Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1789/2022 ~ М-868/2022 от 31.03.2022

Дело № 2а-1789/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи                                  Озаевой О.В.,

при секретаре                                                                          Сиденко П.В.,

     «09» июня 2022 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района Волгограда к Красноармейскому районному ОСП г. Волгограда Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Красноармейского РО СП УФССП России по Волгоградской области Ефентьевой Елене Васильевне об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района Волгограда обратилась в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что административный истец является должником по исполнительному производству № 192079/20/34039-ИП, возбужденному 12.11.2020г. на основании исполнительного документа, выданного по делу № 2а-1286/2020, с предметом исполнения: возложить на межведомственную комиссию обязанность в течение 30 дней с момента получения заключения Инспекции от 29.09.2019г. в отношении многоквартирного дома № 30 по ул. Саушинская в г. Волгограде рассмотреть заключение Инспекции в порядке, установленном Положением, принять по результатам рассмотрения решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

17 февраля 2021г. административным ответчиком было вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Указанное постановление считает незаконным, поскольку у межведомственной комиссии не имелось возможности предоставить судебному приставу-исполнителю доказательства о невозможности исполнения судебного решения. Также указывает на то, что имеются основания для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку межведомственная комиссия не вправе принимать решение в порядке, предусмотренном Положением № 47 в отношении многоквартирного дома без получения заключения специализированной организации. Стоимость заключения в отношении многоквартирного дома по ул. Саушинская, д. 30, составляет 37 546 рублей. После проведения процедуры по составлению сметы стоимости работ по выполнению инженерных обследований строительных конструкций здания, администрация Красноармейского района Волгограда на протяжении длительного времени направляла письма в администрацию Волгограда, в т.ч. в Департамент финансов администрации Волгограда, с просьбой выделить дополнительные лимиты бюджетных обязательств по проведению инструментального обследования дома для исполнения решения суда, однако до настоящего времени данный вопрос не решен.

Согласно положению о районной межведомственной комиссии, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 20.08.2015г. № 1207, районная межведомственная комиссия является постоянно действующим органом, не является юридическим лицом, не имеет собственного бюджета, какое-либо финансирование деятельности действующим законодательством РФ не предусмотрено. По указанным основаниям, административный истец просил освободить межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района Волгограда от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства № 192079/20/34039-ИП.

В судебное заседание представитель административного истца - Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района Волгограда не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики - Красноармейский РО СП УФССП России по Волгоградской области, судебный пристав-исполнитель Красноармейского РО СП УФССП России по Волгоградской области Ефентьева Е.В., представитель УФССП России по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области Паньшина О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

При этом частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены исполнительские действия, которые судебный пристав-исполнитель совершает в процессе исполнительного производства.

В судебном заседании установлено, что решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 22 июня 2020г. по делу № 2а-1286/2020 был удовлетворен административный иск Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области. На Межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района г. Волгограда возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 29 сентября 2019г. в отношении многоквартирного дома № 30 по ул. Саушинская в г. Волгограде рассмотреть заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в порядке, установленном Положением, принять по результатам рассмотрения решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Решение суда вступило в законную силу 24 сентября 2020 года.

Взыскателю был выдан исполнительный лист № 2а-1286/2020, предъявленный к исполнению в Красноармейский районный отдел судебных приставов г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области.

12 ноября 2020г. судебным приставом-исполнителем Красноармейского районного отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП по Волгоградской области в отношении Межведомственной комиссии было возбуждено исполнительное производство № 192079/20/34039-ИП.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 12 ноября 2020г., на основании ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» требования исполнительного документа подлежали исполнению - в пятидневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения должником копии постановления. Также должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства, направлено в порядке электронного документооборота.

23 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем Тюсиным Т.В. было вынесено постановление о взыскании с Межведомственной комиссии исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя от 25 марта 2021г., исполнительное производство было передано для дальнейшего исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области.

Разрешая заявленные административным истцом требования об освобождения от уплаты исполнительского сбора, суд приходит к следующему.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Ссылаясь на наличие объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда в установленные сроки, административный истец указывает, что добровольно исполнить постановление судебного пристава-исполнителя в установленный срок Межведомственной комиссии не представилось возможным по обстоятельствам, не зависящим от воли должника.

Постановлением администрации Волгограда от 20 августа 2015г. № 1207 «О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 06 мая 2006г. № 1043 «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда», утверждении Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда» утверждено Положение о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 5 указанного Положения о районной межведомственной комиссии, в компетенцию комиссии входит оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47.

Пунктом 44 Положения предусмотрено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Таким образом, для исполнения решения суда Межведомственная комиссия с привлечением специализированной организации должна провести оценку многоквартирного дома № 30 по ул. Саушинская в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, и на основании заключения специализированной организации, принять по результатам работы решение в соответствии с п. 47 Положения.

Представленными со стороны административного истца документами подтверждено, что до предъявления исполнительного документа к исполнению, в целях добровольного исполнения решения суда, была подготовлена смета расходов на составление заключения специализированной организации, стоимость заключения составляет 37 546 рублей.

04.03.2021г., 05.04.2021г., 28.04.2021г., 24.05.2021г., 05.07.2021г., 30.07.2021г., 03.09.2021г., 30.09.2021г., 29.10.2021г., 30.11.2021г., 29.12.2021г., 01.02.2022г. со стороны администрации Красноармейского района г. Волгограда в адрес начальника правового управления аппарата главы Волгограда, руководителя департамента финансов администрации Волгограда, контрольного управления главы Волгограда направлялись письма о выделении денежных средств на изготовление заключения специализированной организации. По состоянию на день рассмотрения дела денежные средства из бюджета г. Волгограда не выделены.

При этом, Межведомственная комиссия не является самостоятельным юридическим лицом, собственного бюджета не имеет, финансирование деятельности межведомственной комиссии не предусмотрено.

Таким образом, учитывая, что административный истец при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, принимает со своей стороны все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу о том, что Межведомственная комиссия должна быть освобождена от взыскания исполнительского сбора, поскольку ее вина в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует.

При этом, Межведомственная комиссия не уклоняется от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить требования исполнительного документа не могла вследствие объективных причин, поскольку исполнение решения суда, касающегося проведения оценки состояния жилого помещения и принятие решения, предусмотренного п. 47 Положения возможно исключительно на выводах заключения специализированной организации. Провести соответствующее обследование не имелось возможности, ввиду отсутствия со стороны администрации Волгограда финансирования для оплаты заключения. Доказательств, свидетельствующих о виновности действий административного истца, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 192079/20/34039-░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                      ░░░░░░░               ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                                ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
31.03.2022Регистрация административного искового заявления
31.03.2022Передача материалов судье
01.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Подготовка дела (собеседование)
13.05.2022Рассмотрение дела начато с начала
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2022Дело оформлено
11.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее