Дело № 3а-163/2023
УИД 27OS0000-01-2023-000155-66
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Хабаровск 24 июля 2023 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Сидоренко Т.А.,
с участием представителя административного истца Конинян М.Г., представителя административного ответчика Ерёмкиной А.П., представителя заинтересованных лиц Пырьковой О.С.,
прокурора Коноватниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахарюк О.В. о признании недействующим решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Комсомольска- на-Амуре» в части расположения границ защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Комсомолец", 1947 г.",
установил:
решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 утверждены Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, Карта градостроительного зонирования города Комсомольска-на-Амуре (Приложение № 1).
Указанное Решение опубликовано в газете «Дальневосточный Комсомольск» и размещено на официальном сайте администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13 июля 2022 года № 59 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на- Амуре, утвержденные решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72», утверждено Приложение № 2 «Карта зон с особыми условиями использования территории города Комсомольска-на-Амуре».
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13 декабря 2022 года № 138 «О внесении изменений в решение Комсомольской-на- Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». в Правила внесены сведения о границах защитной зоны объект культурного наследия Кинотеатр «Комсомолец»
Сахарюк Олеся Вячеславовна (далее – административный истец, Сахарюк О.В.) обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Комсомольска- на-Амуре» в части расположения границ защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Комсомолец", 1947 г.".
В обоснование заявленных требований указано, что ей принадлежит нежилое здание «Общежитие № 9» с кадастровым номером № (далее - Здание), расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, улица Кирова, д. 25, на праве собственности. Здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ей на праве аренды.
30 января 2017 года Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края был принят Приказ №17.1.2/14, утверждающий границы территории и режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Комсомолец", 1947 г.", Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 27 (далее - ОКН Кинотеатр «Комсомолец»), в соответствии с которым в границах территории объекта культурного наследия устанавливается режим земель историко- культурного назначения.
ОКН Кинотеатр «Комсомолец» был признан памятником истории и культуры краевого значения подлежащих государственной охране в соответствии с Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 11.02.1998 года № 46 «Об утверждении Списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране».
Приказом Министерства культуры РФ от 22.09.2016 года № 42399-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1939- 1947 гг. (Хабаровский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» ОКН Кинотеатр «Комсомолец» зарегистрирован за номером 271610493030005.
Распоряжением Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 28.02.2017 года № 09 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1939-1947 гг., расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, дом 27» утверждено охранное обязательство, где в пункте 8 содержится описание предмета охраны объекта культурного наследия. Пунктом 10 Охранного обязательства установлено, что сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия отсутствуют. Зоны охраны не утверждены. Разработка зон охраны ОКН Кинотеатр «Комсомолец» не проводилась.
При этом земельный участок с кадастровым номером 27:22:0031602:1, в соответствии с решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13 июля 2022 года № 59 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденные решением Комсомольска-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72», расположен в границах защитной зоны ОКН Кинотеатр «Комсомолец».
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит положениям Градостроительного, Земельного кодексов Российской Федерации и принят без фактически сложившегося землепользования. Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13 июля 2022 года № 59 принято в нарушение законных прав и интересов административного истца.
Установление указанных ограничений хозяйственной деятельности препятствует использованию принадлежащего административному истцу земельного участка с учетом вида его разрешенного использования, поскольку она не может в полной мере реализовывать свои права на пользование земельным участком, принадлежащим ей на праве собственности. Вследствие этого, земельный участок в экономическом смысле в значительной степени утратил свою ценность как объект гражданского оборота. Таким образом, ограничение прав лица как индивидуального предпринимателя, заинтересованного в получении максимальной прибыли от пользования своим имуществом, допустимо при условии сохранения баланса частных и публичных интересов.
Просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Приложение № 2 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Комсомольска- на-Амуре» в редакции Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13 июля 2022 года № 59 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденные решением Комсомольска-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72» в части расположения границ защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Комсомолец", 1947 г." в той мере, в которой здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, улица Кирова, д. 25, отнесено к защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Комсомолец", 1947 г.", и противоречащим пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Определением судьи от 20 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава города Комсомольска-на-Амуре, администрация города Комсомольска-на-Амуре.
В судебном заседании представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании подпункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ, указав, что 21 июля 2023 года Комсомольской-на-Амуре городской Думы принято решение № 88 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72».Данным решением сведения о защитной зоне «объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1947 г., ул. Кирова, д. 27» исключен из Карты зон с особыми условиями.
По аналогичным основанием ходатайство о прекращении производства по делу заявлено представителем администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
В судебном заседании представитель административного истца оставила вопрос о прекращении производства по делу на усмотрение суда.
Выслушав мнение представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить ходатайство, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (статьи 12, 132 Конституции Российской Федерации).
Правовую основу местного самоуправления, как указано в статьях 4, 7 (часть 4) Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Частями 1, 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 8 Устава городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 3 сентября 1996 года № 55, представительным органом муниципального образования является Комсомольская-на-Амуре городская Дума.
Утверждение правил землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре является вопросом местного значения, самостоятельное решение которого отнесено к полномочиям органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре (пункт 26 части 1 статьи 6 Устава).
Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 11.02.1998 года № 46 «Об утверждении Списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране» объект культурного наследия Кинотеатр «Комсомолец» был признан памятником истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Частью 5 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено обязательное отображение на карте градостроительного зонирования границ зон с особыми условиями использования территорий, к которым пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ отнесены, в том числе защитные зоны объектов культурного наследия. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В соответствии с преамбулой этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 95-ФЗ) защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы защитной зоны памятника, расположенного в границах населённого пункта, устанавливаются на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника.
Сведения о границах защитной зоны объект культурного наследия Кинотеатр «Комсомолец» внесены в Правила решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13 декабря 2022 года № 138 «О внесении изменений в решение Комсомольской-на- Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Сахарюк О.В. является собственником нежилого здания «Общежитие № 9» с кадастровым номером №. расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, улица Кирова, д. 25. Здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Сахарюк О.В. на праве аренды.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположен в границах защитной зоны ОКН Кинотеатр «Комсомолец».
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2016 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона недвижимости» в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, требования к установлению границ защитной зоны не применяются в случае расположения такого объекта в границах предусмотренных пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зон охраны другого объекта культурного наследия либо в границах предусмотренной пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2021 № 251-пр (утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Парк судостроителей», 1935 - 1948 гг., Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, в границах улиц Аллея Труда, Кирова, Краснофлотской, проспекта Мира, режимы использования земель и земельных участков и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
В границу зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Парк Судостроителей» включен объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1947 г., ул. Кирова, д. 27.
Сведения о зонах охраны и ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства внесены в государственный реестр недвижимости.
Соответственно, с момента установления границ зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Парк Судостроителей» защитная зона объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1947 г., ул. Кирова, д. 27 в порядке ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ не применяется.
В период рассмотрения данного административного дела 21 июля 2023 года Комсомольской-на-Амуре городской Думы принято решение № 88 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72».Данным решением сведения о защитной зоне «объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1947 г., ул. Кирова, д. 27» исключены из Карты зон с особыми условиями.
В соответствии с Положением о Комсомольской-на-Амуре городской Думе (утверждено решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.05.2006 года № 36) городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного Уставом муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре числа депутатов городской Думы (пункт 12). Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы (пункт 15). Городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений путем голосования. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинством голосов от установленного числа депутатов городской Думы (пункты 49, 62). Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке (пункт 50). Официальными изданиями городской Думы являются газета "Дальневосточный Комсомольск" и "Сборник нормативных актов администрации города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольской-на-Амуре городской Думы".
Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 21 июля 2023 года № 88 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72» опубликовано в официальном издании городской Думы - газете "Дальневосточный Комсомольск"
Следовательно, на день рассмотрения административного дела устранено несоответствие решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Комсомольска- на-Амуре» в части расположения границ защитной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Кинотеатр "Комсомолец", 1947 г.", федеральному законодательству, и с 21 июля 2023 года сведения о защитной зоне «объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1947 г., ул. Кирова, д. 27» исключены из Карты зон с особыми условиями.
Исходя из положений части 6 статьи 208, статей 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт (его часть), действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства административного ответчика, и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.
На факты применения оспариваемых положений решения, повлекшие нарушение прав и законных интересов административный истец не ссылался ни при подаче административного искового заявления в суд, ни при его рассмотрении. Судом таких фактов не установлено.
С учетом изложенного, и поскольку судом установлено, что с 21 июля 2023 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года № 72».и сведения о защитной зоне «объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Комсомолец», 1947 г., ул. Кирова, д. 27» исключен из Карты зон с особыми условиями, при этом оспариваемое положение в отношении административного истца не применялось и не повлекло нарушение его прав и законных интересов как в период его действия, так и после утраты силы, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для прекращения производства по настоящему административному делу.
Руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213, статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ № 72 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░- ░░-░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░", 1947 ░.",
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░