УИД 37 RS0019-01-2022-001365-85
Дело № 2а-1036/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2022 года г.Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Моклоковой Н.А.,
при секретаре Полосиной К.С.,
с участием административного ответчика Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Ивановой Наталье Валерьевне о взыскании страховых взносов и пени,
установил:
ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с административным иском к Ивановой Н.В. о взыскании страховых взносов и пени. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик постановлен на учет в качестве арбитражного управляющего и обязан уплачивать страховые взносы на основании п.п.2 п.1 ст. 419 и п.п.1 п.1 ст. 430 НК РФ, однако в установленные законом сроки не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26 545 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2018 год в размере 5840 руб. Административному ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 457,37 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2078,92руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Административному ответчику выставлено требование об уплате недоимки и пени, которое не было исполнено. На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с Ивановой Н.В. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26 545 руб., по страховым, взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2018год в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 457,37 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2078,92руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В судебное заседание представитель административного истца не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании налога и пени, обоснованное большим объемом претензионно-искового материала, имевшегося в период для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и в период обращения с настоящим иском.
Административный ответчик Иванова Н.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных административных исковых требований, поскольку истцом пропущен срок для обращения в суд с иском, полагала, что оснований для восстановления процессуального срока для обращения, не имеется.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ст. 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пп.1 п.3.4, ст.23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорный правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно п.5 ст. 432 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Согласно п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.3 и п. 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
В силу п.7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик постановлен на учет в качестве арбитражного управляющего и обязан уплачивать страховые взносы на основании п.п.2 п.1 ст. 419 и п.п.1 п.1 ст. 430 НК РФ.
В установленные законом сроки административный ответчик не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетный период 2018 год в сумме 26545 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за расчетный период 2018 год в размере 5 840 руб.
В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ административный истец начислил пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 457,37 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2078,92руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Административному ответчику налоговым органом было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок требование административным ответчиком не исполнено.
До обращения с настоящим иском инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления отказано.
Судом установлено, что шестимесячный срок для обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с административным иском ИФНС по г. Иваново обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным пропуском срока.
При подаче в суд иска ИФНС России по г. Иваново обратилась с заявлением о восстановлении срока.
Согласно статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления о взыскании налога и пени может быть восстановлен судом.
В обоснование причин пропуска срока для обращения в суд административный истец указывает большой объем претензионно-искового материала, а так же в связи с изменением законодательства, возложением обязанности по их взиманию на налоговые органы с 2017 года, что повлекло увеличение соответствующей нагрузки, в связи с чем просит восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Рассмотрев указанный довод, суд находит его несостоятельным, в силу следующего.
Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности обращения иском в суд в установленные законом сроки ИФНС России по г. Иваново не представлено. Ссылка в ходатайстве на большой объем претензионно-искового материала, имевшегося в период для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа и в период обращения с настоящим иском в суд, ничем объективно не подтверждена.
Принимая во внимание, что доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Иваново не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Иные причины пропуска срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, такие как изменение законодательства повлекшее увеличение соответствующей нагрузки суд так же не может расценивать в качестве уважительных, поскольку ИФНС России по г. Иваново является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В течение установленных законодательством сроков налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным и при обращении налогового органа в суд.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О, принудительное взыскание налога не может осуществляться за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд, принимая во внимание период пропуска срока на обращение в суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока на подачу заявления о взыскании страховых взносов и пени с Ивановой Н.В..
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, невозможность восстановления пропущенного срока, в том числе по уважительной причине, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ИФНС по г. Иваново к Ивановой Н.В. о взыскании страховых взносов и пени в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ч. 8 ст. 219, ч.2 ст. 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░░ 2022░░░░.