Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3315/2024 ~ М-2044/2024 от 30.05.2024

дело № 2а-3315/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2024 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горшков Р.С. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по заявлению, устранении допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Горшков Р.С. обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по заявлению, устранении допущенного нарушения.

Свои требования Горшков Р.С. мотивировал тем, что он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением № МFС-0555/2024-Г75343-1 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи созданием (образованием) объекта недвижимости в отношении земельного участка, площадью 14 292 +/- 84 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, образованного в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство. Заявлению присвоен номер КУВД-001/2024-5724087.

Регистратор принял Решение о приостановлении начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав. После устранения причины («проект межевания не сшит»), приведшей к приостановлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав административный истец подал дополнительные документы. Но регистратор сначала уведомил о не устранении причин, а затем по истечению срока - отказал.

Мотивировка решения Регистратора от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2024-5724087/3 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав незаконна, по мнению заявителя, не обоснована, просто вздорна:

Причина №. В приложение межевого плана не представлены документы, на основании которых предоставлен доступ к земельным участкам 50:09:0040311:43 и 50:09:0040311:35, находящихся в собственности третьих лиц.

Данное утверждение необоснованно, так как образуемый земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования.

Причина №. Образуемый участок, по мнению Регистратора, в случае установления местоположения его границ по координатам из представленного межевого плана, отрежет доступ к уже существующим земельным участкам.

Данное утверждение необоснованно, так как образуемый земельный участок входит в единый земельный массив земельных участков общей долевой собственности, из которого в порядке выдела в счет этой же общей долевой собственности, были выделены земельные участки с кадастровым номерами: №

Образуемый земельный участок выделяется из того же земельного участка площадью 31 095 кв.м. адрес: обл.Московская, р-н Солнечногорский, АО «Лесные озера», в р-не д. Курилово представленного в Приложении № «Межевой план земельных участков общей долевой собственности, утвержденный общим собранием участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ., по форме, удовлетворяющей требованиям законодательства, раздел утвержден протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО «Лесные озера», кадастровый (или условный) №, общая площадь 746 га, что и земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040311:218.

Доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:09:0040311:43, 50:09:0040311:35 был установлен Постановлениями Главы Солнечногорского района Московской области, т.е. доступ к уже существующим земельным участкам осуществляется за счет других земельных участков, а не за счет образуемого земельного участка.

Причина №. Представленный межевой план составлен с нарушением п. 52 Приказа в соответствии с которым вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка (исходных земельных участков), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В межевом плане отсутствуют сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка.

Данное утверждение необоснованно, так как такие сведения указаны в сведениях об образуемых земельных участках межевого плана.

Причина №. Представленный проект межевания не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков". Как указывает Регистратор:

в нарушение п. 12 Приказа Минэкономразвития проект межевания земельных участков не прошит.

в нарушение п. 18 Приказа Минэкономразвития в приложении проекта межевания отсутствуют копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок, что исключает возможность определения доли подлежащей погашению.

Что необоснованно, так как так как в проекте межевания представлена выписка из ЕГРН на земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая наличие права собственности.

В нарушение п. 45 Приказа Минэкономразвития не указана площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей).

Что необоснованно, так как в проекте межевания указана площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей)

Вхождение межуемого земельного участка в состав земель общей долевой собственности также подтверждается:

Сопоставлением местоположения границ земельного участка площадью 14292 +/- 84 кв.м, адрес: ФИО1, Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес> с местоположением границ земельных участков, указанных в проекте землеустройства (перераспределения) земель совхоза «Лесные озера» Солнечногорского района Московской области, утвержденного решением Малого Совета Солнечногорского горсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, как относящийся к земельному участку площадью 1246 га, предоставленному в общую долевую собственность граждан (бесплатно в собственность АО«Лесные озера» сельскохозяйственные угодья площадью 1246 га из них 1057 га пашни, 98 га пастбища, 91 га сенокосы (при.7.1.);

Сопоставлением местоположения границ земельного участка площадью 14292 +/- 84 кв.м, адрес: ФИО1, Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, границами земельных участков, входящих в состав участка общей долевой собственности площадью 746 га кадастровый №, установленные Решением общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО «Лесные озера», кадастровый (или условный) номер" №, общая площадь 746 га, оформленные Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выше изложенного следует, что Заявитель выделил в установленном законом порядке земельный участок, площадью 14292 +/- 84 кв.м., по адресу: ФИО1, Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, категория земель: - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, образованный в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.

В связи с совершенно незаконным и необоснованным решением об отказе, Горшков Р.С. просил суд признать незаконным Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2024-5724087/3 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по Заявлению № МЕС-0555/2024-175343-1 от ДД.ММ.ГГГГ.    Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенные нарушения и осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по Заявлению № МFС-0555/2024-175343-1 от 13.02.2024г. с учетом дополнительных документов, представленных по описи № МFС-0555/2024-408095-1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Горшков Р.С. в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал по основаниям изложенным в нем, пояснив их по существу. В дополнение к ранее заявленным доводам указал, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин. К отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов. Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав.

Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, письменную позицию не представил, об отложении дела не ходатайствовал.

Согласно с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

О времени и месте судебного заседания стороны уведомлялись заказным письмом с уведомлением. При этом явка сторон не признана судом обязательной.

В силу части 1 статьи 150 КАС РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав позицию административного истца, исследовав материалы дела в объеме, представленном сторонами, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Частями 9,11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.14 ФЗ №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.14 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Согласно п. 7 ч.1, ч.2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с ч.ч. 5, 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В судебном заседании установлено, что Горшков Р.С. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением № МFС-0555/2024-Г75343-1 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи созданием (образованием) объекта недвижимости в отношении земельного участка, площадью 14 292 +/- 84 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, образованного в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.

Одновременно с заявлением был подан межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция об оплате государственной пошлины, заявление о прекращении права общей долевой собственности с приложениями. Заявлению был присвоен номер КУВД-001/2024-5724087.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2024-5724087 был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении земельного участка по адресу, площадью 14 292 +/- 84 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>.

Как следует из представленного в материалы дела уведомления, в качестве первой причины государственный регистратор указал, что межевой план составлен с нарушением п. 23 Приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 "От утверждении формы сведений межевого плана, требований к подготовке", в котором предусмотрено, что при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельхоз назначения межевой план подготавливается с учетом требований ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе: проекта межевания, решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта, перечня собственников и размеров их долей в праве, проекта межевания земельных участков. Как указал регистратор представленный заявителем межевой план составлен с нарушением указанной нормы, так как подготовлен исключительно на основании проекта межевания земельного участка.

Второй причиной для приостановки также указано, что образуемый земельный участок, в случае установления местоположения его границ по координатам представленного межевого плана, отрежет доступ к уже существующим земельным участкам.

В качестве третьей причины для приостановки, указано, что представленный межевой план с нарушением п. 52 вышеуказанного Приказа, в соответствии с которым вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН о видах разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством. В представленном межевом плане отсутствуют сведения о виде разрешенного использования.

Четвертой причиной для приостановки указано, что в нарушение п. 55 Приказа, в приложении межевого плана не предоставлены документы, на основании которых предоставлен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:09.0040311:43 и 50:09,0040311:35, находящиеся в собственности третьих лиц.

Пятой причиной для приостановки указано, что границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств.

Шестой причиной для приостановки указано, что согласно п. 73 Приказа, раздел "Схема геодезических построений" оформляется в соответствии с материалами построений", содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ. Содержащаяся в приложении межевого плана схема геодезических построений не соответствует, так как составлена с нарушением указанной нормы.

Седьмой причиной для приостановки указано, что представленный заявителем проект межевания не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков". Так как в нарушении п. 12 Приказа Минэкономразвития он не прошит, в нарушение п. 18, отсутствуют копии документов, удостоверяющий права на земельный участок, в счет которых выделяется образуемый, что исключает возможность определения доли подлежащей погашению, в нарушение п. 45 Приказа не указана площадь измененного земельного участка. Так же были обнаружены ошибки внесенных в ЕГРН данных, в отношении земельного участка с КН № отсутствуют координаты.

По указанным семи причинам осуществление действий по кадастровому учету и государственной регистрации приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Росреестр предоставлены дополнительные документы, в том числе, исправленный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2024-5724087/2, регистратор сообщил о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2024-5724087/3, регистратор вынес решение об отказе государственном кадастровом учете и государственной регистрации права с указанием, что все 7 причин, указанных в уведомлении о приостановлении административным истцом не устранены.

В материалы дела административным истцом представлен исправленный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (2т) и документы, предоставленные Горшковым Р.С. в Росреестр, поданные в целях устранения причин для приостановления.

Анализируя содержание которых, суд приходит к следующим выводам.

В отношении Причины №, а именно: согласно пункту 55 Приказа сведения об обеспечении земельных участков доступом - проходом или проездом от земельных участков или земель общего пользования, земельных участков общего назначения на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд территории общего пользования (далее - доступ) посредством смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков либо лицами, которым предоставлены такие земельные участки, за исключением случаев, если смежные земельные участки находятся в государственной (в том числе до ее разграничения) или муниципальной собственности и свободны от прав третьих лиц. Копии таких документов включаются в Приложение.

Как указывает административный ответчик, в нарушение указанной нормы в Приложение межевого плана не представлены документы, на основании которых предоставлен доступ к земельным участкам 50:09:004011:43, 50:09:0040311:35, находящихся в собственности третьих лиц.

Как следует из представленных в материалы дела документов, образуемый земельный участок имеет непосредственный доступ к землям (земельным участкам) общего пользования и соответственно доступ к нему осуществляется минуя земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0040311:43, 50:09:0040311:35, доступ к которым установлен Постановлениями Главы Солнечногорского района Московской области, то есть доступ к существующим земельным участкам осуществляется за счет других земельных участков, а не за счет образуемого, в связи с чем указанное основание не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

В отношении Причины №, а именно: ст. 11.9. Земельного кодекса РФ, установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно части 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Как указывает административный истец, образуемый земельный участок, в случае установления местоположения его границ по координатам из представленного межевого плана, отрежет доступ к уже существующим земельным участкам.

Согласно материалам дела (том 2), образуемый участок входит в единый массив земельных участков общей долевой собственности из которого в порядке выдела в счет этой же общей долевой собственности выделены земельные участки с кадастровым номерами включая также: №.

Выделение образуемого земельного участка в счет общей долевой собственности соответствует требованию ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-Ф3. Кроме указанного, образуемый земельный участок выделяется из того же земельного участка, площадью 31 095 кв.м., по адресу: Московская область, Солнечногорский <адрес>, АО «Лесные озера», в р-не д. Курилово, на основании решения, утвержденного общим собранием участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, по форме, удовлетворяющей требованиям, установленным Приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет", действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 5. л.д. 2-12) общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО «Лесные озера», кадастровый (или условный) №, общая площадь 746 га, что и земельный участок с кадастровым номером №.

Доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:09:0040311:43, 50:09:0040311:35 установлен Постановлениями Главы Солнечногорского района Московской области (т.3) «Об утверждении границ земельного участка, личного земельного пая в районе <адрес>, включая № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 13. 08.04, № от 29. 07.04, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в Государственном кадастре недвижимости на момент постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № и смежными с ними земельными участниками с кадастровыми номерами 50:09:0040311:32, 50:09:0040311:48, 50:09:0040311:41.

Таким образом, на основании предоставленных в материалы дела доказательств, доступ к уже существующим земельным участкам осуществляется за счет других земельных участков, а не за счет образуемого земельного участка. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в связи с чем указанная причина для отказа не соответствует обстоятельствам и представленным документам.

В отношении Причины №, административный ответчик указал, что представленный межевой план составлен с нарушением п. 52 Приказа, в соответствии с которым вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка (исходных земельных участков), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Как указывает регистратор, в межевом плане отсутствуют сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка.

Согласно представленному в материалы дела межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д. 38) и межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 7), указанные сведения внесены, вид разрешенного использования указан как сельскохозяйственное производство. Соответственно указанное основание не являлось основанием ни для приостановки, ни для отказа.

В отношении Причины №, административный ответчик указал, что представленный проект межевания не соответствует Приказу Минэкономразвития России № "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков" от ДД.ММ.ГГГГ, (далее - Приказ Минэкономразвития), так как в нарушение п. 12 Приказа Минэкономразвития проект межевания земельных участков, не прошит.

Данное обстоятельство, положенное в основу решения об отказе не соответствует собранным по делу доказательствам, в связи с чем подлежал отклонению судом.

В проекте межевания представлена выписка из ЕГРН на земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером 50:09:0000000:72 от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-201575751, в которой указаны сведения о зарегистрированном праве собственности заявителя: общая долевая собственность, 25/74600, запись ЕГРН 50:09:0000000:72-50/416/2023-405 oт ДД.ММ.ГГГГ; общая долевая собственность 313/74600 запись ЕГРН 50:09:0000000:72-50/416/2023-403 oт ДД.ММ.ГГГГ; общая долевая собственность 645/74600, запись ЕГРН 50:09:0000000:72-50/416/2023-401 oт ДД.ММ.ГГГГ; общая долевая собственность, 250/74600, запись ЕГРН 50:09:0000000:72-50/416/2022-347; общая долевая собственность, 412/74600, запись ЕГРН 50:09:0000000:72-50/416/2021-325; общая долевая собственность, 140/74600, запись EPГH 50:09:0000000:72-50/009/2019-223; общая долевая собственность, 20/74600, запись ЕГРН 50:о9:0000000:72-50/009/2019-217 oт ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывает Регистратор, в нарушение п. 45 Приказа Минэкономразвития не указана площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей). Анализ предоставленных документов свидетельствует об обратном, так как проектах межевания указана площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей).

Вхождение межуемого земельного участка в состав земель общей долевой собственности также подтверждается следующим документами: сопоставлением местоположения границ земельного участка, площадью 14292 + 84 кв.м, по адресу: ФИО1, Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, с местоположением границ земельных участков, указанных в проекте землеустройства (перераспределения) земель совхоза «Лесные озера» Солнечногорского района Московской области, утвержденного решением Малого Совета Солнечногорского горсовета N 02/11 от ДД.ММ.ГГГГ, как относящийся к земельному участку, площадью 1246 га, предоставленному в общую долевую собственность граждан (бесплатно в собственность АО «Лесные озера» сельскохозяйственные угодья, площадью 1246 га, из них 1057 га пашни, 98 га пастбища, 91 га сенокосы; сопоставлением местоположения границ земельного участка, площадью 14292 + 84 кв.м, по адресу: ФИО1, Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, границами земельных участков, входящих в состав участка общей долевой собственности, площадью 746 га, кадастровый №, установленные Решением общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, АО «Лесные озера», кадастровый (или условный) №, общая площадь 746 га, оформленные Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение № «Межевой план земельных участков общей долевой собственности, утвержденный общим собранием участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ).

Из выше изложенного следует, что заявитель выделил в установленном законом порядке земельный участок, площадью 14292 +/- 84 кв.м, расположенный по адресу: ФИО1, Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, категория земель: - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, образованный в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0000000:72, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное производство, в связи с чем указанное основание не являлось основанием ни для приостановки, ни для отказа.

В отношении Причины №, указано, что границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств. Согласно схеме, из фрагмента публичной карты Росреестра, пересечения с границами лесного фонда, у образуемого земельного участка нет. Согласно заключению кадастрового инженера, сведения о границах Клинского лесничества Московской области имеются в ЕГРН (реестровый №.1), граница образуемого земельного участка не имеет пересечений с границей лесничества. (т. 2. л.д. 11), в связи с чем указанное основание не являлось основанием ни для приостановки, ни для отказа.

Шестой причиной для приостановки указано, что согласно п. 73 Приказа, раздел "Схема геодезических построений" оформляется в соответствии с материалами построений", содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ. Содержащаяся в приложении межевого плана схема геодезических построений не соответствует, так как составлена с нарушением указанной нормы.

Анализ предоставленных в материалы дела доказательств, в том числе межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует об обратном. При проведении работ использовался метод спутниковых геодезических измерений, раздел "Схема геодезических построений" соответствует п. 73 Приказа, межевой план содержит необходимые схемы геодезических построений, и оформлен, в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, данное основание не является обоснованным основанием для отказа.

Седьмой причиной для приостановки указано, что представленный заявителем проект межевания не соответствует Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков".

При подаче дополнительных документов, 13.02.2024 года административный истец передал административному ответчику прошитый вариант межевого плана (158 станиц бумажного варианта). В соответствии с п. 18 Приказа Минэкономразвития в приложении к проекту межевания, имеются копии документов, удостоверяющих права на земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок, а именно выписка их ЕГРН № КУВИ-001/2023-201575751 от ДД.ММ.ГГГГ представлена в приложении проекта межевания. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Соответственно указанное основание не может являться причиной для отказа в предоставлении государственной услуги.

В соответствии с ч. 2. ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером № является ранее учтенным объектом недвижимости в понимании Закона № 218-ФЗ.

В период с 2006 по 2009 годы состоялось проведение общих собраний участников общей долевой собственности, по результатам которых приняты решения, оформленные протоколами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми установлено выделение земельных участков в соответствии с размером земельной доли в гектарах, без исчисления балл гектаров, без учета свойств почвы выделяемых земельных участков и без каких-либо компенсаций, уточнены выделения земельных участков в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, в связи с проведенными межевыми работами по закреплению на местности границ участков, утверждены результаты инвентаризации выделения земельных участков в счет земельных долей с 1994 года по настоящее время по данным ЕГРН, утверждены границы земельных участков, предоставленных гражданам в порядке выдела в счет земельных долей, не поставленных на государственный кадастровый учет в виде отдельных земельных участков.

Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников общей долевой собственности помещен в дело правоустанавливающих документов земельного участка с кадастровым номером № в 2008 году. На основании данного протокола с 2008 года многократно регистрировалось право собственности на земельные участки, выделенные в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № (том 4 л.д.177-201).

Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ помещен в дело правоустанавливающих документов земельного участка с кадастровым номером № в 2014 году. На основании данного протокола с 2014 года многократно регистрировалось право собственности на земельные участки, выделенные в счет долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № (том 5 л.д. 1-12).

В силу части 1 статьи 13.1 Закона об обороте земель проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (часть 2 статьи 13.1).

Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 Закона об обороте земель, решением собственника земельной доли или земельных долей (часть 5 статьи 13.1 Закона об обороте).

Согласно части 8 статьи 13.1 Закона об обороте земель извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (часть 9 статьи 13.1 Закона об обороте).

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 10 статьи 13.1 Закона об обороте).

Извещение, указанное в части 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 части 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (часть 11 статьи 13.1 Закона об обороте).

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с частями 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (часть 12 статьи 13.1 Закона об обороте).

Из материалов дела следует, что по заказу заявителя Горшкова Р.С. кадастровым инженером ФИО4 изготовлен проект межевания земельного участка с кадастровым номером 50:09:0000000:72 для выделения долей заявителя (том 1 л.д.32-196).

В газете «Подмосковье сегодня. Еженедельные новости» выпуск № (5591) от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером опубликовано объявление о согласовании границ и проекта межевания, удовлетворяющее данным требованиям.

Согласно заключению кадастрового инженера (том 2 л.д.10-11) предложений о доработке проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет земельных долей, а также обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет земельных долей - не поступило.

В связи с отсутствием возражений участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка, заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка в порядке выдела долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №. Местоположение и граница выделенного земельного участка в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ в точности соответствуют местоположению и границам выделенного земельного участка по проекту межевания.

При получении уведомления о приостановке, кадастровым инженером изготовлен и подан регистратору исправленный проект межевого плана (том 2, л.д. 1-167). В заключение кадастрового инженера подробно указано об отсутствии оснований для отказа, приложены все необходимые документы, однако в постановке на кадастровый учет и регистрации права заявителю отказано.

Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-Ф3 "О государственной регистрации недвижимости Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2024-5724087/3 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по Заявлению № МFС-0555/2024-175343-1 от ДД.ММ.ГГГГ может быть обжаловано в судебном порядке».

Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, среди которых указанные государственным регистратором в решении от ДД.ММ.ГГГГ причины: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (п.1 ч.1); представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (п.6 ч.1).

Перечисленные в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав (п.3 ч.1 ст.29). Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Суд учитывает, что деятельность Управления Росреестра по Московской области относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял его.

Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих полномочий.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации нарушает права и свободы административного истца, поскольку лишает его права осуществлять все полномочия собственника, которые приобретаются с момента государственной регистрации.

В силу ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ административным истцом представлены допустимые, достоверные и достаточные для разрешения спора доказательства, в адрес регистрирующего органа были представлены все документы, соответствующие требованиям законодательства РФ, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с чем, суд удовлетворяет заявленные требования.

Таким образом, судом установлено, что заявитель представил на государственный кадастровый учет выделенного земельного участка, площадью 14 292 +/- 84 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, образованного в порядке выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, и на государственную регистрацию права собственности на него, все необходимые документы, отвечающие по форме и содержанию требованиям законодательства, заявление подано в полном соответствии с нормами статей 18, 21 Закона № 218-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решение административного ответчика не соответствует требованиям Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, при этом нарушены права административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, содержание оспариваемого решения не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению. Суд полагает обоснованным возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений и осуществлению регистрации.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд-

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.05.2024░. № ░░░░-001/2024-5724087/3 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░F░-0555/2024-175343-1.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░F░-0555/2024-175343-1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ 08.04.2024░. № ░F░-0555/2024-408095-1.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3315/2024 ~ М-2044/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горшков Роман Соломонович
Ответчики
Управление Росреестра по МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Артемова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
solnechnogorsk--mo.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация административного искового заявления
30.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2024Подготовка дела (собеседование)
14.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее