как следует из документов, представленных стороной административного ответчика, в распоряжении Управления координации земельных отношений в период рассмотрения обращения Толоконниковой Г. И. имелась выписка из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок, датированная 27.07.2023, необходимая для проверки сведений о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости, расположенные в пределах испрашиваемого участка. Именно на основании данных, полученных в порядке межведомственного взаимодействия,об отсутствии запрашиваемых сведений, предусмотренных подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 Административного регламента, специалистом в соответствии с п. 3.3.6 Административного регламента подготавливается уведомление в адрес заявителя б отказе в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.8 Административного регламента. Пункт 3.4 определяет два варианта принятия решения по результатам оказания услуги, п. 3.4.2 в том числе указывает на необходимость подготовки специалистом письменного уведомления в адрес заявителя с обоснованием причин отказа в предоставлении муниципальной услуги при наличии оснований, установленных п. 2.8 Административного регламента, при этом каких-либо ссылок на получение ответов в порядке межведомственного взаимодействия не содержит.

Само по себе нарушение сроков выполнения процедурных действий, в том числе истребования дополнительных сведений, и представления самой услуги, не свидетельствует о незаконности результата оказанной услуги, поскольку установленные сроки не являются пресекательными.

Уведомление об отказе в представлении земельного участка в собственность без проведения торгов вопреки иной позиции стороны административного ответчика подписано уполномоченным на то должностным лицом – Главой Ивановского муниципального района Низовым С. В.

Иных оснований для предоставления земельного участка без проведения аукциона в данном случае не имелось, в том числе с учетом ранее принятых в порядке ст. 39.18 ЗК РФ уполномоченным органом решений об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона по обращениям иных лиц (Яблокова С. В. и Толоконникова П. В.), после которых муниципальным органом приняты меры по образованию испрашиваемого земельного участка, а также принято решение о проведении аукциона.

Кроме того, административным истцом в нарушение требований п. п. 2, 3 ч. 2 ст.62 КАС РФне представлено относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих то, что оспариваемыми действиями административных ответчиков нарушены его права, свободы и законные интересы.Толоконникова Г. И. вправе реализовать право на получение в собственность земельного участка в ином порядке.

Согласно ч. 2 ст. 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения органа государственной власти только в том случае, если установит, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения органа государственной власти (пункт 2).

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия, выразившиеся в отказе в представлении в собственность земельного участка без проведения торгов, соответствует законодательству и не нарушают права Толоконниковой Г. И., в связи с чем, считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Иные доводы административного истца, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела и не влияют на изложенные выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.01.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-121/2024 (2а-2494/2023;) ~ M-2097/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Толоконникова Галина Ивановна
Ответчики
Администрация Ивановского муниципального района
Глава Администрации Ивановского муницпального района Низов Сергей Валерьевич
Другие
Погорелов Евгений Павлович
Яблоков Сергей Валерьевич
Толоконников Павел Валерьевич
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Чеботарева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
ivanovsky--iwn.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация административного искового заявления
13.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее