Дело № 2А-2121/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Гавриковой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Ткаченко Т.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество с физических лиц, по транспортному налогу и пене,
установил:
в обоснование административного искового заявления к Ткаченко Т.С. о взыскании недоимки по налогу на имущество с физических лиц, по транспортному налогу и пене административный истец Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области указала на то, что Ткаченко Т.С. на основании предоставленных регистрирующими органами сведений является собственником объектов налогообложения, в числе которых транспортные средства, объекты недвижимости и в силу положений действующего налогового законодательства административный ответчик обязана своевременно уплачивать налоги.
Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, налоговым органом произведен расчет налогов административного ответчика, так за 2018 год налоговым органом исчислен размер налога на имущество в 128 рублей и транспортного налога в размере 7 564 рубля.
В связи с тем, что Ткаченко Т.С. своевременно не уплатила указанные выше налоги, налоговым органом на основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации исчислена пеня, которая по налогу на имущество физических лиц составила 0 рублей 55 копеек, по транспортному налогу – 32 рубля 34 копейки.
Расчет налогов указан в направленных в адрес административного ответчика уведомлениях № 4395639 от 28.06.2019 года и № 4395639 от 28.06.2019 года.
В нарушение положений действующего налогового законодательства административный ответчик уплату имущественных налогов в установленный законом срок не произвел, в связи с чем в адрес административного ответчика налоговым органом на основании положений ст. 69 НК РФ направлено требование об уплате сумм налога и пени: требование № 83734 от 23.12.2019 г. однако, в указанный в требовании для добровольного исполнения срок имущественные налоги и пеня административным ответчиком в полном объёме не уплачены.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, 22.06.2020 года мировым судьёй судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ № 2а-6-1992/2020 о взыскании с Ткаченко Т.С. задолженности по обязательным платежам, а также государственной пошлины в доход государства.
13.07.2020 г. мировой судья судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону вынес определение об отмене судебного приказа в отношении Ткаченко Т.С., однако имеющаяся у административного ответчика недоимка по обязательным платежам и пене до настоящего времени не уплачена.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Ткаченко Т.С., ИНН №, недоимку по: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в виде налога в размере 128 рублей и пени в размере 0 рублей 55 копеек; по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 7 564 рубля и пени в размере 32 рублей 34 копеек, а всего недоимки на общую сумму в размере 7 724 рубля 89 копеек.
Представитель административного истца, административный ответчик Ткаченко Т.С., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 45,46) в судебное заседание не явились.
Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителя административного истца, административного ответчика рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ уплата налога на имущество физического лица производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу положений п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, административный ответчик Ткаченко Т.С. согласно представленным в налоговый орган сведениям регистрирующих органов в 2018 году являлась собственником следующих объектов налогообложения: квартира площадью 47,30 кв. м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, регистрация права собственности с ДД.ММ.ГГГГ; легкового автомобиля марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права собственности с ДД.ММ.ГГГГ; легкового автомобиля марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права собственности с ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно полученным по запросу суда сведениям карточки учета транспортного средства, легковой автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на момент рассмотрения данного спора также зарегистрирован за административным ответчиком (л.д. 36).
Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, периода владения административным ответчиком объектами налогообложения, налоговым органом произведен расчет налогов административного ответчика, так за 2018 год налоговым органом налогоплательщику Ткаченко Т.С. исчислен налог на имущество в размере 128 рублей и транспортный налог в размере 7 564 рубля.
Во исполнение положений налогового законодательства в адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № 4395639 от 28.06.2019 г. (л.д. 10), в котором административному ответчику предоставлен срок для уплаты указанных в уведомлении имущественных налогов.
Поскольку обязанность по своевременной оплате налогов административным ответчиком не была исполнена в полном объёме, в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налогов и пени № 83734 от 23.12.2019 г., по сроку уплаты налога до 24.01.2020 года (л.д. 11).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с тем, что в указанный в требовании срок административный ответчик не уплатил в полном объёме недоимку по налогам и пене, по заявлению налогового органа мировым судьёй в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону 22.06.2020 г. вынесен судебный приказ № 2а-6-1992/2020 о взыскании с административного ответчика Ткаченко Т.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 24 по РО недоимки по обязательным платежам в размере 7724 рубля 89 копеек.
По результатам рассмотрения возращений административного ответчика определением мирового судьи в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 6 от 13.07.2020 г. судебный приказ № 2а-6-1992/2020 г. от 22.06.2020 г. – отменен (л.д. 18).
В силу ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Между тем, доказательства, свидетельствующие об уплате административным ответчиком образовавшейся задолженности по налогам и пени, суду не представлены.
Представленные административным истцом расчеты в обоснование исковых требований обоснованы, рассчитаны с учетом действующих ставок, периода, сведений о стоимости облагаемого имущества, сведений о принадлежности облагаемого имущества, периода просрочки платежа и подтверждаются материалами дела.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеприведенных норм при рассмотрении дел о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса РФ, является обязанностью суда независимо от наличия соответствующего заявления налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи заявления о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма долга превышает 3000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как было указано выше, в адрес административного ответчика Ткаченко Т.С. налоговым органом направлено требование № 83734 от 23.12.2019 г. об уплате недоимки за 2018 года по налогу на имущество физических лиц в размере 128 рублей и пени в размере 0 рублей 55 копеек и по транспортному налогу в размере 7564 рубля и пени в размере 32 рублей 34 копеек, сроком исполнения до 24.01.2020 года (л.д. 11).
Судебный приказ № 2а-6-1992/2020 о взыскании с Ткаченко Т.С. недоимки по обязательным платежам на основании заявления налогового органа вынесен 22.06.2020 года, что свидетельствует о том, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье в установленный положениями ст. 48 НК РФ срок.
Указанный выше судебный приказ № 2а-6-1992/2020 от 22.06.2020 года отменен определением мирового судьи от 13.07.2020 года (л.д. 18), с рассматриваемым административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 19.08.2020 года, то есть в пределах предусмотренного законом срока.
По приведенным мотивам, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам ст. 84 КАС РФ, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера задолженности по налогам и пене, суд приходит к выводу о доказанности оснований административного иска и обоснованности требований налогового органа о взыскании с административного ответчика Ткаченко Т.С. недоимки за 2018 г. по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени в заявленном ко взысканию размере.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку доказательства, свидетельствующие о том, что административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины или обладает предусмотренными налоговым законодательством льготами по уплате государственной пошлины, суду не представлены, на основании ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Ткаченко Т.С. подлежит также взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 128 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 0 ░░░░░░ 55 ░░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 7 564 ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 32 ░░░░░░ 34 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 724 ░░░░░ 89 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.11.2020