Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-177/2023 ~ М-140/2023 от 28.02.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2023 года                                                         <адрес>

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Курбатова Н.Н.,

при ведении протокола секретарем Мовчан А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-177/2023 по административному иску Добрицкого Валерия Викторовича к администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

установил:

Добрицкий В.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что на основании Договора аренды земельного участка № от 21.01.2013 года, заключенного с Администраций муниципального образования <адрес>, ему в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли сельхозназначения, расположенный 220 метров северо-западнее <адрес>, сроком на 15 лет.

Границы земельного участка определены в соответствии с действующим законодательством, земельный участок в границах поставлен на кадастровый учет. Обременения участка отсутствуют.

Право аренды на земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах.

С указанного времени он добросовестно, открыто пользуется земельным участком, все условия договора аренды выполняет, использует участок в соответствии с целевым назначением.

26 декабря 2022 года он обратился в администрацию муниципального образования Ясногорский район с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Администрация письмом от 13.01.2023 года № в удовлетворении его заявления отказала.

Данный отказ считает неправомерным, а указанное в ответе толкование закона неверным и нарушающим его права и законные интересы.

Испрашиваемый им в собственность земельный участок используется им постоянно, непрерывно в соответствии с его прямым целевым назначением, в установленном законом порядке им на земельном участке построен склад для хранения сельхозинвентаря, общая площадь испрашиваемого земельного участка не превышает предельно допустимых размеров, участок находится у него в аренде 10 лет, срок окончания аренды еще не наступил, задолженности по арендной плате у него нет, нарушений требований земельного законодательства или не целевого использования земельного участка или каких-либо других не устраненных нарушений государственными органами не выявлено.

Считает, что в соответствии со ст.39.3 Земельного кодекса РФ, ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.4, 8 Закона Тульской области от 07.06.2004 № 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области», уставом муниципального образования Ясногорский район, договором аренды он вправе приобрести арендованный им земельный участок в собственность без проведения аукциона.

В судебное заседание истец Добрицкий В.В. не явился, в заявлении просил рассмотреть административный иск в свое отсутствие, на иске настаивал.

Представитель ответчика администрации МО Ясногорский район Тульской области своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в заседание не явился, глава администрации МО Ясногорский район Мухин В.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Суд в соответствии со ст.??? определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и публичных правоотношений, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст.13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель может быть признан судом недействительным.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.226 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что на основании Договора аренды земельного участка № от 21.01.2013 года, заключенного Администрацией муниципального образования Ясногорский район с Добрицким В.В. последнему в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв. м., относящийся к категория земель: земли сельхозназначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный 220 метров северо-западнее <адрес>, сроком на 15 лет.

Границы земельного участка определены в соответствии с действующим законодательством, земельный участок в границах поставлен на кадастровый учет. Обременения по земельному участку не зарегистрированы.

Право аренды на земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, из которой следует, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов.

В соответствии с дополнительным соглашением от 26.08.2016 года к договору аренды на основании кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № принято дополнительно разрешенным использованием считать: пастбища, сенокосы, хозяйственные постройки и строения для содержания домашних животных, парки сельхозтехники.

В соответствии с п.8.2.5 договора аренды предусмотрено, что в случае возведения на участке в установленном порядке объекта недвижимости и регистрации на него права собственности арендатор имеет право выкупить арендуемый земельный участок в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ по цене, установленной действующим законодательством на момент выкупа.

На данном земельном участке Добрицким В.В. в 2020 году построено нежилое здание (склад для хранения сельхозинвентаря) с кадастровым номером №, площадью 109 кв.м право собственности на которое зарегистрировано за ним в установленном законом порядке в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №.

С момента заключения договора аренды Добрицкий В.В. добросовестно, открыто пользуется указанным земельным участком, выполняет все условия договора аренды, использует участок в соответствии с целевым назначением.

26 декабря 2022 года Добрицкий В.В. обратился в администрацию муниципального образования Ясногорский район Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Администрация МО Ясногорский район Тульской области письмом от 13.01.2023 года № в удовлетворении заявления Добрицкого В.В. отказала, мотивировав отказ тем, что в соответствии с положениями подп.5 п.1 ст.1, п.1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, однако, исключительное право распространяется на экономически обоснованный размер участка, а именно собственник здания, сооружения имеет право приватизировать только земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, а не весь земельный участок, находящийся у него в аренде.

Данную позицию администрации МО Ясногорский район Тульской области суд считает не правильной в силу следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9), граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36). Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).

При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов.

Так, согласно пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа:

- земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения, развития территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (подпункт 1.1.);

- земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6);

- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся     в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что гражданин, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которого у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Особенности продажи земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области предусмотрены в статье 8 Закона Тульской области от 07.06.2004 № 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области».

Из пункта 1 данной статьи следует, что при продаже земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у правительства Тульской области и органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, цена такого земельного участка устанавливается в размере 30 процентов его кадастровой стоимости.

Пунктом 2 ст. 8 предусмотрено, что при продаже земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении шести лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у правительства Тульской области и органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, информации о выявленных в рамках государственного

земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, цена такого земельного участка устанавливается в размере 15 процентов его кадастровой стоимости.

Статьёй 4 указанного Закона предусмотрены предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установлен в размере равном 0,1 га., максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается равным 30 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент приобретения и (или) предоставления таких земельных участков, но не более 15 тыс. гектаров.

Площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования объекта недвижимости, правомерно размещенного на таком участке.

Из приведенных выше норм следует, что арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства и отвечающий критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, имеет право приобрести в собственность такой земельный участок, в том числе при наличие на указанном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, правомерно размещенных и предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве.

Из анализа указанных норм можно сделать вывод, что основанием для отказа в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения за плату без торгов может являться только имеющаяся на момент рассмотрения заявления информация о выявленных нарушениях, допущенных землепользователем при использовании испрашиваемого участка, а также о факте неисполнения им предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок.

Таким образом, законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве.

Испрашиваемый Добрицким В.В. земельный участок используется им постоянно и непрерывно в соответствии с его прямым целевым назначением, в установленном законом порядке им на земельном участке построен нежилое здание- склад для хранения сельхозинвентаря, общая площадь испрашиваемого Добрицким В.В. земельного участка не превышает предельно допустимых размеров, участок находится у него в аренде около 10 лет, срок окончания аренды еще не наступил, задолженности по арендной плате у него нет, нарушений требований земельного законодательства или не целевого использования земельного участка или каких-либо других не устраненных нарушений государственными органами не выявлено.

          Учитывая изложенное, суд считает, что Добрицкий В.В., в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства вправе приобрести указанный земельный участок в собственность без проведения аукциона.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1)    об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2)    об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.01.2023 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ № ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 220 ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░..

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

        ░░░░░                                                                                                ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-177/2023 ~ М-140/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Добрицкий Валерий Викторович
Ответчики
администрация муниципального образования Ясногорский район
Другие
УФРС Тульской области
КИЗО АМО Ясногорский район
Суд
Ясногорский районный суд Тульской области
Судья
Курбатов Николай Николаевич
Дело на сайте суда
yazsnogorsky--tula.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
28.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2023Дело оформлено
18.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее