Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-420/2022 (2а-2103/2021;) ~ М-2014/2021 от 21.12.2021

       Дело №а-420/2022

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                  пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики ФИО3 в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации               и кадастру Республики ФИО3, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 ФИО1, заинтересованные лица – Администрация Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3, <адрес> Республики ФИО3,                о признании незаконным решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 И.В.,                 в котором просила признать незаконным решение государственного регистратора от 24.11.2021г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: Республика ФИО3, <адрес>А, кадастровый номер – №, а также возложить на административных ответчиков обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.

В обоснование своих требований указала, что решением 10-й сессии           5-го созыва Октябрьского сельского совела <адрес> от 20.07.2007г. ФИО2 предоставлен земельный участок, общей площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: Республика ФИО3, <адрес>А, для индивидуальной застройки. 11.08.2021г. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок. 24.11.2021г. государственным регистратором вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации. Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился с настоящим административным иском.

В возражениях Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в нем доводов.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.

Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной.               Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Изучив материалы административного дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной            власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного          истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств                     (часть 1 статьи 84 КАС Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением 10-й сессии 5-го созыва Октябрьского сельского совела <адрес> от 20.07.2007г. ФИО2 предоставлен за счет свободных приусадебных земель земельный участок для индивидуальной застройки, ориентировочной площадью 0,25га, расположенный по адресу:                               <адрес>, из земель населенного пункта                               <адрес>ному архитектору выдать застройщику строительный паспорт на строительство жилого дома и хозяйственных построек. На ФИО2 возложена обязанность производить застройку участка в строгом соответствии со строительным паспортом и в сроки, установленные обязанностями индивидуального застройщика, а также взять на себя все расходы по оформлению правоустанавливающих документов в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Украины.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок, площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: Республика ФИО3, <адрес>А, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», объект недвижимости является ранее учтенным. Сведения о регистрации права собственности на указанный участок отсутствуют.

11.08.2021г. ФИО2 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, представив решение 10-й сессии 5-го созыва Октябрьского сельского совела <адрес> от 20.07.2007г., а также информационное письмо Администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 № от 03.12.2020г., согласно которому решение от 20.07.2007г. является неактуальным ввиду того, что неисполненные решения, принятые до 14.10.2018г., утратили свое действие 14.10.2010г., в соответствии с законодательством (п.3 раздела второго Закона Украины от 16.09.2008г. №-VI, действовавшему до вступления в силу ФКЗ).

21.10.2021г. государственный регистратор приостановил государственную регистрацию права в соответствии с:

    п. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

    п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

    п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Административному истцу было рекомендовано предоставить в реестровое дело решение об утверждении документации по землеустройству на испрашиваемый земельный участок, в котором в том числе будет отображен действительный адрес объекта недвижимого имущества.

По истечению срока приостановления государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости дополнительные документы, устраняющие причины приостановления осуществления государственной регистрации, заявителем не представлены, в связи с чем 24.11.2021г. госкомрегистр отказал в регистрации права собственности          ФИО2 на указанный земельный участок в соответствии с                 ч.1 ст. 27 Федерального Закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ.

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13.07.2015г.                   N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Согласно подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015г. государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из представленных документов следует, что при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор, руководствуясь положениями подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, исполнил свою обязанность и предпринял меры по получению дополнительных сведений, в том числе относительно предоставления сведений о ранее зарегистрированных правах, арестах, запрещениях, иных обременениях на объект недвижимости, расположенный по вышеуказанному адресу, для подтверждения актуальности вынесенного постановления.

Так, государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в администрацию Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 от 13.08.2021г., относительно предоставления сведений об актуальности представленного Решения 10 сессии 5 созыва Октябрьского сельского совета <адрес> от 20.07.2007г.

Согласно ответу Администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 от 18.08.2021г. следует, что указанное решение от 20.07.2007г. является не актуальным по следующим основаниям:

-    Земельным кодексом Украины в редакции закона от 25.10.2001г. с последующими изменениями дополнениями, была установлена пошаговая процедура возникновения права собственности на землю, не зависимо от формулировок, используемых в актах органов местного самоуправления, в том числе выдача разрешения органов местного самоуправления на разработку технической документации относительно формирования границ земельного участка; утверждение технической документации и внесение сведении о границах участка в единый кадастровый реестр; регистрация права собственности в едином государственном реестре.

При этом моментом возникновения права собственности в соответствии со ст. 125 ЗК Украины определялся момент его государственной регистрации.

В период действия законодательства Украины ФИО2 не предприняла мер для установления пространственных ориентиров данного участка путем разработки технической документации по установлению его границ.

В установленном порядке данная документация не была утверждена, вследствие чего сведения о границах такого участка в кадастровую базу Украины не были внесены. 14.10.2008г. в официальном печатном органе Верховного совета Украины - «Голос Украины», был опубликован Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере содействия строительству» от 16.09.2008г. №-VI в соответствии с пунктом 3 Заключительных положений которого устанавливалось правило о прекращении действия не реализованных решений органов местного самоуправления в сфере оформления земельных правоотношений. В частности было предписано, что принятые и не выполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участки сохраняют силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

-    Согласно ст. 13 Закона Республики ФИО3 «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО3» от 31.07.2014г. №-ЗPK, была установлена процедура завершения оформления прав на землю, начатых до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ от 21.03.2014г. на условиях бесплатного предоставления земельных участков. Но условием реализации данного права являлось наличие неисполненного решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятого с 14.10.2008г. по 21.03.2014г.

- Согласно ч. 6 ст. 13 Закона Республики ФИО3 от 31.07.2014г.                      N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО3", заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 01.01.2021г.

-    Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Таким образом, решение 10-й сессии 5-го созыва Октябрьского сельского совета «О выделении земельного участка для индивидуальной застройки ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>А» от 20.07.2007г. утратило свое правоприменительное значение и не может являться основанием возникновения соответствующего права.

При вынесении оспариваемого решения государственный регистратор также указал, что в п. 1 резолютивной части представленного на государственную регистрацию решения указано, что земельный участок имеет ориентировочную площадь, что свидетельствует об отсутствии информации об осуществленных геодезических и землеустроительных работах по формированию объекта недвижимого имущества на момент вынесения Решения.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 118 Земельного кодекса Украины, регулировавшего земельные правоотношения на момент вынесения решения, решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Кроме того, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен по адресу: <адрес>, однако в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенному по адресу: Республика ФИО3, <адрес> чего следует, что имеются разночтение адресных данных в отношении земельного участка, представленного ФИО2

В соответствии с п. 3 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014г. №, адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, с кадастровым номером 90:07:220101:380.

Суд приходит к выводу, что вышеизложенные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок, нашли             свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Согласно статье 3 КАС Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов           и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Из анализа положений статьи 227 КАС Российской Федерации следует, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС Российской Федерации,             является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.

Анализируя представленные в совокупности доказательства, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок соответствует требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным, не повлекло нарушения прав и законных интересов ФИО2, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска                     ФИО2 в части признания незаконным указанного решения государственного регистратора, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют правовые основания и для удовлетворения административного иска                      ФИО2 в части возложения на административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░               ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░3, <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░3,                 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.02.2022░.

░░░░░                                                                                ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-420/2022 (2а-2103/2021;) ~ М-2014/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сейтмеметова Уряне Нуриевна
Ответчики
Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Леженина Ирина Викторовна
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Кировский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Другие
Администрация Ленинского района Республики Крым
Боднарюк Анна Ярославовна
Администрация Октябрьского сельского поселения Ленинского района Республики Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Бурова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy--krm.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее