УИД: 68RS0№-25
дело №а-129/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» июня 2024 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Паршиной О.А.,
При секретаре Карельском В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум», выразившегося в непринятии мер по замене 10 деревянных опор линии электропередачи в <адрес>, а также по очистке охранной зоны данной линии от деревьев и кустарников, обязать заменить 10 деревянных опр линии электропередачи в <адрес>, а также очистить охранную зону данной линии от деревьев и кустарников.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки по вопросу ненадлежащего состояния объектов энергоснабжения в <адрес>, состоявших на балансе ТОГБПОУ «Аграрный-технологический техникум» выявлены нарушения. Объекты электросетевого хозяйства, состоящие из электроподстанции и электрический сети протяженность № м., находятся в собственности Тамбовской области и переданы в оперативное управление ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум», на балансе которого они находятся.
ДД.ММ.ГГГГ г. при осмотре объектов энергоснабжения в <адрес> установлено, что имеются многочисленные нарушения при содержании линии электропередачи, в том числе не расчищена трасса линии электропередачи от кустарников и растительности и не проведен капитальный ремонт по замене деревянных опор ( 13 единиц).
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в адрес директора ТОГБПОУ «Аграрный-технологический техникум», требований прокурора в полном объеме не удовлетворены.
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что 10 из 13 деревянных опор находятся в ненадлежащем техническом состоянии, а именно загнили у основания, а также охранная зона линии электропередачи сети, находящейся в оперативном управлении ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум», не освобожден от деревьев и кустарников», чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее электроснабжение, также создает угрозу жизни и здоровью жителей поселка в случае разрушения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Тамбовской области дела № № по исковому заявлению Министерства имущественных отношений государственного заказа Тамбовской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу возобновлено.
Административный истец, уточнил требования в порядке ст. 46 КАС, просил признать незаконным бездействие администрации Тамбовского муниципального округа, выразившееся в несвоевременной организации замены 10 деревянных опор линии электропередачи на электрической сети кадастровый №, назначение: коммуникационное, протяженность: № м., расположенной в <адрес>, а также очистки охранной зоны линии электропередачи на электрической сети кадастровый №, назначение: коммуникационное, протяженность: № м., расположенной в <адрес> от деревьев и кустарников, обязании организовать работы по замене 10 деревянных опор линии электропередачи на электрической сети - кадастровый №, назначение: коммуникационное, протяженность: № м., расположенной в <адрес>, а также по очистке охранной зоны линии электропередачи на электрической сети кадастровый №, назначение: коммуникационное, протяженность: № м., расположенной в <адрес> <адрес> от деревьев и кустарников.
В обосновании указав, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области возложена обязанность принять в муниципальную собственность объекты недвижимости: сооружение электрическая сеть, назначение: коммуникационное, протяженностью № м., кадастровый №; сооружение электростанция, назначение: сооружение электроэнергетики, площадью № кв.м. кадастровой №, расположенный по адресу: <адрес>. Установлено, что спорный объект относится к инженерной инфраструктуре, предназначенной для решения вопросов местного значения и используется для нужд населения муниципального образования.
Наличие деревьев и кустарников в охранной зоне линии электропередачи, а также непринятие мер по замене опор линии электропередачи в <адрес>, нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащее электроснабжение, а также создает угрозу жизни и здоровью жителей поселка в случае разрушения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего административного ответчика ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум» на надлежащего администрацию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области в качестве заинтересованного лица привлечен ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум».
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечено министерство образования и науки Тамбовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Забавина С.А.? административные? ? исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что поскольку администрация Тамбовского муниципального округа Тамбовской области является правопреемником администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района, то обязанность по устранению выявленных нарушения в проведении ремонтных работ и очистке охранной зоны линии электропередач возникла ранее вступившего в законную силу решения арбитражного суда Тамбовской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области по доверенности Швайбович Д.И., возражала против удовлетворения требований, представив письменный отзыв, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел по управлению муниципальным имуществом поступили подписанные со стороны Министерства имущественных отношений Тамбовской области подписанные акты приема-передачи спорных объектов. ДД.ММ.ГГГГ направлены заявки в Росреестр для регистрации права собственности Тамбовского округа на спорные объекты. Только после получения выписки из ЕГР с записью права за Тамбовским муниципальным округом спорные объекты будут внесены в реестр муниципального имущества Тамбовской области и администрацией будут проведены определённые действия по отношению к спорным объектам.
В судебное заседание заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. От представителя по доверенности Веденеевой А.С. поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя.
В судебное заседание представитель заинтересованного лиц ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерство образования и науки Тамбовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще. От представителя по доверенности поступило письменно ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
Согласно части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка лиц, участвующих в деле, а также их представителей, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности причин неявки, не является препятствием к разбирательству дела. Поскольку явка участников процесса не признавалась судом обязательной, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (глава 3 данного Закона).
Электроснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности. Опоры линии электропередачи относятся к такому имуществу.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2013 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики отнесен принцип обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2013 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" утверждены "Правила устройства электроустановок (ПУЭ), содержащие общие требования к устройству воздушных линий электропередачи переменного тока напряжением до 1 кВ (глава 2.4) требования к проектированию ВЛ, учитывающие особенности их технического обслуживания и ремонта, к защите от воздействия окружающей среды, от перенапряжений и устройству заземлений.
Согласно п.п. 21,23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее Правила установления охранных зон), для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно п. 21 Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередач и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленных насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно п. 538 Правил технической эксплуатации электрических станций и сете Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070, при планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и ( или) железобетонных опорах должен проводится не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет. При ремонте ВЛ по техническому состоянию сроки проведения работ должны определяться владельцем объекта электроэнергетики.
Как следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой района проверки, установлено, что имеются многочисленные нарушения при содержании линии электропередачи в пос. Подсобное хозяйство <адрес> а именно не расчищена трасса линии электропередачи от кустарников и растительности и не проведен капитальный ремонт по замене деревянных опор ( 13 единиц).
При этом 10 из 13 опор деревянные и находятся в ненадлежащем техническом состоянии, а именно загнили у основания, охранная зона линии электрической сети не освобождена от деревьев и кустарников.
Данный обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность Тамбовского муниципального округа Тамбовской области следующие объекты недвижимости: сооружение – электрическая сеть, назначение коммуникационное, протяженностью № м., кадастровый норме №; сооружение – электростанция, назначение сооружение электроэнергетики, площадь: №.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
При этом сведений об исполнении решения арбитражного суда суду представлено не было, как и не представлено доказательств невозможности произвести замену 10 деревянных опор линии электропередачи на электрической сети и очистке охранной зоны линии электропередачи от деревьев и кустарников.
Вопреки доводам административного ответчика, сам по себе факт не получения вписки из ЕГРН с записью регистрации прав за Тамбовским муниципальным органом на указанные объекты недвижимости, не освобождают Администрацию Тамбовского муниципального округа <адрес> от обязанности осуществления контроля за состоянием и возможностью использования данного имущества по его целевому назначению.
С учетом обстоятельств дела, суд считает, что несоблюдение требований технического содержания опор воздушных линий электропередач, не устранение выявленных нарушений требований законодательства об электроснабжении могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение и уничтожение их имущества, в связи с чем, требования заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд полагает, что срок для исполнения настоящего решения административным ответчиком следует определить в течение трех месяцев, исчисляя его со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 10 ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░: № ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░: № ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░. <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 10 ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░: №., ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░: № ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░