дело № 2а-2645/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2022 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,
рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Царенко Александра Валерьевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании незаконными действий, признании незаконным и отмене решения, признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о: признании незаконным и отмене решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 280 кв.м.; понуждении Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении земель и земельных участков № ГУ-3733/22 от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый отказ противоречит пункту 2 статьи 7, пунктам 13, 16 статьи 11.10, пункту 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказывая административному истцу, административный ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок частично не соответствует действующей градостроительной документации, а также в соответствии с приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-9. Между тем данный приказ вопросы предоставления земельных участков, находящихся на территории объекта культурного наследия или в сопредельных с ним местах не регулирует. Также, градостроительная документация, разработанная и утвержденная в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на дату принятия оспариваемого решения отсутствовала.
Стороны и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 91:03:001014:986, общей площадью 280 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
С целью перераспределения земельного участка, находящегося в его собственности, и земель, находящихся в собственности города федерального значения Севастополя, административный истец обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением относительно земельного участка, образуемого в результате перераспределения, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-5876/22 административному истцу сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее – Закон <адрес> №-ЗС), поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана <адрес>, в соответствии с которым, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне незастроенных территорий; частично в зоне неопределенного функционального назначения; за границами красных линий (зона застройки); в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № формируемый земельный участок относится к зоне Р-4-3, уч. М3-9; в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Полагая данное решение ответчика незаконным и нарушающим его права, ФИО2 обратился с настоящим административным иском в суд.
Перераспределение земельных участков предусмотрено положениями статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункты 2, 3).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определен положениями статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, также в пункте 9 этой статьи указаны основания для отказа в перераспределении земельных участков.
В частности, в силу пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>, согласно пункту 1.1 которого, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> – это исполнительный орган государственной власти <адрес>, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности <адрес>, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти <адрес>.
В соответствии с пунктом 4.54 Положения, Департамент осуществляет подготовку проектов решений Правительства Севастополя, в частности, о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-АР утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее – Административный регламент), который, согласно подпункту 1.1 устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении указанной государственной услуги, а также устанавливает порядок взаимодействия Департамента с иными ведомствами при предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2.9 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, которые аналогичны основаниям, изложенным в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в качестве основания отказа в предоставлении административному истцу государственной услуги, административный ответчик указал на несоответствие схемы расположения испрашиваемого земельного участка Генеральному плану <адрес>, то есть оспариваемое решение ответчика фактически состоит в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на положения Закона <адрес> №-ЗС, который при этом в качестве правовых оснований, упомянутых в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункте 2.9 Административного регламента не указан.
Кроме того, согласно пункту 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Также пунктом 3.1 Административного регламента установлен следующий состав административных процедур:
1) прием и регистрация заявления о предоставлении земельного участка и поступивших документов;
2) межведомственный запрос документов;
3) рассмотрение заявления и документов, утверждение схемы расположения земельного участка, согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков;
4) направление (вручение) Заявителю распоряжения о предоставлении земельного участка либо письменного мотивированного отказа;
5) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги;
6) прекращение делопроизводства по инициативе заявителя;
7) предоставление государственной услуги в электронной форме;
8) исправление опечаток и (или) ошибок в документе, являющемся результатом предоставления государственной услуги;
9) внесение изменений или отмена распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласие на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков;
10) выдача доверенности, предоставление заверенной копии распоряжения Департамента.
Результатом предоставления государственной услуги является: распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - Распоряжение); соглашение о перераспределении земельных участков (далее - Соглашение); письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги (пункт 2.3 Административного регламента).
Между тем, такой результат рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков и предоставления указанной государственной услуги как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в качестве административной процедуры указанный регламент не содержит.
Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации также по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков не предусмотрено принятие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления ФИО2, Департаменту следует принимать решение, предусмотренное пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.3 Административного регламента, и которым, при наличии оснований для удовлетворения заявления будет являться издание распоряжения о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и заключение соглашения о перераспределении земельных участков, а при отсутствии таких оснований – письменный мотивированный отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Вместе с тем, решение по результатам рассмотрения заявления ФИО2, которое бы соответствовало положениям статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 2.3, 2.9 Административного регламента, Департаментом принято не было, заявление ФИО2 по существу не рассмотрено, в связи с чем, решение, оспариваемое административным истцом, не может считаться обоснованным, поскольку, в том числе, не содержит указаний на основания отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, как это предусмотрено пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также необоснованной является ссылка административного ответчика о расположении испрашиваемого участка в регламентном участке Р-4-3, уч. М3-9, поскольку административный истец является собственником земельного участка площадью 287 кв.м., с видом разрешенного использования для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Оснований полагать, что административный истец использует земельный участок в иных целях, не имеется. В границах участков МЗ-1 – МЗ-29 (территории малоэтажной индивидуальной жилой застройки с объектами обслуживания) разрешается, в частности, ремонт, реконструкция, новое строительство малоэтажной индивидуальной жилой застройки с объектами обслуживания населения.
Доводы о нахождении земельного участка в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения также подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку указанное не исключает земельный участок из оборота.
Кроме того, относительно частичного расположения испрашиваемого земельного участка в зоне незастроенных территорий, в зоне неопределенного функционального назначения, суд отмечает, что Генеральный план содержит только соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения, не выделяя в самостоятельную функциональную зону - зону незастроенных территорий, зону неопределенного функционального назначения.
Согласно выписке из ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 91:03:001014:986, вид разрешенного использования указанного участка установлен «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Указанное свидетельствует, что на момент рассмотрения настоящего дела у ФИО2 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок в установленном законом порядке.
Сведений о резервировании испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд не имеется.
Кроме того, градостроительная документация, разработанная и утвержденная в соответствии с Градостроительным кодексом ФИО1 Федерации на дату принятия оспариваемого решения отсутствовала.
С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и признания незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск полностью.
Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░-5876/22 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 280 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 05.09.2022.