Решение по делу № 33-9114/2018 от 02.10.2018

Судья Смолина Т.С.

Судья-докладчик Гуревская Л.С.                                     № 33-9114/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2018 года                                                                  г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Ринчинова Б.А.

судей Гуревской Л.С., Трофимовой Е.Н.

при секретаре Шистеевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Усть-Кутская районная больница» об обязании исполнить требования предписания

по апелляционной жалобе Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Усть-Кутская районная больница»

на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 12 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

установила:

в обоснование исковых требований указано, что в период с 13.10.2015 по 08.12.2015 специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско- Ленском и Киренском районах на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области - главного государственного санитарного врача по Иркутской области А.Н. Пережогина от 08.09.2015 № 002205, распоряжения о продлении срока проведения плановой выездной проверки № 002205-П от 27.10.2015 была проведена плановая выездная проверка в отношении областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская районная больница» с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области на 2015 год, утвержденного руководителем Управления и согласованного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В ходе проверки выявлено множество нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт проверки № 002205 от 08.12.2015, выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 002205 от 08.12.2015 (далее - предписание № 002205), к тому же по результатам проверки юридическое лицо ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» (далее по тексту - ответчик) привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Предписание № 002205 содержало 120 пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, все пункты со сроком исполнения до 01.11.2016г.

Контроль за исполнением выданных предписаний осуществляет должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, выдавшее его.

На основании распоряжения № 16-11/182 от 24.10.2016 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах проведена внеплановая выездная проверка по выполнению предписания № 002205 от 08.12.2015, срок исполнения которых был установлен до 01.11.2016г. и истек на момент проверки.

В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 14 пунктов предписания полностью (п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16) и выполнение частично 3 пунктов выданного предписания (п. 1, п. 8, п. 17), а именно:

Пункт 7 предписания № 002205 от 08.12.2015 выполнен частично.

Не представлены (отсутствуют) документы, подтверждающие проведение вакцинации медицинских работников ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» против гепатита А.

Пункт 21 предписания не выполнен.

Не обеспечено сообщение медицинскими работниками ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» о каждом случае выявления паразитозов (аскаридоз, дифиллоботриоз) в течение 12 часов путем направления экстренного извещения установленной формы в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах - за 10 месяцев 2016 года, установлено, что регистрация заболеваемости аскаридозом, дифиллоботриозом отсутствует, тогда как согласно результатам паразитологических исследований, в 2016 году выявлено паразитозов: аскаридоз в марте-апреле 2016-2 случая, дифиллоботриоз в мае 2016 г. - 1 случай, что не позволяет своевременно провести комплекс санитарно-нротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Не выполнен пункт 26 предписания. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений противотуберкулезного отделения не обеспечивают оптимальные условия для соблюдения санитарнопротивоэпидемического режима, структура и планировка помещений не исключает возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности - фактически в противотуберкулезном отделении оборудован один общий вход для персонала, больных туберкулезом и детей, обращающихся за консультативной помощью к врачу-фтизиатру, кабинет приема врача-фтизиатра расположен на первом этаже на входе в приемное отделение стационара для туберкулезных больных, что создает условия для распространения туберкулезной инфекции среди населения, в том числе среди детей, может повлечь причинения вреда жизни и здоровью людей.

Пункт 28 предписания также не выполнен.

Внутренняя отделка потолка в помещениях противотуберкулезного отделения выполнена невлагостойким материалом (известковая побелка), неустойчивым к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, в помещениях отделения нарушена целостность покрытий поверхностей: отслаивается известковая побелка, отслаивается покрасочный слой, что не обеспечивает качество проведения текущей и заключительной дезинфекции с целью профилактики внутрибольничной инфекции, может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Не выполнен пункт 29 предписания. В противотуберкулезном отделении не функционирует приточно-вытяжная вентиляция с механическим и/или с естественным побуждением, не обеспечено проведение проверки эффективности работы вентиляционной системы, проведение текущего ремонта при выходе из строя системы вентиляции, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции - документы, подтверждающие проведение вышеуказанных мероприятий не представлены (отсутствуют), что создает угрозу возникновения и распространения внутрибольничного инфицирования туберкулезом, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.

Пункт 34 предписания не выполнен. В противотуберкулезном отделении при поступлении в стационар пациентов больных туберкулезом допускается хранение верхней личной одежды больных, в том числе больных активными формами туберкулеза с бактериовыделением, в палатах - в отделении отсутствует помещение для хранения вещей пациентов в установленном порядке.

Пункт 36 предписания выполнен частично. Сводный годовой план проведения профилактических обследований в целях раннего выявления туберкулеза по контингентам с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор не согласовывался.

Пункт 37 предписания выполнен частично.

Заключительная дезинфекция не проводится, заявки на проведение дезинфекции не подаются (нет специализированной организации).

Пункт 38 предписания не выполнен.

Целостность покрытия стен в коридоре терапевтического отделения нарушена - в стенах трещины, выбоины, покрасочный слой отслаивается, что не позволяет проводить качественную уборку и дезинфекцию помещений.

Пункт 43 предписания не выполнен.

В операционном блоке не предусмотрены раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционную и персонал и пациенты входят через предоперационное помещение.

В родильном отделении:

не выполнен пункт 56 предписания. В отделении имеется обсервационная палата, но при этом для приема рожениц с подозрением на инфекционное заболевание отсутствует блок помещений обсервационного приема;

не выполнен пункт 57. В составе отделения не выделен родильный блок - родильные залы расположены в палатной секции рядом с послеродовыми палатами, палатами новорожденных, молочной кухней;

пункт 58 также предписания не выполнен.

Структура, планировка и оборудование помещений родильного отделения не обеспечивают поточность технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и не исключают возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, не обеспечена изоляция потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение - фактически на момент проведения проверки в родильном отделении оборудован один общий вход для персонала, для пациенток с патологией беременности и для родильниц - отдельный вход для персонала отсутствует; в родильном отделении оборудован один смотровой кабинет - общий для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты и для рожениц - отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты отсутствуют; не выделено помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом - фактически биксы со стерильным материалом хранятся в складском помещении для хранения постельных принадлежностей (матрацы, подушки), подлежащих камерной обработки, что не обеспечивает проведение мероприятий по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний в отделении акушерского профиля, может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Пункт 59 предписания не выполнен.

Перед родильным залом расположен коридор, вход в родильный зал осуществляется непосредственно из коридора палатной секции, т.е. отсутствует помещение для обработки рук и переодевания персонала подготовительная для персонала перед родовыми залами или между ними. Пост дежурного медицинского персонала расположен в коридоре палатной секции.

Пункт 60 предписания не выполнен.

В отделении не оборудована (отсутствует) паспортизированная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением, что не обеспечивает проведение комплекса мероприятий по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний в отделении акушерского профиля, может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Пункт 68 предписания не выполнен.

В инфекционном отделении боксы не оборудованы автономной системой вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком и установкой на вытяжке устройств обеззараживания воздуха или фильтров тонкой очистки - система автономной вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком и установкой на вытяжке устройств обеззараживания воздуха или фильтров тонкой очистки отсутствует, документы, подтверждающие наличие указанной системы не представлены (отсутствуют), что создает угрозу возникновения и распространения внутрибольничного инфицирования, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.

Пункт 71 предписания выполнен частично.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний не обеспечено прохождение сотрудниками ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» исследование мазка из зева и носа на патогенный стафилококк - в норме при поступлении на работу и далее 1 раз в 6 месяцев, что может явиться причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди сотрудников и пациентов, и может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

По результатам проверки составлен акт проверки № 16-11/182 от 30.11.2016, выдано новое предписание № 16-11/182 от 30.11.2016, которое содержало 17 пунктов нарушений, со сроком исполнения мероприятий до 01.12.2017.

По факту невыполнения предписания в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 12.12.2016 № ЮЛ/К-313/16-16-11 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 106 по г. Усть-Куту Иркутской области от 20.01.2017 ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере (данные изъяты)

На основании распоряжения № 003135 от 22.11.2017 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах проведена внеплановая выездная проверка по выполнению 17 (семнадцати) пунктов предписания от 30.11.2016, срок исполнения которых был установлен до 01.12.2017 и истек на момент проверки.

В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 7 пунктов предписания № 16-11/182 полностью (п.п. 1, 8, 9, 10, 12, 13, 17), а именно:

п. 1 предписания не выполнен. Не представлены (отсутствуют) документы, подтверждающие проведение вакцинации медицинских работников против гепатита А;

п. 8 предписания: в целях обеспечения предупреждения новых случаев инфицирования микобактериями туберкулеза и заболеваний в окружении больного не проводится заключительная дезинфекция, заявки на проведение дезинфекции не подаются (нет специализированной организации);

п. 9 предписания: не проводился текущий ремонт терапевтического отделения;

п. 10 предписания: не оборудованы в операционном блоке раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник);

п. 12 предписания: не оборудован в составе родильного отделения родильный блок;

п. 13 предписания: обеспечить структуру, планировку и оборудование помещений родильного отделения с соблюдением поточности технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение - оборудовать отдельный вход для персонала; в родильном отделении оборудовать отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты; выделить помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом;

п. 17 предписания: не обеспечено прохождение сотрудниками ОГБУЗ «Усть- Кутская РБ» исследование мазка из зева и носа на патогенный стафилококк - в норме при поступлении на работу и далее 1 раз в 6 месяцев.

По результатам проверки составлен акт проверки № 003135 от 29.12.2017, выдано новое предписание № 003135 от 29.12.2017 со сроком исполнения мероприятий до 03.12.2018. По факту невыполнения предписания в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2018 № ЮЛ/К-005/18-16-11 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 106 по г. Усть-Куту Иркутской области от 26.02.2018 ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в (данные изъяты)

На момент предъявления искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленного нарушения санитарного законодательства не представлено.

Деятельность ответчика связана с оказанием медицинской помощи населению. В этой связи, исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства, является первоочередной обязанностью ответчика.

Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья.

В связи с чем, истец просил обязать ответчика устранить нарушения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 16-11/182 от 30.11.2016г. ( пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6,7) в срок до 03.12.2018.

Решением суда от 12 июля 2018 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области удовлетворены частично. Суд решил:

Обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 16-11/182 от 30.11.2016:

п. 1: Обеспечить допуск к работе в ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ», выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, сотрудников с наличием сведений о проведении профилактических прививок против гепатита А согласно п. 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 6.2. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А» до 03.12.2018.

Обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 2 предписания: обеспечить в целях предупреждения новых случаев инфицирования микобактериями туберкулеза и заболеваний в окружении больного проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге туберкулеза, предоставить подтверждающие документы: организации заключительной дезинфекции силами специализированной организации не позднее 24 часов с момента получения заявки во всех случаях выбытия больного из домашнего очага (в больницу, санаторий, при изменении места жительства, выбытии больного из очага на длительный срок, смерти больного), в том числе проведения камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей, согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п. 1.3., п. 1.5., п. 8.6, раздела 9 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», п. 1.З., п. 15.1, п. 15.2, раздела 17 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» до 03.12.2018.

Обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 3 предписания: обеспечить целостность покрытия стен в коридоре терапевтического отделения согласно п. 19.1. СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.4.2, п.4.3, п.11.14. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» до 03.12.2018.

Обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 4 предписания: оборудовать в операционном блоке раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник) согласно п. 10.4.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до 03.12.2018.

Обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 5: оборудовать в составе родильного отделения родильный блок согласно п. 10.6.7 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до 03.12.2018.

Обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 6 предписания: обеспечить структуру, планировку и оборудование помещений родильного отделения с соблюдением поточности технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение - оборудовать отдельный вход для персонала; в родильном отделении оборудовать отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты; выделить помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом согласно п. 3.1, п. 3.3 Главы 1, п. 2.1, п. 2.12,п. 3.1.1. Главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-10 до 03.12.2018.

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 2 предписания проведения текущей дезинфекции и обучение больного и контактных лиц ее методам; обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 7 предписания: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний обеспечить прохождение сотрудниками ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров в установленном порядке (мазок из зева и носа на патогенный стафилококк) согласно п. 15.1. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 7.1., п. 7.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» до 03.12.2018 отказать.

В апелляционной жалобе ОГБУЗ «Усть-Кутская районная больница» просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований об обеспечении допуска к работе в ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ», выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, сотрудников с наличием сведений о проведении профилактических прививок против гепатита А; обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 4 предписания: оборудовать в операционном блоке раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник); обязать оборудовать в составе родильного отделения родильный блок; обеспечить структуру, планировку и оборудование помещений родильного отделения с соблюдением поточности технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение - оборудовать отдельный вход для персонала; в родильном отделении оборудовать отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты; выделить помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом.

Указывает, что эпидемиологическая ситуация по вирусному гепатиту А на территории г. Усть-Кута и Усть-Кутского района является стабильной, по данным 2017 года – в 2,2 раза ниже среднеобластного показателя. В постановлением главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 03.07.2017 г. Усть-Кут и Усть-Кутский район не входит в перечень территорий, в которых имеется необходимость в иммунизации против вирусного гепатита А. В 2018 году постановление главного государственного санитарного врача по Иркутской области о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям не принималось.

Здание, в котором расположены операционный блок и родильное отделение, введено в эксплуатацию в 1991 году. В технической документации на операционный блок указано, что имеются разные входы для пациентов и медперсонал.

Кроме того, 04.07.2013 больнице выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии здания СанПиНу 2.1.3-2630 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 З Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 16-11/182 от 24.10.2016 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах проведена внеплановая выездная проверка ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» по выполнению 120 (сто двадцать) пунктов предписания № 002205 от 08.12.2015, срок исполнения которых был установлен до 01.11.2016 и истек на момент проверки.

В ходе проведения проверки было обнаружено невыполнение в установленный срок 14 пунктов предписания № 002205 полностью (п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16) и выполнение частично 3 пунктов выданного предписания (п. 1, п. 8, п. 17) № 002205 от 08.12.2015.

По результатам проверки составлен акт проверки № 16-11/182 от 30.11.2016, выдано предписание № 16-11/182 от 30.11.2016 должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор со сроком исполнения мероприятий до 01.12.2017.

По факту невыполнения предписания в отношении ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» составлен протокол об административном правонарушении от 12.12.2016 № ЮЛ/К-313/16-16-11 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения мировому судье 106 судебного участка по г. Усть-Куту Иркутской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 106 по г. Усть-Куту Иркутской области от 20.01.2017 ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа (данные изъяты)

В силу п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Повторное предписание № 16-11/182 содержало 17 пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, все пункты со сроком исполнения до 01.12.2017.

На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 003135 от 22.11.2017 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах проведена внеплановая выездная проверка по выполнению 17 пунктов предписания № 16-11/182 от 30.11.2016, срок исполнения которых был установлен до 01.12.2017 и истек на момент проверки.

В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок 7 пунктов предписания № 16-11/182 полностью (п.п. 1, 8, 9, 10, 12, 13, 17), а именно:

п. 1 предписания: обеспечить допуск к работе в ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ», выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, сотрудников с наличием сведений о проведении профилактических прививок против гепатита А согласно п. 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, ст. 35 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52--.ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 5 Федерального Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 6.2. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А».

Пункт предписания не выполнен. Не представлены (отсутствуют) документы, подтверждающие проведение вакцинации медицинских работников против гепатита А, что является нарушением п. 2.2.6., п. 2.2.8. СП 1.3.2322-08, п. 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, ст. 35 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 5 Федерального Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 6.2. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А».

Суд первой инстанции принял во внимание, что хотя финансирование закупки вакцин производится за счет средств областного бюджета, однако обязанность по обеспечению допуска к работе в ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ», выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного    проведения профилактических прививок, сотрудников с наличием сведений о проведении профилактических прививок против гепатита А, возложена на ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ».

п. 8 предписания: обеспечить в целях предупреждения новых случаев инфицирования микобактериями туберкулеза и заболеваний в окружении больного проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге туберкулеза, предоставить подтверждающие документы: организации заключительной дезинфекции силами специализированной организации не позднее 24 часов с момента получения заявки во всех случаях выбытия больного из домашнего очага (в больницу, санаторий, при изменении места жительства, выбытии больного из очага на длительный срок, смерти больного), в том числе проведения камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей, текущей дезинфекции и обучение больного и контактных лиц ее методам согласно ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п. 1.З., п. 1.5., п. 8.6, раздела 9 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», п. 1.З., п. 15.1, п. 15.2, раздела 17 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Пункт предписания не выполнен. Заключительная дезинфекция не проводится, что подтверждается пояснениями ответчика. При этом, доводы ответчика о том, что в соответствии с ФЗ № 44 от 05.04.2013 не имеется возможности заключить контракт на проведение заключительной дезинфекции, не свидетельствуют о незаконности доводов истца и наличия оснований для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязательств в силу ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п. 1.З., п. 1.5., п. 8.6, раздела 9 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», п. 1.3., п. 15.1, п. 15.2, раздела 17 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Учитывая, что истец не настаивает на исковых требованиях в части обязать ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 2 предписания проведения текущей дезинфекции и обучение больного и контактных лиц ее методам, суд отказал в удовлетворении этой части иска. Решение в этой части не обжалуется.

п. 9 предписания: обеспечить целостность покрытия стен в коридоре терапевтического отделения согласно п. 19.1. СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.4.2, п.4.3, п.11.14. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Текущий ремонт терапевтического отделения проводится, что ответчиком не оспаривается, представлен контракт на выполнение работ по текущему ремонту помещений терапевтического отделения, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Высоцкого, 22, № Ф.2018.186441 от 14.05.2018 между ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» (заказчик) и ООО «СтройТех+» (подрядчик), с 16 мая 2018 года в терапевтическом отделении ведутся ремонтные работы, срок выполнения работ до 30.06.2018.

Согласно локального ресурсного сметного расчета № 08-10/2017 в терапевтическом отделении проводится ремонт стен, включающий в себя: в т.ч. штукатурка, очистка вручную поверхности стен, сплошное выравнивание поверхности стен, окраска. По контролю качества производства работ в терапевтическом отделении назначено ответственное лицо - физическое лицо Темникова А. А., с которой заключен договор на оказание услуг от 21.05.2018. Тем самым, данный пункт предписания на момент рассмотрения дела не исполнен в срок, указанный в контракте № Ф.2018.186441 от 14.05.2018, а также в срок, указанный в предписании, что является нарушением п. 19.1. СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п.4.2, п.4.3, п.11.14, главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

п. 10 предписания: оборудовать в операционном блоке раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник) согласно п. 10.4.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.

В операционном блоке не предусмотрены раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник), что является нарушением требований п. 10.4.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. В операционную и персонал и пациенты входят через предоперационное помещение, что является нарушением п. 10.4.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630- 10.

Доводы ответчика о том, что операционный блок ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» соответствует рациональному расположению в районной больнице с соблюдением всех мер безопасности, как для пациентов, так и для медицинского персонала, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку ответчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что в технической документации на операционный блок, расположенный на 5 этаже ОГБУЗ «Усть- Кутская РБ» указано, что в операционную разные входы: пациенты через шлюз, медперсонал через санитарный пропускник (предоперационная).

Предписание № 16-11/182 от 30.11.2016 со сроком исполнения 01.12.2017 ответчиком оспорено не было, 30.11.2016 ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» издан приказ «Об исполнении предписания Роспотребнадзора от 30.11.2016 № 16-11/182», в п. 10 которого указано оборудовать в операционном блоке раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник) согласно п. 10.4.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до 01.12.2017. Таким образом, ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» не оспаривает факт нарушения требований п. 10.4.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, однако, доказательств отсутствия технической возможности исполнить требование предписания в суд ответчик не предоставил.

п. 12 предписания: оборудовать в составе родильного отделения родильный блок согласно п. 10.6.7 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Пункт не выполнен. Нарушения п. 10.6.7 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 не устранены. В составе родильного отделения не выделен родильный блок - родильные залы расположены в палатной секции рядом с послеродовыми палатами, палатами новорожденных, молочной кухней, что является нарушением требований п. 10.6.7 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Доводы ответчика о том, что устранение требований предписания по перепланировке отделения возможны только при капитальном ремонте, не подтверждаются достоверными доказательствами.

Предписание № 16-11/182 от 30.11.2016 со сроком исполнения 01.12.2017 ответчиком оспорено не было, 30.11.2016 ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» издан приказ «Об исполнении предписания Роспотребнадзора от 30.11.2016 № 16-11/182», в п. 12 которого указано оборудовать в составе родильного отделения родильный блок согласно п. 10.6.7 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до 01.12.2017. Таким образом, ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» не оспаривает факт нарушения требований п. 10.6.7 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, однако, доказательств отсутствия возможности исполнить требование предписания ответчик не предоставил.

п. 13 предписания: обеспечить структуру, планировку и оборудование помещений родильного отделения с соблюдением поточности технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение - оборудовать отдельный вход для персонала; в родильном отделении оборудовать отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты; выделить помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом согласно п. 3.1, п. 3.3 Главы 1, п. 2.1, п. 2.12,п. 3.1.1. Главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-    10.

Пункт не выполнен. Доводы ответчика о том, что устранение замечания по перепланировки отделения возможны только при капитальном ремонте, не нашли своего подтверждения.

Нарушения п. 3.1, п. 3.3 Главы 1, п. 2.1, п. 2.12,п. 3.1.1. Главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-10 не устранены. Структура, планировка и оборудование помещений родильного отделения не обеспечивают поточность технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и не исключают возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, не обеспечена изоляция потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и отделение патологии беременных - родильное отделение находится в приспособленных помещениях соматического стационара, фактически на момент проведения проверки в родильном отделении коридорного типа на одном этаже условно изолировано находятся родовые залы, послеродовые палаты, палаты патологии беременных, палата новорожденных и палата ПИТ новорожденных, прививочный кабинет для вакцинации новорожденных, оборудован один общий вход для персонала, для пациенток с патологией беременности и для родильниц - отдельный вход для персонала отсутствует; в родильном отделении оборудован один смотровой кабинет - общий для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты и для рожениц - отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты отсутствуют, что не обеспечивает проведение мероприятий по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний в отделении акушерского профиля, может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, что является нарушением п. 3.1, п. 3.3 Главы 1, п. 2.1, п. 2.12,п. 3.1.1. Главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Предписание № 16-11/182 от 30.11.2016 со сроком исполнения 01.12.2017 ответчиком оспорено не было, 30.11.2016 ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» издан приказ «Об исполнении предписания Роспотребнадзора от 30.11.2016 № 16-11/182», в п. 13 которого указано обеспечить структуру, планировку и оборудование помещений родильного отделения с соблюдением поточности технологических процессов, оптимальные условия для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, исключить возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение - оборудовать отдельный вход для персонала; в родильном отделении оборудовать отдельные смотровые кабинеты для пациенток с патологией беременности, для пациенток обсервационной палаты; выделить помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом согласно п. 3.1, п. 3.3 Главы 1, п. 2.1, п. 2.12,п. 3.1.1. Главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-    10 до 01.12.2017. Таким образом, ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» не оспаривает факт нарушения требований п. 3.1, п. 3.3 Главы 1, п. 2.1, п. 2.12,п. 3.1.1. Главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-    10, однако, доказательств того, что пункт предписания исполнить невозможно ввиду отсутствия технической возможности перепланировки родильного отделения, а также того, что помещение для хранения стерильных коробок со стерильным материалом имеется за родильным блоком возле второй палаты, в суд ответчик не предоставил.

Истец не настаивал на удовлетворении исковых требований исполнить п. 17 предписания: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний обеспечить прохождение сотрудниками ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров в установленном порядке (мазок из зева и носа на патогенный стафилококк) согласно п. 15.1. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 7.1., п. 7.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». В той части иска отказано. Решение в этой части не обжалуется.

Нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Деятельность ответчика связана с оказанием медицинской помощи населению, поэтому исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства является обязанностью ответчика.

Требование истца об исполнении предписания направлено на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Учитывая, что ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» не было оспорено предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области № 16-11/182 от 30.11.2016, а также не представлено доказательств, исключающих возможность исполнения предписания, в том числе, заключения специалистов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск за исключением в части обязания ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» устранить нарушения п. 2 предписания проведения текущей дезинфекции и обучение больного и контактных лиц ее методам; п. 7 предписания: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний обеспечить прохождение сотрудниками ОГБУЗ «Усть-Кутская РБ» предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров в установленном порядке (мазок из зева и носа на патогенный стафилококк) согласно п. 15.1. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 7.1., п. 7.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» до 03.12.2018.

Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, соответствуют требованиям действующего законодательства. Доводами апелляционной жалобы указанные выводы суда не опровергнуты.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 12 июля 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                                                        Б.А. Ринчинов

Судьи                                                                                 Е.Н. Трофимова

                                                                                              Л.С. Гуревская

33-9114/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Куте, Усть-Кутском, Казачинско-Ленском и Киренском районах
Ответчики
ОГБУЗ Усть-Кутская районная больница
Другие
Министерство здравоохранения ИО
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Гуревская Людмила Сергеевна
22.10.2018[Гр.] Судебное заседание
30.10.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее