Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1596/2024 ~ М-523/2024 от 08.02.2024

Дело № 2а-1596/24

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 июня 2024 года                                               г. Чехов

    Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                              Малаховой Е.Б.

            при секретаре                                                         Офицеровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о признании незаконными решений об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском (с учетом имеющихся уточнений) к <данные изъяты> о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», обязании произвести определенные действия, которые послужат основанием для заключения нового договора аренды земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ наследодателем ИП ФИО5 был продлен до ДД.ММ.ГГГГ договор аренды № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; аренда осуществлялась на основании проекта отвода земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ После окончания сроков аренды по договору аренды № <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ отказала в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» и сняла с учета земельный участок с кадастровым номером №, на котором построен и расположен торговый павильон. Административным истцом были неоднократно поданы заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью № кв.м, при том, что указанная площадь является минимальной исходя из вида разрешенного использования земельного участка – «общественное питание», однако получала отказы. Данные оспариваемые решения считает незаконными и необоснованными, при том, что она как собственник расположенного на земельном участке здания имеет исключительное право на приобретение такого земельного участка, кроме того, несмотря на отказы в аренде земельного участка, выплата арендной платы начисляется ежемесячно и оплачивается согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание явилась, уточненные требования поддержала в полном объеме.

    Представитель административного ответчика <данные изъяты> по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указала на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с требованием об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ № № пояснила, что земельный участок был исторически сформирован под зданием и имел площадь № кв.м, оснований для предоставления участка площадью № кв.м как вновь образуемого не имеется, административный истец не лишена возможности обратиться за предоставлением участка площадью № кв.м, поддержала позицию Управления земельно-имущественного комплекса <данные изъяты>.

    Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к нему.

    Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

    Суд, выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и явившегося заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает административные исковые требования ФИО2 подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право граждан, организаций и иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Исходя из положений части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действии (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установлено, что ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, наименование: общественное питание, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН; право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее указанное нежилое здание имело назначение: торговый павильон и принадлежало на праве собственности отцу административного истца ФИО5

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ИП ФИО5 был заключен договор аренды земельного участка №.

Согласно п. 1.1 Договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью № кв.м с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, в границах, указанных в плане земельного участка и установленных на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно п. 1.2 Договора земельный участок предоставлен для размещения торгового павильона.

В силу п. 2.1 земельный участок считается переданным арендодателем и принятым арендатором в аренду на основании Постановления Главы Чеховского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без оформления акта приема-передачи.

При этом указанным постановлением Главы Чеховского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью № кв.м, в том числе площадь строения № кв.м, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

Ранее Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены границы отвода земельного участка ФИО5 общей площадью № кв.м под строительство торгового павильона по адресу: <адрес>; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по приемке в эксплуатацию здания торгового павильона по указанному адресу.

В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> уведомила ФИО5 о невозможности продлить договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, поскольку указанный договор аренды не был своевременного зарегистрирован в органах регистрации, участок снят с кадастрового учета, для продлении договора аренды необходимо вновь поставить его на кадастровый учет.

Административным истцом оплачивается арендная плата по фактическому пользованию земельным участком площадью № кв.м (ранее имевшим кадастровый №), что подтверждается платежными документами, актом сверки расчетов.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращалась в <данные изъяты> с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», к которым была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью № кв.м.

Согласно актам осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выполненным главным специалистом ФИО8 в рамках предварительного согласования предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, испрашиваемый земельный участок расположен в <адрес>; земельный участок не огорожен забором, на участке расположено здание с кадастровым номером № (кофейня), земельный участок имеет прямоугольную форму, доступ к земельному участку возможен по землям общего пользования <адрес>.

Решениями от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № <данные изъяты> отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В качестве оснований для отказа в предоставлении услуги в решениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указано следующее: несоответствие документов по форме или содержанию требованиям законодательства РФ (отсутствуют документы, обосновывающие местоположение, конфигурацию и площадь земельного участка, подтверждающие соответствие образуемого земельного участка его фактическим границам в соответствии с правоустанавливающими документами на землю, а также отсутствуют правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам (возможно нарушение прав третьих лиц, в северной части от границ образуемого земельного участка расположен многоквартирный дом, земельный участок под которым не поставлен на кадастровый учет); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (объект капитального строительства не используется по назначению). Заявителю рекомендовано предоставить документы, подтверждающие землеотвод земельного участка, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта, расположенного на формируемом земельном участке или иную правоустанавливающую документацию, после чего повторно обратиться за предоставлением государственной услуги.

Основания для отказа в предоставлении услуги в решении от ДД.ММ.ГГГГ изложены следующим образом: несоответствие документов, указанных в подразделе 8 Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства РФ (нет обоснования площади и конфигурации испрашиваемого земельного участка); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (объект капитального строительства не используется по назначению). Рекомендовано повторно обратиться после установления границ многоквартирного дома либо представить согласие от органа, уполномоченного на управление многоквартирным домом, приложив обоснование площади и конфигурации.

    На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса. В частности, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (действовавший на момент принятия оспариваемых решений).

В соответствии с п. 13.2.3 Административного регламента несоответствие документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

В силу пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В нарушение вышеизложенных норм административным истцом не были представлены документы, подтверждающие его право на приобретение испрашиваемого земельного участка площадью № кв.м без проведения торгов, при том, что, как указано выше, ранее наследодателю истца был выделен под строительство здания участок существенно меньшей площади, который впоследствии был поставлен на кадастровый учет и предоставлялся в аренду, площадь такого участка составляла № кв.м.

Кроме того, предоставлением земельного участка площадью № кв.м могут быть нарушены права третьих лиц ввиду расположения в непосредственной близости от испрашиваемых границ многоквартирного дома, границы земельного участка, расположенного под домом, в установленном порядке не установлены.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий, при которых заявленные требования подлежат удовлетворению отсутствует, решения приняты компетентным органом и в пределах его полномочий, в установленные законом сроки, соответствуют требованиям действующего законодательства и нормативным актам, в связи с чем оснований для признания нарушенными прав истца суд не находит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также учитывает, что в части требования о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом пропущен установленный срок обращения в суд с соответствующим иском, поскольку настоящее исковое заявление подано только ДД.ММ.ГГГГ, доказательств уважительности пропуска срока, в частности, несвоевременного получения оспариваемого решения ФИО2 не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №, ░░ ░░.░░.░░░░ № №, ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1596/2024 ~ М-523/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михальчук Валерия Николаевна
Ответчики
Администрация г.о. Чехов
Другие
Министерство имущественных отношений МО
УЗИК АГОЧ МО
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Судья
Малахова Екатерина Борисовна
Дело на сайте суда
chehov--mo.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация административного искового заявления
08.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Подготовка дела (собеседование)
04.03.2024Рассмотрение дела начато с начала
02.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее