Дело №а-1024/2023г.
РЕШЕНИЕ СУДА
ИФИО1
28 февраля 2023года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
при секретаре ПФИО8,
с участием представителя административного истца ФИО2 по доверенности ФИО9, представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» по доверенности ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО2 к ФИО7 г.о.Балашиха о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском, указывая, что она является собственником земельного участка по адресу: <адрес>В, кадастровый №.
19.07.2022г. Административный истец обратился к Административному ответчику с явлением № Р№ о предоставлении государственной услуги Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
08.08.2022г. Административным ответчиком было вынесено Решение № Р№ об отказе в предоставлении госуслуги ссылаясь на то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 ЗК РФ «Согласно имеющимся сведениям формируемый земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк «Лосиный остров», в границах территории федерального значения национального парка «Лосиный остров». Следовательно, у органа местного самоуправления отсутствует право на управление и распоряжение земельным участком, схема расположения которого представлена».
Истец просит признать данное решение незаконным, необоснованным и нарушающим его права, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Ст. 12 ФЗ РФ от 14.03.1995г. №- ФЗ «Об особо охраняемых территориях» установлено Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.
В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников. Таким образом у Административного ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО9 требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО7 г.о.Балашиха по доверенности в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на доводы, приобщенных к делу письменных возражений.
Представитель Комитета по управлению имуществом ФИО7 г.о.Балашиха в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на доводы, приобщенных к делу письменных возражений.
Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» по доверенности ФИО10 в судебном заседании против административного иска возражала по доводам письменного отзыва, приобщенного к материалам дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем указанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или ответственность.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №.
19.07.2022г. Административный истец обратился к Административному ответчику с явлением № Р№ о предоставлении государственной услуги Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
08.08.2022г. Административным ответчиком было вынесено Решение № Р№ об отказе в предоставлении госуслуги, поскольку указанный в заявлении земельный участок о предоставлении которого заявлено является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст.27 ЗК РФ, земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории федерального значения- Национальный парт «Лосиный остров», в границах федерального значения национального парка «Лосиный остров».
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, земельный участок, испрашиваемый для перераспределения земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Лосиный остров».
Национальный парк «Лосиный остров» образован постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № природный национальный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».
Границы национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО12 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров». Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> ФИО12 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № границы парка уточнены.
На основании Постановления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем сохранении и развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», Постановлением Правительства Москвы и ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка были расширены.
В соответствии с Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также в силу положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» охраняемые или особым образом используемые природные объекты в том числе национальные парки, относятся к объектам, составляющие основу национального богатства страны и относятся исключительно к федеральной собственности.
Сведения о границах национального парка «Лосиный остров» внесены в Государственный кадастр недвижимости (ТКН) как сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти на основании обращения Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № и письма Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
Таким образом, границы территории национального парка «Лосиный остров» как земель с особыми условиями территорий федерального значения и его зон охраны установлены в силу закона, определены при создании и остаются неизменными.
Пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 95 ЗК РФ в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Данной нормой предусмотрена возможность включения в границы особо охраняемой природной территории земельных участков, находящихся в частной собственности до создания национального парка.
Вышеуказанные нормы устанавливают, что земельные участки в границах национальных парков не могут переходить из государственной собственности в частную, а значит, что после создания национального парка публичный собственник (государство или орган местного самоуправления) не может передать включенные в его границы земельные участки в частную собственность. Закон допускает лишь сохранение в частной собственности отдельных земельных участков, уже включенных в состав земель особо охраняемой территории, а не их предоставление.
Государственному природному национальному парку «Лосиный остров» во исполнение Постановления ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования от ДД.ММ.ГГГГ серия № № (далее - Госакт).
В соответствии с указанными документами утверждались границы Национального парка на территории ФИО5 <адрес> на общей площади 4993,6 га, из них в пользование Учреждению передавались земли площадью 4521,4 га., земли постороннего пользования составили 472,2 га. В числе земель постороннего пользования указаны земли Пехра-Покровской сельской ФИО7 площадью 156,69 га.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ «Об объединении некоторых населенных пунктов ФИО5 <адрес> и <адрес>» в черту <адрес> включены посёлок им. Первого Мая, <адрес> и <адрес>, при этом был упразднён Пехра-Покровский сельский округ.
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, согласно сведениям публичной кадастровой карты <данные изъяты>/полностью расположен в границах национального парка «Лосиный остров» ГЗОУИТ 50:15-6.31 согласно Госакту относится к землям стороннего землепользования № Пехра-Покровская сельская ФИО7. Также в соответствии со схемой функционального зонирования, являющейся приложением к положению о национальном парке «Лосиный остров», утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, данный земельный участок находится в зоне хозяйственного назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Земельные участки, которые признаны федеральной собственностью федеральными законами, в соответствии со ст. 17 ЗК РФ находятся в собственности РФ.
В силу ст.209 ГК РФ, только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые ГоноТиГресы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Административный истец в исковом заявлении ссылается на положения п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.
Однако, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 505-ФЗ были внесены изменения в ЗК РФ и Закон об ООПТ, в соответствии с которыми земельные участки, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.
Порядок применения отдельных положений Закона № 505-ФЗ изложен в совместном письме Минприроды России, Минстроя России, Росреестра и Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанного в рамках исполнения решений, принятых по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ в ФИО12 Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совещания на тему «О ходе реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона об ООПТ населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Закона об ООПТ оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается.
П. 6 ст. 95 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Законом об ООПТ.
При этом в соответствии со ст. 6 Закона № 505-ФЗ изменения, внесенные в п. 6 ст. 95 ЗК РФ, в части допущения в отдельных случаях (предусмотренных статьей 3.1 Закона об ООПТ) приватизации земельных участков, а также положения статьи 3.1 Закона об ООПТ применяются к населенным пунктам, сведения о границах, которых внесены в ЕГРН.
Согласно п. 4 ст. 3.1 Закона об ООПТ положения данной статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта.
Следовательно, в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью или частично расположенных на территории населенного пункта действуют ограничения оборотоспособности земельных участков, установленные статьями 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку национальный парк «Лосиный ОСТРОВ» частично расположен на территории населенного пункта (городского округа Балашиха) к указанному населенному пункту положения статьи 3.1 Закона об ООПТ, введенной Законом № 505-ФЗ, не применяются, и, следовательно, не подлежат применению и положения пункта 2 статьи 12 Закона об ООПТ в редакции Закона № 505-ФЗ.
Ввиду изложенного, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям неразграниченной государственной собственности, положения ст. 39.28. ЗК РФ в отношении такого участка не применимы.
В связи с чем, судом не установлено оснований для признания незаконным решения ФИО7 г.о.Балашиха №Р№ от 08.08.2022г. об отказе в предоставлении государственной услуги перераспределения земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, обязании утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░7 ░.░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №░№ ░░ 08.08.2022░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 06.03.2023░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2░-1024/2023
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░ 50RS0№-94
░░░░░
░░░░░░░░░