РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело №
г. Великий Новгород |
19 августа 2019 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
представителя административного истца – Территориальной избирательной комиссии Новгородского района – председателя Территориальной избирательной комиссии Новгородского района Мазуновой С.Ю.,
административного ответчика, представителя заинтересованного лица – Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» – Иванова Н.А.,
представителя заинтересованного лица – Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» – Федоровой В.В.,
представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии Новгородской области – Балковой Н.А.,
прокурора – старшего помощника прокурора Новгородского района Новгородской области Тимофеевой С.М.,
секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Новгородского района к кандидату на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района Иванову Н.А. об отмене регистрации кандидата,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилась Территориальная избирательная комиссия Новгородского района с административным иском к кандидату на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района Иванову Н.А. об отмене регистрации кандидата.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Новгородского района от 29 июля 2019 года № 114/3-4 Иванов Н.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района. Между тем данное постановление принято с нарушением положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 1 статьи 26, пункта 2 части 5 статьи 27, части 1 статьи 47 областного закона от 21 июня 2007 года № 121-ОЗ «О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области», поскольку нарушен порядок выдвижения Иванова Н.А. кандидатом на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района (конференция избирательного объединения НРО политической партии «РОТ ФРОНТ» 14 июля 2019 года, выдвинувшая Иванова Н.А. кандидатом, не может считаться конференцией, так как в соответствии с уставом данной партии конференция предполагает участие в ней делегатов от местных отделений, сведения о наличии которых отсутствуют), кандидатом Ивановым Н.А. не создан избирательный фонд.
Данные нарушения, по мнению Территориальной избирательной комиссии Новгородского района, являются основанием для отмены регистрации кандидата на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района Иванова Н.А.
Судом к участию в деле привлечены: в качестве заинтересованных лиц – Избирательная комиссия Новгородской области, Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт»; для дачи заключения – прокурор Новгородского района Новгородской области.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям. Административный ответчик Иванов Н.А., представители заинтересованного лица – НРО политической партии «РОТ ФРОНТ» возражали против удовлетворения административного иска. Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Новгородской области полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию – Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1) и определяя референдум и свободные выборы в качестве высшего непосредственного выражения власти народа (статья 3, часть 3), закрепляет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно части 2 статьи 4 областного закона от 2 декабря 2014 года № 674-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области, требованиях к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, учитываемых в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа, муниципального района» глава поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Решением Совета депутатов Савинского сельского поселения от 17 июня 2019 года № 84 «О назначении выборов Главы Савинского сельского поселения» на 8 сентября 2019 года назначены выборы Главы Савинского сельского поселения.
Данное решение официально опубликовано в газете «Звезда» 20 июня 2019 года.
Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от 18 декабря 2015 года « 135/24-5 «О формировании Территориальной избирательной комиссии Новгородского района на срок полномочий 2015 – 2020 годов» сформирован действующий состав Территориальной избирательной комиссии Новгородского района.
Постановлением Избирательной комиссии Новгородской области от 27 августа 2007 года № 4/14-4 «О возложении на территориальную избирательную комиссию Новгородского района полномочий избирательных комиссий Новгородского муниципального района, городских и сельских поселений, входящих в его состав» на Территориальную избирательную комиссию Новгородского района возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования – Савинского сельского поселения.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Новгородского района от 16 января 2019 года № 88/1-4 «О количестве избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Новгородского муниципального района» установлено число избирателей, участников референдума, зарегистрированных по месту жительства на территории Новгородского муниципального района по состоянию на 1 января 2019 года в разрезе избирательных участков, образованных на территории Новгородского муниципального района.
Распоряжением Администрации Савинского сельского поселения от 8 июля 2019 года № 106-рг «Об опубликовании списка избирательных участков» опубликован список избирательных участков, используемых при проведении выборов Главы Савинского сельского поселения Новгородского района, депутатов Совета депутатов Савинского сельского поселения Новгородского района второго созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года.
14 июля 2019 года избирательное объединение «Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» посредством электронной почты известило Территориальную избирательную комиссию Новгородского района о проведении Конференции НРО политической партии «РОТ ФРОНТ» по вопросу выдвижения кандидатов для участия в выборах Главы Савинского сельского поселения Новгородского района.
16 июля 2019 года в Территориальную избирательную комиссию Новгородского района поступили документы по выдвижению от Иванова Н.А., кандидата на выборах Главы Савинского седьского поселения|Новгородского района от избирательного объединения НРО политической партии «РОТ ФРОНТ».
16 июля в 16.20 Ивановым Н.А. было получено подтверждение о получении документов для уведомления о выдвижении избирательным объединением НРО политической партии «РОТ ФРОНТ». Кандидатом Ивановым Н.А. были представлены в Территориальную избирательную комиссию Новгородского района следующие документы:
выписка из протокола конференции избирательного объединения «Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» о выдвижении кандидата от 14 июля 2019 года на 1 л. в 1 экз.;
нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации НРО политической партии «РОТ ФРОНТ на 1 л. в 1 экз.;
решение конференции избирательного объединения «Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» «О назначении уполномоченных представителей избирательного объединения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 14 июля 2019 года на 1 л. в 1 экз.;
список уполномоченных представителей избирательного объединения на 1 л. в 1 экз.;
письменное согласие уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) на 1 л. в 1 экз.;
выписка из протокола конференции избирательного объединения «Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» о сокращенном наименовании избирательного объединения «Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 14 июля 2019 года на 1 л. в 1 экз.;
заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности на 1 л. в 1 экз.;
заявление кандидата об отказе от создания избирательного фонда на 1 л. в 1 экз.;
копия предъявленного в избирательную комиссию паспорта кандидата на 5 л. в 1 экз.;
сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, цепных бумагах на 1 л. в 1 экз.;
копия пенсионного удостоверения кандидата на 1 л. в 1 экз.
16 июля 2019 года в 16.20 Иванов Н.А. представил в Территориальную избирательную комиссию Новгородского района документы для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением «Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт»:
сведения об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, выдвинутого на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района на 1 л. в I экз.;
фото 3x4, 2 шт.
Согласно представленной кандидатом Ивановым Н.А. в Территориальную избирательную комиссию Новгородского района выписке из протокола конференции избирательного объединения Новгородское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 14 июля 2019 года всего было избрано 7 делегатов от 7 местных отделений; присутствовало (зарегистрировано) 7 делегатов от 7 местных отделений; решили:
принять участие в выборах Главы Савинского сельского поселения от Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» и внести в бюллетень для тайного голосования кандидатуру – Иванов Н.А.;
на основании письменного согласия и по итогам тайного голосования выдвинуть кандидатом на должность Главы Савинского сельского поселения от Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» Иванова Н.А.;
голосовали: «за» – 7.
Между тем согласно письму Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области от 1 августа 2019 года № 53/03-2104 Новгородским региональным отделением политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» не представлена информация о наличии местных отделений на территории Новгородской области.
Согласно статье 25 Федерального закона «О политических партиях» решение о выдвижении кандидатов региональным отделением политической партии принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2); решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (пункт 4); решения по вопросам, указанным в пунктах 1 – 3, 5 и 51 данной статьи, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 6); уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи (пункт 7).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона; при этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, – несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
В соответствии с пунктами 26, 30, 49 Устава Политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (РОТ ФРОНТ) местное отделение (районное, городское, районное в городах и т.д.) РОТ ФРОНТа образуется решением вышестоящей организации. Местные отделения входят в региональные отделения РОТ ФРОНТа. Высшим руководящим органом региональных (территориальных) отделений являются общее собрание или конференция. Конференция является правомочной, если в ее работе участвуют более половины избранных делегатов. Решения на конференции принимаются большинством голосов участвующих в работе конференции делегатов. Выборы делегатов на конференции местных и региональных отделений по выдвижению кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления проводятся на собраниях и конференциях первичных, местных и региональных отделений.
По мнению Территориальной избирательной комиссии Новгородского района, требования к выдвижению кандидата Иванова Н.А., предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», были нарушены тем, что местные отделения Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» фактически отсутствуют, в связи с чем конференцию Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» 14 июля 2019 года, выдвинувшую Иванова Н.А. кандидатом, нельзя считать легитимной.
Между тем Новгородским региональным отделением политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» представлено суду решение бюро данного регионального отделения от 5 мая 2019 года о создании семи местных отделений партии на территории Новгородской области в соответствии с пунктами 24, 26 Устава данной партии. Представлены также протоколы заседаний общих собраний каждого из местных отделений, которыми были выдвинуты делегаты на конференцию регионального отделения, состоявшуюся 14 июля 2019 года, документы, подтверждающие членство участников конференции в политической партии.
Сомневаться в достоверности представленных политической партией документов у суда оснований не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
Доказательства того, что Новгородским региональным отделением политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» нарушена данная обязанность по представлению один раз в три года в соответствующий орган указанной информации, суду не представлены. Обязанность уведомлять соответствующий орган о создании местных отделений в определенный срок со дня их создания или в период избирательной кампании действующее законодательство на политическую партию или ее региональное отделение не возлагает. Регистрация местных отделений, не являющихся юридическими лицами, законом не предусмотрена.
Показания свидетеля – члена Территориальной избирательной комиссии Новгородского района Мартыновой В.В., присутствовавшей на конференции Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» 14 июля 2019 года, о том, что в конференции приняли участи четыре женщины и трое мужчин, в ходе конференции местные отделения озвучены не были, решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, о наименовании политической партии, избирательного объединения для использования в избирательных документах, о предвыборной программе и эмблеме партии фактически не принимались, – не имеют существенного значения для разрешения дела и оцениваются судом критически, поскольку Мартынова В.В. как член Территориальной избирательной комиссии Новгородского района, административным истцом, может быть заинтересована в исходе настоящего дела.
Допущенные в протоколе конференции Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» 14 июля 2019 года опечатки в написании отчеств участников конференции Климова В.А., Дроздова В.М., Петровой Н.М. не влияют на существо дела.
Указание в протоколе заседания бюро Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» от 5 мая 2019 года на количество избранных членов бюро – 3, а голосовали «за» создание местных отделений – 7, является опечаткой, не ставящей под сомнение принятое решение. Из представленных документов видно, что членами бюро избраны три человека, и на заседании бюро 5 мая 2019 года все члены бюро проголосовали единогласно за создание местных отделений.
Расхождения в численности членов некоторых местных отделений, указанной в протоколах общих собраний местных отделений от 13 июля 2019 года, с численностью членов данных отделений, представленных политической партией суду по состоянию на 14 августа 2019 года, связано, как следует из объяснений представителя Новгородского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт», с выходом некоторых членов из партии после 13 июля 2019 года.
Таким образом, административный истец – Территориальная избирательная комиссия Новгородского района не представила достаточных и допустимых доказательств несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях». Представитель административного истца в судебном заседании подтвердила, что Территориальной избирательной комиссии Новгородского района не представилось возможным установить исполнение или неисполнение требований Федерального закона «О политических партиях» при выдвижении Иванова Н.А. кандидатом.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно); отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата.
Между тем, как следует из пункта 7 статьи 76 названного Федерального закона во взаимосвязи с пунктом 24 его статьи 38, несоздание кандидатом избирательного фонда не является основанием для отмены регистрации кандидата. Кроме того, данное обстоятельство не может считаться вновь открывшимся, поскольку, согласно пояснениям представителя Территориальной избирательной комиссии Новгородского района, на момент принятия решения о регистрации Иванова Н.А. в качестве кандидата, оно было известно Территориальной избирательной комиссии Новгородского района.
Таким образом, заявленные административным истцом основания отмены регистрации кандидата на должность Главы Савинского сельского поселения Новгородского района Иванова Н.А. отсутствуют.
Следовательно, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░ |
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.