Дело №2а-1904/2023
22RS0066-01-2023-000889-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул 14 сентября 2023 года
Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего судьи Ретивых А.Е.,
при секретаре Казанцевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Васильеву Сергею Анатольевичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к Васильеву С.А. о взыскании:
- пени по транспортному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;
- недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;
- недоимки по земельному налогу по ОКТМО 01615409 за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;
- недоимки по земельному налогу по ОКТМО 01701000 за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (далее – страховые взносы на ОПС), за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – страховые взносы на ОМС), за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.;
на общую сумму <данные изъяты> руб.
В обоснование исковых требований указано, что на основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Васильев С.А. является собственником транспортного средства, которое в соответствии со ст. 358 НК РФ признается объектом налогообложения. На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Васильев С.А. является собственником недвижимого имущества, которое в соответствии со ст. 401 НК РФ признается объектом налогообложения. На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Васильев С.А. является собственником земельных участков, которые в соответствии со ст. 389 НК РФ признаются объектами налогообложения. Налоги уплачиваются на основании налоговых уведомлений, которые направлены налоговым органом в адрес налогоплательщика. Васильев С.А. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 15.08.2018 по 10.12.2019, в связи с чем на основании ст. 419 НК РФ обязан уплачивать страховые взносы. Задолженность по страховым взносам на ОМС и страховым взносам на ОПС за 2019 год в установленный срок не погашена. В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налогов и страховых взносов на основании ст. 75 НК РФ Васильеву С.А. начислены пени. Во исполнение положений ст. 69 - 70 НК РФ Васильеву С.А. направлены требования об уплате налогов, страховых взносов и пени. Требования оставлены налогоплательщиком без исполнения, в связи с чем налоговый орган обратился в суд. Мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула 10.06.2022 вынесен судебный приказ №2а-675/2022 о взыскании задолженности, на который поступили возражения от налогоплательщика. 14.09.2022 мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа. По настоящее время задолженность ответчиком не погашена. В связи с этим административный истец обратился с исковым заявлением в суд.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, с учетом положений ст. ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы административного иска с учетом уточнения, материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ (здесь и далее нормативные акты приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 9 правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Согласно п. 1 и 2 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
По смыслу ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В отношении недоимки, образовавшейся после 27.12.2018 - пеня начисляется по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно п. 5 пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Исходя из п. 6 пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ. В соответствии с п. 7 правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с п. 8 правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате страховых взносов, пеней и распространяются на требования, направляемые плательщикам страховых взносов. В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей (до 23.12.2020 - у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей), требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб. (абзац вступил в силу с 23.12.2020). В соответствии с п. 3 правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате страховых взносов, пеней.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей).
Исходя из п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (до 23.12.2020 – 3 000 рублей), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Порядок уплаты и взыскания транспортного налога регулируется главой 28 НК РФ. Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к которым в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1.1 п. 1), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству.
Законом Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края. Указанным законом установлены следующие налоговые ставки по транспортному налогу, применяемые на территории Алтайского края:
№ п/п |
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка, руб. |
1. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
1.1. |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
10,0 |
1.2. |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
20,0 |
1.3. |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
25,0 |
1.4. |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
60,0 |
1.5. |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
120,0 |
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Порядок уплаты и взыскания налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому в соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ относятся жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Согласно п. 2 налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не установлена единая дата начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 13.12.2018 №97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена вышеуказанная дата - 1 января 2020 года. Исходя из ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 данной статьи в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п. 3 налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
Согласно п. 4 налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.
Согласно п. 5 налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Согласно п. 6 налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.
Согласно п. 6.1 налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в п. 3-5 настоящей статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Налоговый вычет, предусмотренный настоящим пунктом, предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 6 и 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.
Согласно п. 8 в случае, если при применении налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 - 6.1 настоящей статьи, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
Исходя из п. 6 ст. 406 НК РФ если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится: в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в п. 2 ст. 406 НК РФ.
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2019 №381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» установлены следующие налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения: 0,3% в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.
В силу ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого следующим образом.
Исходя из п. 5 данной статьи в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.
В случае изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 408 НК РФ.
Исходя из п. 6 данной статьи в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц. В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.
Исходя из п. 8 данной статьи сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 данной статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 408 НК РФ, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 НК РФ, без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 НК РФ, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со ст. 403 НК РФ; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со ст. 403 НК РФ; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со ст. 403 НК РФ.
Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со ст. 403 НК РФ, исчисление суммы налога производится в соответствии со ст. 408 НК РФ без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ.
Предусмотренная п. 8 ст. 408 НК РФ формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
Исходя из п. 8.1 ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений п. 4 - 6 ст. 408 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со ст. 403 НК РФ. Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
Исходя из п. 9 ст. 408 НК РФ в случае, если исчисленное в соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ.
Порядок уплаты и взыскания земельного налога регулируется главой 31 НК РФ. Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, к которым относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Исходя из ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно п. 4 данной статьи налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Исходя из п. 7.1 ст. 396 НК РФ в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 7 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Барнаульской городской Думы №839 от 09.10.2012 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» установлено, что налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в следующих размерах:
№ п/п |
Наименование вида разрешенного использования земельных участков |
Ставка налога % |
Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и погребов (за исключением используемых для производственных и коммерческих целей) |
0,8 |
Решением Совета депутатов Бурановского сельсовета Калманского района Алтайского края «О введении земельного налога на территории муниципального образования Бурановский сельсовет Калманского района Алтайского края» №16 от 07.11.2014 установлено, что налоговые ставки земельного налога устанавливаются в следующих размерах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ:
№ п/п |
Наименование вида разрешенного использования земельных участков |
Ставка налога % |
Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства |
0,3 |
Решением Совета депутатов Бурановского сельсовета Калманского района Алтайского края «О введении земельного налога на территории муниципального образования Бурановский сельсовет» №44 от 18.10.2019 установлено, что налоговые ставки земельного налога устанавливаются в следующих размерах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ:
№ п/п |
Наименование вида разрешенного использования земельных участков |
Ставка налога % |
Земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности, приобретённые (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
0,3 |
В силу ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ).
Порядок уплаты и взыскания страховых взносов за периоды с 01.01.2017 регулируется главой 34 НК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, в случае, предусмотренном абзацем 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.
Из положений п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, с 01.01.2018) следует, что плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере <данные изъяты> рублей за расчетный период 2019 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем 2 п. 2 ст. 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном НК РФ, недоимку по страховым взносам.
Из материалов дела усматривается, что, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Васильев С.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, таким образом, в спорный период времени он являлся плательщиком страховых взносов.
Административный ответчик обязан оплатить страховые взносы на ОПС за 2019 год - <данные изъяты> руб. ((<данные изъяты> руб. / 12 мес. * 11 мес.) + (<данные изъяты> руб. / 12 мес. / 31 дн. *10 дн.)), страховые взносы на ОМС за 2019 год в размере <данные изъяты> руб. ((<данные изъяты> руб. / 12 мес. * 11 мес.) + (<данные изъяты> руб. / 12 мес. / 31 дн. *10 дн.)).
Из материалов дела следует, что Васильев С.А. в спорные периоды являлся собственником следующего транспортного средства:
- легкового автомобиля; государственный регистрационный знак: №; марка / модель: ХЕНДЭ САНТА ФЕ; мощность двигателя 181 л.с.; право собственности с 10.06.2017 года по настоящее время.
Из материалов дела следует, что Васильев С.А. в спорные периоды являлся собственником следующего имущества:
- квартиры, расположенной по адресу: 656049, Алтайский край, <адрес> кадастровый номер №; доля в праве 1; право собственности с 11.06.2013 по настоящее время; кадастровая стоимость на 2020 год – <данные изъяты> руб.; площадь – 56,9 кв. м.; налоговая база уменьшена согласно п. 3 ст. 403 НК РФ <данные изъяты> руб. – (<данные изъяты> руб. / 56,9 кв. м. *20 кв. м. = <данные изъяты> руб.) = <данные изъяты> руб.;
- квартиры, расположенной по адресу: 656031, Алтайский край, <адрес> кадастровый номер №; доля в праве 1; право собственности с 19.07.2005 по настоящее время; кадастровая стоимость на 2020 год – <данные изъяты> руб.; площадь – 53 кв. м.; налоговая база уменьшена согласно п. 3 ст. 403 НК РФ <данные изъяты> руб. – (<данные изъяты> руб. / 53 кв. м. *20 кв. м. = <данные изъяты> руб.) = <данные изъяты> руб.;
- иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: Алтайский край, <адрес>; кадастровый номер №; доля в праве 1; право собственности с 31.12.2014 по настоящее время; кадастровая стоимость на 2020 год – <данные изъяты> руб.;
- иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>; кадастровый номер №; доля в праве 1/2; право собственности с 22.10.2018 по 21.12.2021; кадастровая стоимость на 2020 год – <данные изъяты> руб.;
- земельного участка, расположенного по адресу: 656049, Алтайский край, <адрес>; кадастровый номер №; доля в праве 5/44; право собственности с 31.12.2014 по настоящее время; кадастровая стоимость в 2020 году – <данные изъяты> руб., вид разрешенного использования – «для эксплуатации гаража»;
- земельного участка, расположенного по адресу: 659032, Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Фрунзе, 26а; кадастровый номер №; доля в праве 1/2; право собственности с 22.10.2018 по настоящее время; кадастровая стоимость в 2019 году – <данные изъяты> руб., в 2020 году – <данные изъяты> руб., вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства».
Налоговым органом исчислены Васильеву С.А. подлежащие уплате налоги:
- транспортный налог за 2017 год в размере 363,43 руб. (с учетом переплаты <данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб.);
- транспортный налог за 2018 год в размере <данные изъяты> руб.;
- транспортный налог за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2017 год:
по объекту с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.;
по объекту с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2018 год:
1) по объекту с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.;
2) по объекту с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2020 год:
1) по объекту с кадастровым номером № (((<данные изъяты>.;
2) по объекту с кадастровым номером № <данные изъяты> руб.;
3) по объекту с кадастровым номером № (<данные изъяты> руб.;
4) по объекту с кадастровым номером № (<данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2017 год:
1) по объекту с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2018 год:
1) по объекту с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2019 год:
1) по объекту с кадастровым номером № (<данные изъяты>
<данные изъяты>
1) по объекту с кадастровым номером № (<данные изъяты> руб.;
2) по объекту с кадастровым номером № (<данные изъяты> руб.
В связи с исчислением указанных налогов Васильеву С.А. направлены (что подтверждается скриншотами АИС Налог-3 ПРОМ, реестрами почтовых отправлений, отслеживанием с официального сайта Почты России) налоговые уведомления №№ от 13.09.2018, 3463795 от 27.06.2019, 9088621 от 03.08.2020, 39537370 от 01.09.2021.
Поскольку ФИО1. не произвел уплату налогов и страховых взносов в установленные сроки, ему направлены:
- требование об уплате налогов и пени за 2017 год (о взыскании задолженностей по транспортному налогу за 2017 год в размере 363,43 руб., налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 8 925 руб., земельному налогу за 2017 год в размере 2 234 руб.) №964 по состоянию на 31.01.2019 со сроком уплаты не позднее 12.03.2019, которое не было исполнено налогоплательщиком. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в результате чего и.о. мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула вынесен судебный приказ №2а-2997/2019 от 20.08.2019, на который поступили возражения от налогоплательщика. 28.09.2019 и.о. мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа. Сведения об обращении налогового органа с административным исковым заявлением, содержащим требования о взыскании вышеуказанных задолженностей, не представлены. Добровольного погашения задолженности по данным налогам налогоплательщиком не производилось. Вместе с тем, согласно ответу Отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Барнаула УФССП России по Алтайскому краю (далее - ОСП Железнодорожного района г. Барнаула) от 11.05.2023 на запрос суда по вышеуказанному судебному приказу №2а-2997/2019 от 20.08.2019 возбуждено исполнительное производство №№-ИП от 06.02.2020, которое окончено 08.07.2022 в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Согласно информации, представленной налоговым органом (в уточненном исковом заявлении от 21.04.2023) при перечислении денежных средств по данному исполнительному производству ОСП Железнодорожного района г. Барнаула неверно указано назначение платежа и денежные средства зачтены в погашение налогов по другим налоговым периодам. В связи с чем можно сделать вывод об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание данных недоимок;
- требование об уплате налогов и пени за 2018 год и страховых взносов за 2019 год (о взыскании задолженностей по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 525 руб., налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 9 026 руб., земельному налогу за 2018 год в размере 2 234 руб., страховых взносов на ОПС за 2019 год в размере 27 696,92 руб., страховых взносов на ОМС за 2019 год в размере 6 495,39 руб.) №131305 по состоянию на 30.12.2019 со сроком уплаты не позднее 05.02.2020, которое не было исполнено налогоплательщиком. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в результате чего мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула вынесен судебный приказ №2а-578/2020 от 09.04.2020, на который поступили возражения от налогоплательщика. 23.10.2020 мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа. Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением с требованиями о взыскании указанных недоимок, в результате чего решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 06.07.2021 по делу №2а-2547/2021, вступившим в законную силу 07.08.2021 с налогоплательщика взысканы указанные недоимки и выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство №98994/21/22021-ИП от 15.09.2021, которое окончено 10.12.2021 в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Согласно информации, представленной налоговым органом (в уточненном исковом заявлении от 21.04.2023) при перечислении денежных средств по данному исполнительному производству ОСП Железнодорожного района г. Барнаула неверно указано назначение платежа и денежные средства зачтены в погашение налогов по другим налоговым периодам. Добровольного погашения задолженности по данным налогам налогоплательщиком не производилось. В связи с чем можно сделать вывод об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание данных недоимок.
Поскольку ФИО2 не произвел уплату налогов в установленный срок, ему исчислены, согласно ст. 75 НК РФ:
- пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 24,70 руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу по ОКТМО 01615409 за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере 0,46 руб.;
- пени по земельному налогу по ОКТМО 01701000 за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб.
- пени по страховым взносам на ОПС за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.;
- пени по страховым взносам на ОМС за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.
Расчет сумм пени приведен в материалах дела, судом проверен, признан верным.
В связи с неисполнением Васильевым С.А. обязанности по уплате вышеуказанных налогов в установленные сроки налоговым органом ему также направлены (что подтверждается реестрами почтовых отправлений, скриншотами из АИС Налог-3 ПРОМ, отчетами об отслеживании почтовых отправлений):
- требование об уплате налога и пени за 2019 год (о взыскании задолженностей по земельному налогу за 2019 год в размере 130 руб.) №35131 по состоянию на 16.06.2021 со сроком уплаты не позднее 16.11.2021;
- требование об уплате пени по налогам и страховым взносам за 2017 - 2019 годы №72756 по состоянию на 09.11.2021 со сроком уплаты не позднее 16.12.2021;
- требование об уплате налогов и пени за 2020 год (о взыскании задолженностей по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 11 737 руб., земельному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> руб. и 130 руб.) №138701 по состоянию на 16.12.2021 со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Данные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения.
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по данным требованиям 09.06.2022 (согласно штемпелю на заявлении) в установленный законом срок. Мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула 10.06.2022 вынесен судебный приказ №2а-675/2022 о взыскании задолженности, на который поступили возражения от налогоплательщика. 14.09.2022 и.о. мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Барнаула вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением 13.03.2023, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа (до 14.03.2023).
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ, поэтому в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.02.2015 №422-О разъяснил, что положения указанных выше пунктов ст. 75 НК РФ не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
На основании изложенного суммы пени, заявленные в рассматриваемом административном иске, могут быть взысканы лишь при соблюдении административным истцом порядка и срока принудительного взыскания самих сумм налогов за спорные периоды.
Поскольку налоговым органом утрачена возможность взыскания вышеуказанных задолженностей по налогам за 2017 и 2018 годы и они добровольно не уплачены до настоящего времени, пени по ним не могут быть взысканы. Кроме того, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженностей по страховым взносам на ОПС и страховым взносам на ОМС за 2019 год, которые в судебном порядке не взыскивались, в связи с чем пени по ним также не могут быть взысканы.
Вместе с тем в остальной части исковых требований налоговым органом соблюдена процедура взыскания задолженности, с учетом того, что задолженности по вышеуказанным налогам и пени не погашены до настоящего времени, доказательств уплаты данных задолженностей административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований в части, а именно суд взыскивает с ФИО3 в доход соответствующего бюджета:
- пени по транспортному налогу за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
- недоимку по земельному налогу по ОКТМО 01615409 за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
- недоимку по земельному налогу по ОКТМО 01701000 за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени по нему за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
всего <данные изъяты> руб.
Таким образом, в соответствии со ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета - муниципального образования г. Барнаул государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., пропорционально размеру удовлетворенной части административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░4, 3 ░░░░ 1975 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 82, ░░. 1: ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 01615409 ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 01615409 ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 0,46 ░░░.; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 01701000 ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 01701000 ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.; ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░5 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░