Дело № 3а-41/2024
(№ 3а-825/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 12 февраля 2024 года
Оренбургский областной суд в составе: председательствующего судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,
с участием представителя административного истца Бурсаковой М.С.,
представителя административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Ляшенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордей Н.А. об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Гордей Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что на праве общей долевой собственности (3/10 доля в праве) ей принадлежит земельным участок с кадастровым номером №, площадью 4590 кв.м., расположенного: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2022 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете № от 1 августа 2023 года, в размере 8 912 000 рублей по состоянию на 8 июня 2023 года.
Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 26 сентября 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании представленного отчета № 260523/72 от 1 августа 2023 года, составленного оценщиком ООО «***» Б.С.В.
Полагая, что указанные обстоятельства нарушают права и интересы, поскольку влекут увеличение арендных платежей, административный истец просит суд признать незаконным решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 26 сентября 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 8 912 000 рублей по состоянию на 8 июня 2023 года.
В судебном заседании представитель административного истца Бурсакова М.С. уточнила требования административного иска, и просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы – 9 140 021 рубля.
Представитель административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Ляшенко А.С. просил отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения ГБУ «Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области» № от 26 сентября 2023 года, поскольку проведенной судебной экспертизой установлено несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились,
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что административному истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 3/10) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4590 кв.м., расположенного: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
Порядок определения результатов кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ, постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года№ 1514-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, дата перехода -1 января 2023 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2016 года № 683-п государственные полномочия в сфере государственной кадастровой оценке возложены на государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», в том числе по определению кадастровой стоимости, оказанию услуг по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (часть 1).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости (часть 11).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 октября 2022 года № 1123-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2022 года.
По состоянию на 01 января 2022 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 20 440 103,97 рублей.
28 августа 2023 года Гордей Н.А. обратилась в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете № от 1 августа 2023 года, составленного оценщиком ООО «***» Б.С.В., - 8 912 000 рублей по состоянию на 8 июня 2023 года.
Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 26 сентября 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании представленного отчета, поскольку отчет об оценке № от 1 августа 2023 года не соответствуют Федеральному закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также федеральным стандартам оценки.
В ходе рассмотрения дела определением Оренбургского областного суда от 27 ноября 2023 года была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Федеральному государственному бюджетному учреждению «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее – ФГБУ «Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации»).
Согласно заключению эксперта № от 12 января 2024 года, отчет об оценке № от 1 августа 2023 года, составленный оценщиком ООО «***» Б.С.В., не соответствуют законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности. В отчете об оценке выявлены отступления от требований федерального законодательства и федеральных стандартов оценки, приведшие к искажению итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 8 июня 2023 года составляет 9 140 021 рубль.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями законодательства об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью допущенные оценщиком в отчете об оценке нарушения законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, повлиявшие на итоговую стоимость объекта оценки, а также размер рыночной стоимости земельных участков.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» № от 26 сентября 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, поскольку судебным экспертом установлено, что в отчете об оценке, представленным административным истцом, содержатся нарушения требований законодательства об оценочной деятельности.
Таким образом, при рассмотрении заявления административного истца у ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» имелись предусмотренные законом основания для отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой в отчете оценщика.
Поскольку оспариваемое решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» соответствует нормативным правовым актам, прав и законных интересов административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным не имеется.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В ходе судебного заседания представитель административного истца уточнил требования, и просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта № от 12 января 2024 года, 9 140 021 рубль.
Суд находит данные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, административные исковые требования Гордей Н.А. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку административный истец обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 28 августа 2023 года, датой подачи заявления следует считать 28 августа 2023 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Одновременно с экспертным заключением в суд от экспертной организации поступило ходатайство о взыскании судебных расходов за проведение по делу судебной экспертизы в размере 21 000 рублей.
Представителем административного истца Бурсаковой М.С. в судебном заседании было представлено платежное поручение № 30 от 8 февраля 2024 года об оплате расходов за проведение судебной экспертизы в сумме 21 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 4590 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░ 2023 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 9 140 021 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░