Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-938/2024 ~ М-666/2024 от 29.05.2024

Административное дело № 2а-938/2024

УИД 21RS0006-01-2024-001209-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2024 года                                                                                      г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи                                              Софроновой С.В.,

при секретаре                                                                         Шмелевой И.В.,

с участием

помощника Канашского межрайонного прокурора           Васильевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Камальдинову К.М. о прекращении действия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами и обязании сдать водительское удостоверение,

установил:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Камальдинову К.М. о прекращении действия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами и обязании сдать водительское удостоверение.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения Канашской межрайонной прокуратурой установлены факты управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания на данный вид деятельности. В ходе проверки установлено, что Камальдинов К.М. ДД.ММ.ГГГГ получил водительское удостоверение серии № категории «<данные изъяты>». Проверкой установлено, что Камальдинов К.М. с ДД.ММ.ГГГГ состоит под диспансерным наблюдением у врача психиатра-нарколога с диагнозом «<данные изъяты>». Указанный диагноз в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 относится к перечню медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами. Следовательно, Камальдинов К.М. незаконно обладает правом на управление транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. В результате нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, создается опасность причинения вреда их жизни и здоровью. В связи с чем просит суд прекратить действие водительского удостоверения серии № на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя последнего; обязать Камальдинова К.М. сдать указанное водительское удостоверение в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> по вступлению решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец – помощник Канашского межрайонного прокурора Васильева Т.Ю. административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям и просила удовлетворить его.

Административный ответчик Камальдинов К.М. в судебное заседание не явился. Судебная повестка на имя административного ответчика Камальдинова К.М. о времени и месте судебного заседания была направлена судом по месту его регистрации заказным письмом с уведомлением о вручении, возвращенном с отметкой «Истек срок хранения».

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Суд считает, что административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное», и в силу ч. 2 ст. 100 КАС РФ считает его извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Поскольку явка административного ответчика в судебное заседание не была признана обязательной, то суд рассмотрел дело в отсутствие Камальдинова К.М.

Заинтересованное лицо Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. №).

Заинтересованное лицо Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике при наличии надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направило.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статьи 1 и 3).

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством комплекса мер, включая проведение мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 5).

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ст. 23).

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункты 1 и 2 статьи 24).

В соответствии со статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителей медицинских противопоказаний.

В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения Канашской межрайонной прокуратурой установлены факты наличия действующего водительского удостоверения на право управления транспортными средствами у лиц, имеющих медицинские противопоказания на данный вид деятельности.

Так, из материалов дела следует, что Камальдинову К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано водительское удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ категории «<данные изъяты>» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

БУ <данные изъяты>» Минздрава <адрес> на имя заместителя прокурора представлены сведения о том, что Камальдинов К.М. состоит на диспансерном наблюдении в наркологическом кабинете с ДД.ММ.ГГГГ. Диагноз: <данные изъяты>. (л.д. №).

Также согласно сообщению БУ «<данные изъяты>» Минздрава <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Камальдинов К.М. состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с диагнозом «<данные изъяты> (л.д. №).

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019) утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым водители автомобилей, которые имеют психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, допускаются к управлению транспортным средством после прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (группа кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10 пересмотр) - МКБ-10).

В соответствии с МКБ-10 кодом <данные изъяты> обозначается «<данные изъяты>».

В соответствии с пунктом 13 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1034н, врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной, неотложной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам.

В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным этим же приказом, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных паталогических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2).

В соответствии с п. 12 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н «Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, в следующих случаях:

1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:

- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;

- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

2) наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.

Таким образом, необходимым условием для снятия с учета (диспансерного наблюдения) является наличие стойкой ремиссии.

В настоящее время у Камальдинова К.М. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством.

Разрешая административный иск, суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, на основе представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

При этом суд исходит из того, что состояние административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами источниками повышенной опасности, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у Камальдинова К.М. заболевания являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.

В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что заболевание с кодом по МКБ-10 пересмотра – <данные изъяты>, имеющееся у Камальдинова К.М., входит в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1064 от 29 декабря 2014 года, и является препятствием к управлению транспортным средством. В установленном порядке Камальдиновым К.М. выставленный ему диагноз не оспаривался, недействительным не признан.

С учетом установленных судом по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что требования прокурора о прекращении действия водительского удостоверения серии № на право управления транспортными средствами категорий «<данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Камальдинова К.М., подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 28 Закона № 196-ФЗ и пункта 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1191, в случае если у ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортным средством» российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Сведений о сдаче водительского удостоверения Камальдиновым К.М. в материалах дела не имеется. С учетом этого суд возлагает на Камальдинова К.М. обязанность сдать водительское удостоверение в РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> по вступлении решения суда в законную силу.

С учетом положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика Камальдинова К.М. подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ <░░░░░> № ░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №).

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░. 28 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ № 196-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14.11.2014 ░░░░ № 1191.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-938/2024 ~ М-666/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
Камальдинов Камиль Маратович
Другие
БУ ЧР "Канашский ММЦ" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Софронова Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация административного искового заявления
29.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее