№2а-5224/2023
10RS0011-01-2023-007241-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2023 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО7 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании распоряжений,
установил:
Соловьева Г.Н. обратилась в Петрозаводский городской суд к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с иском по тем основаниям, что распоряжением Министерства от 04.08.2022 №5654-м/20р было предварительно согласовано предоставление административному истцу в аренду земельного участка, площадью 1500 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, после чего участок был образован и поставлен на кадастровый учет за номером №. Письмом от 27.03.2023 года ответчик известил истца о вынесении Министерством распоряжения от 27.03.2023 года №1682-м/20р об отмене распоряжения от 04.08.2022 №5654-м/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Обоснованием оспариваемого решения от 27.03.2023 года выступает расположение образуемого земельного участка за границами населенного пункта на землях запаса в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта. Истец просит признать незаконным и отменить распоряжение Министерства от 27.03.2023 года №1682-м/20р об отмене распоряжения Министерства 04.08.2022 №5654-м/20р. Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу; <адрес>, в кадастровом квартале <адрес>, категория земель: земли запаса, вид разрешенного использования: запас.
Она же обратилась в Петрозаводский городской суд к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с иском по тем основаниям, что распоряжением Министерства от 17.08.2022 №5953-м/20р было предварительно согласовано предоставление административному истцу в аренду земельного участка, площадью 1500 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес>, после чего участок был образован и поставлен на кадастровый учет за номером <адрес>. Письмом от 27.03.2023 года ответчик известил истца о вынесении Министерством распоряжения от 27.03.2023 года №1681-м/20р об отмене распоряжения от 17.08.2022 №5953-м/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Обоснованием оспариваемого решения от 27.03.2023 года выступает расположение образуемого земельного участка за границами населенного пункта на землях запаса в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта. Истец просит признать незаконным и отменить распоряжение Министерства от 27.03.2023 года №1681-м/20р об отмене распоряжения Министерства 17.08.2022 №5953-м/20р. Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <адрес>, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, категория земель: земли запаса, вид разрешенного использования: запас.
Определение суда вышеуказанные иски объединены в одно пргоизводство.
Определением суда к участию в деле привлечены заинтересованные лица: Администрация Пряжинского национального района, Администрация Эссойльского сельского поселения, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Невско-Ладожское Бассейновое Водное Управление Федерального Агенства водных ресурсов.
В судебном заседании административный истец не участвовал, о рассмотрении дела извещен, его представитель Тинькин К.Ю. по доверенности иск поддержал.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Магоев А.В., действующий на основании доверенности, просил административный иск оставить без удовлетворения.
Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Иск подан в суд в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Судом установлено, что 01.06.2022 года ответчику поступили заявления Соловьевой Г.Н. о предварительном согласовании предоставления земельных участков согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью по 1500 кв.м каждый, расположенных в кадастровом квартале 10:21:0070502, по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район.
По результатам рассмотрения заявлений ответчиком изданы: распоряжение от 04.08.2022 №5654-м/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: Республика Карелия Пряжинский район. Земельный участок расположен в кадастровом квартале №. Вид разрешенного использования земельного участка «запас» (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3). Категория земель - «Земли запаса»; распоряжение от 17.08.2022 №5953-м/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> №. Вид разрешенного использования земельного участка «запас» (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3). Категория земель - «Земли запаса»;.
Истица выполнила условия распоряжений о постановке образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, кадастровый номер образованных земельных участков № и № соответственно.
Как то следует из письменного отзыва ответчика в рамках повторной аналитической работы с применением программного комплекса ГИС «ИнГЕО» ответчиком по карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района РК установлено, что образуемые земельные участки расположены за границами населенного пункта на землях запаса в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта оз. Сямозеро.
Письмами от 27.03.2023 года ответчик известил истца о вынесении Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия распоряжений от 27.03.2023 года №1681-м/20р об отмене распоряжения от 17.08.2022 №5953-м/20р и № №1682-м/20р об отмене распоряжения от 04.08.2022 №5654-м/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обосновывая тем, что испрашиваемые земельные участки располагаются за границами населенного пункта на землях запаса в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта. Указано, что использование земельных участков, расположенных на землях запаса с видом разрешенного использования - «запас» с возможным изменением вида на «ведение личного подсобного хозяйства» предусматривает осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, что влечет за собой нарушение требований, установленных ст.65 ВК РФ, в то время как использование таких земельных участков для целей, не связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, противоречит ст. 77 ЗК РФ. В оспариваемых распоряжениях причины отмены распоряжений от 04.08.2022 №5654-м/20р и 17.08.2022 №5953-м/20р не указаны.
Не согласившись с принятыми решениями административного органа, административный истец обратился в суд.
В силу положений ст. 10.1 ЗК РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановление Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В п.6 ст. 11.9 ЗК РФ указано, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Давая правовую оценку оспариваемому решению об отмене распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд исходит из того, что правовые основания для принятия оспариваемых распоряжений от 27.03.2023 у административного ответчика отсутствовали.
В силу пп.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - это в том числе водоохранные зоны и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев каналов, озер, водохранилищ и на которых -устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границе водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах прибрежных защитных полос наряду с перечисленными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (п.15 и п.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст.7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Целью использования земельного участка является возможность использования земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.072003г. № 112-ФЗ (далее - Закон № 112-ФЗ). Пунктом 1 ст.4 Закона № 112-ФЗ установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта.
Согласно п.3 ст.4 Закона № 112-ФЗ полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Министерство, отказывая административному истцу в удовлетворении его заявления, указывает на возможное нарушение норм действующего законодательства, поскольку использование испрашиваемых земельных участков, расположенных на землях запаса с видом разрешенного использования - «запас» с возможным изменением вида на «ведение личного подсобного хозяйства», предусматривает осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, что влечет за собой нарушение требований, установленных ст.65 ВК РФ, в то время как использование такого земельного участка для целей, не связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, противоречит ст.77 ЗК РФ.
Между тем, ведение личного подсобного хозяйства не предполагает в обязательном порядке проведение работ по распашке земель, при этом не запрещает установку некапитальных объектов строительства (хозяйственные постройки, теплицы и т.д.), а нормативное содержание указанных норм не усматривает безусловного запрета на использование земельного участка, находящегося в водоохраной зоне и (или) прибрежной защитной полосе, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Следовательно, ограничения, предусмотренные ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации распространятся не на все виды деятельности, включенные в понятие личного подсобного хозяйства.
Кроме того, согласно подпункту 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты. По определению, данному в ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые расположены за пределами водного объекта (они примыкают к границам водного объекта, а не включают его), водоохранные зоны предназначены для введения специального режима осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке, на котором установлены их границы, то есть их наличие не влияет на оборотоспособность самих земельных участков, возможность отчуждения которых из государственной или муниципальной собственности регулируется исключительно нормами ЗК РФ.
Из ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что земельные участки в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы изъяты из оборота, а значит, они могут находиться в аренде (в частной собственности). При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований. Данное решение является основанием для Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия для восстановления сведений ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.03.2023 ░░░░ №1681-░/20░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17.08.2022 №5953-░/20░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.03.2023 ░░░░ №1682-░/20░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 04.08.2022 №5654-░/20░.
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1500 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1500 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░8 600 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.07.2023