Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мецлер Н.А., с участием представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара - В.Н. Солдаткиной, действующей на основании диплома, удостоверения и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1915/2023 по административному иску Департамента образования Администрации г.о. Самара к МОСП по исполнению особых производств и розыску УФССП России по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, в обоснование заявленных требований указал, что на принудительном исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыск)" ГУФССП России по <адрес> (далее - МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску) находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента образования Администрации городского округа Самара (далее - Департамент образования) на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом <адрес> по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, об обязании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №» городского округа Самара (далее - МБОУ Гимназия № г.о.Самара), Департамента образования в течении года со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПР по г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенных по адресу: Степана Разина, <адрес>, отраженные в актах плановых выездных проверок от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску в отношении Департамента образования вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере пятьдесят тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа <адрес> и Постановлением Администрации городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, о внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты городского округа Самара и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, в том числе МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования на соответствующие цели на текущий финансовый год и плановый период 2024-2025 годов в соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете городского округа <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Проблема недостаточного финансирования является основной причиной допущенного Департаментом образования и МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара нарушения требований законодательства об основных правах ребенка в Российской Федерации.
В целях исполнения требований исполнительного документа Департаментом образования образовательному учреждению МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара выделены денежные средства на основании приказов: №-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ, № -од от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца просит учесть, что МБОУ «№» г.о. Самара является муниципальным учреждением, в связи с чем, организация работ по устранению нарушения требований безопасности в указанном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Образовательным учреждением МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара проведены необходимые мероприятия по устранению нарушений, указанных в требованиях исполнительного документа.
Согласно выводу Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о независимой оценке пожарного риска, выданного ООО «ЦЕНТРПРОМБЕЗОПАСНОСТИ» по результатам проведения экспертизы представленной документации, а также обследования объекта защиты, в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, в нежилом здании общей площадью 1895,2 кв.м. МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенном по адресу: 4430993 <адрес>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Также согласно выводу Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о независимой оценке пожарного риска, выданного ООО «ИГС» по результатам проведения экспертизы представленной документации, а также обследования объекта зашиты, в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, в нежилом здании МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенном по адресу: 4430993 <адрес>, выполнены требования пожарной безопасности и соблюден противопожарный режим.
Кроме того, были произведены следующие виды работ, направленные на устранения выявленных нарушений. Для установления естественного освещения в коридорах были сделаны окна в дверях классов. Ширина дверного проема запасного выхода помещения столовой выполнена согласно требованиям - 0,77м. Выполнен монтаж электропроводов в соответствии с требованиями нормативных документов - соединение электрического кабеля проводов выполнено без «скрутки». Установлены электрические светильники с колпаком в здании МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенном по адресу: <адрес>. Выполнен перепад высоты пола на путях эвакуации (запасной выход из помещения столовой) на высоту не менее 45 см с числом в ступе менее 3. У МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара отсутствует возможность исполнить требования о выполнении второго эвакуационного выхода со второго, третьего, четвертого этажей здания, выполнить второй эвакуационных выход из помещения спортивного зала, выполнить выход из подвального помещения в соответствии с требованиями нормативных документов ввиду того, что здание МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия.
Согласно п. 5 Охранного обязательства №от ДД.ММ.ГГГГ «Дом Гринберга. Учительский институт» МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара обязуется содержать территорию памятника в благоустроенном состоянии, не допускать использования этой территории под новое строительство и другие хозяйственные нужны, а также не производить никаких пристроек к используемому памятнику истории и культуры и переделок как снаружи, так и внутри его, не вести каких-либо земляных работ на территории памятника без специального письменного разрешения «Госоргана».
Таким образом, административный истец полагает, что вина Департамента образования в несвоевременном исполнении решении суда отсутствует. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательности и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В связи с чем, административный истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000, 00 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску по исполнительному производству №-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца Департамента образования Администрации г.о. Самара - ФИО2, действующая на основании доверенности, диплома, административные требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание ведущий судебный пристав исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств розыску ГУФСПП России по <адрес> ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила ответы на запрос суда, в том числе сводку по исполнительному производству за вх.№ЭД-7985/2023 от 30.11.2023г.
Привлеченные к участию в дело представители административных ответчиков ГУФССП России по <адрес>, МОСП по исполнению особых производств и розыску УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Прокурор <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями, имеющимися в материалах дела (ВХ.№ЭД-7991/2023 от 30.1.12023 г.).
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, копии материала исполнительного производства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 360 КАС РФ следует, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Из положений ч.ч.8,9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний ст. 112 поименованного закона исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. п. 1 и 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-4530/2022, исковые требования исполняющего обязанности заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации городского округа Самара, МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара об обязании устранить требования законодательства о пожарной безопасности удовлетворены. На МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, Департамент образования Администрации городского округа Самара возложена обязанность в течении года со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПР по г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенных по адресу: <адрес>, отраженные в актах плановых выездных проверок от ДД.ММ.ГГГГ №, 1024.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов исполнительного производства усматривается, что на принудительном исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по <адрес> находится исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента образования Администрации городского округа Самара на основании исполнительного листа ФС № от 22.04,2022, выданного Ленинским районным судом <адрес> по №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ об обязании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №» городского округа Самара, Департамента образования в течении года со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПP по г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенных по адресу: Степана Разина, <адрес>, отраженные в актах плановых выездных проверок от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
01.03.2023 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску в отношении Департамента образования вынесено постановление №.23/2054440 о взыскании исполнительского сбора в размере пятьдесят тысяч рублей.
По существу заявления об освобождении административного истца от исполнительского сбора суд исходит из следующего.
В ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на должника налагается денежное взыскание - исполнительский сбор.
В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с 78 указанного Постановления по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Постановление ведущего судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок его исполнения – в течение 5 дней с момента получения должником копии постановления, Департаментом образования получено 14.02.2023 г.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. 01.03.2023 г. было вынесено Постановление о взыскании с Департамента образования исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора министерством получено ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок не исполнено. Законность постановления административным истцом не оспаривается.
Вместе с тем, суд, анализируя представленные материалы, приходит к выводу, что Департаментом образования Администрации г.о <адрес> в целях исполнения требований исполнительного документа Департаментом образования образовательному учреждению МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара выделены денежные средства на основании приказов:№-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ,№-од от ДД.ММ.ГГГГ, №-от от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того МБОУ «№» г.о. Самара является муниципальным учреждением, в связи с чем организация работ по устранению нарушения требований безопасности в указанном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Образовательным учреждением МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара проведены необходимые мероприятия по устранению нарушений, указанных в требованиях исполнительного документа.
Согласно выводу Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о независимой оценке пожарного риска, выданного ООО «ЦЕНТРПРОМБЕЗОПАСНОСТИ» по результатам проведения экспертизы представленной документации, а также обследования объекта защиты, в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, в нежилом здании общей площадью 1895,2 кв.м. МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенном по адресу: 4430993 <адрес>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Также согласно выводу Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о независимой оценке пожарного риска, выданного ООО «ИГС» по результатам проведения экспертизы представленной документации, а также обследования объекта зашиты, в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, в нежилом здании МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенном по адресу: 4430993 <адрес>, выполнены требования пожарной безопасности и соблюден противопожарный режим.
Кроме того, были произведены следующие виды работ, направленные на устранения выявленных нарушений:
-для установления естественного освещения в коридорах были сделаны окна в дверях классов.
-ширина дверного проема запасного выхода помещения столовой выполнена согласно требованиям - 0,77м.
-выполнен монтаж электропроводов в соответствии с требованиями нормативных документов - соединение электрического кабеля проводов выполнено без «скрутки».
-восстановлены электрические светильники с колпаком в здании МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенном по адресу: <адрес>.
-выполнен перепад высоты иола на путях эвакуации (запасной выход из помещения столовой) на высоту не менее 45 см с числом в ступе менее 3.
Также, между ООО «ИНТЕГРА-СЕРВИС» (исполнитель) и МБОУ «Гимназия №» г.о Самара (заказчик) заключен договор № на разработку проектно-сметной документации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно которому Исполнитель принимает на себя обязанность выполнить работы по разработке проектно-сметной документации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре четвертого типа на объектах Заказчика расположенного по адресу : <адрес>,; <адрес>.
У МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара отсутствует возможность исполнить требования о выполнении второго эвакуационного выхода со второго, третьего, четвертого этажей здания, выполнить второй эвакуационных выход из помещения спортивного зала, выполнить выход из подвального помещения в соответствии с требованиями нормативных документов ввиду того, что здание МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия.
Согласно п. 5 Охранного обязательства №от ДД.ММ.ГГГГ «Дом Гринберга. Учительский институт» МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара обязуется содержать территорию памятника в благоустроенном состоянии, не допускать использования этой территории под новое строительство и другие хозяйственные нужны, а также не производить никаких пристроек к используемому памятнику истории и культуры и переделок как снаружи, так и внутри его, не вести каких-либо земляных работ на территории памятника без специального письменного разрешения «Госоргана».
Немедленное исполнение решения суда являлось невозможным в связи с тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава городского округа <адрес> и Постановлением Администрации городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, о внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты городского округа Самара и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, в том числе МБОУ «Гимназия №» г.о. Самара, осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования на соответствующие цели на текущий финансовый год и плановый период 2024-2025 годов в соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете городского округа <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Таким образом, проблема недостаточного финансирования являлась основной причиной допущенного Департаментом образования и МБОУ «Гимназия № 3» г.о. Самара нарушения требований законодательства об основных правах ребенка в Российской Федерации.
Обстоятельства, обосновывающие невозможность немедленного исполнения Департаментом образования решения Ленинского районного суда г.Самары от 22.12.2021 г. подтверждены документально, суд признает причины, существенно затрудняющие исполнение решения суда, уважительными.
Как следует из разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд приходит к выводу, что требования исполнительного документа Департаментом образования были выполнены.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Таким образом, с целью исполнения решения суда Департаментом образования приняты в пределах полномочий все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством. Соответственно оснований для применения в отношении Департамента образования санкций за неисполнение требований исполнительного документа в форме исполнительского сбора не имеется.
Как указано в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 N 88а-2359/2020 по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не влечет нарушение прав и законных интересов взыскателя, имеющего интерес в исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, освобождение административного истца об уплаты исполнительского сбора не влечет нарушение прав и законных интересов взыскателя по исполнительному производству.
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
С учетом изложенного, разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая приложенные в обоснование заявления документы, отсутствие причиненного вреда, степени вины правонарушителя, исполнение в настоящее время требований исполнительного документа в полном объеме, установив, что срок для обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен, суд полагает необходимым освободить Департамента образования Администрации городского округа от исполнительского сбора, в связи с чем, требование об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░