№ 2а-1495/2023
66RS0001-01-2022-011456-14
мотивированное решение
составлено 14.02.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2023 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Прокурат А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плотникова Владимира Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
Плотников В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, в котором просит признать нарушенными его права при содержании под стражей с 20.06.2008 по 07.12.2008 и взыскать компенсацию в размере 427 500 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в спорный период содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в камерных помещениях №, №, №, в которых отсутствовала вентиляция. Из-за перелимита площадь жилого помещения на одного человека составляла менее 4 кв.м. Стояли трехъярусные кровати, которые закрывали оконные проемы, препятствовали проникновению дневного света. Спать приходилось по очереди. Искусственное освещение было включено постоянно. Было сыро, конденсат капал с потолка, где имелась черная плесень. Горячее водоснабжение отсутствовало, туалет не имел приватной перегородки. Одной раковины и туалета не хватало. В связи с несоблюдением санитарных требований, в помещении имелись грызуны и насекомые. Не было вешалки для одежды. Питание не соответствовало установленным нормам, была однообразной и плохо приготовленной.
Протокольным определением суда от 11.01.2023 привлечен административный ответчик ФСИН России.
В судебном заседании административный истец Плотников, участвующий с использованием системы видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержал. Указал, что в августе 2011 года освобождался из ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области в связи с отбытием срока наказания в виде лишения свободы. Затем из мест лишения свободы освобождался 10.06.2022. После освобождения занимался семьей и работой. Ранее в суд за защитой своих прав не обращался ввиду не знания закона и отсутствия свободного времени.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Афанасьева Ю.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материал дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с положениями ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий лишь существенные отклонения от таких требований.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Плотников Владимир Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области с 20.06.2008 по 07.12.2008, с 23.11.2009 по 20.12.2009. Установить количество лиц, содержавшихся в камерных помещениях вместе с Плотниковым в спорный период не представляется возможным, в связи с уничтожением журналов количественной проверки по истечению срока хранения, что подтверждается актами о выделении к уничтожению журналов отдела режима и надзора.
В настоящее время камерные помещения ФКУ СИЗО-1 оборудованы в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 28 ПВР СИЗО, утвержденными Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, в том числе: кроватями по количеству спальных мест в камере, столом, скамейкой по количеству спальных мест, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, розеткой для подключения бытовых приборов, бачком для питьевой воды, урной для мусора, тазом для стирки, полкой для хранения продуктов, унитазом, перегородкой, отгораживающей санитарный узел от остальной части камеры, раковиной, вызывной сигнализацией, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, светильниками дневного и ночного освещения.
В камерных помещениях осуществляется естественная вентиляция путем проветривания через окна камеры. Технические характеристики принудительной вентиляции соответствуют необходимому объему циркуляции воздуха в камерных помещениях. Также принудительная вентиляция находится в коридорах отдельных корпусных блоков. Во время ежедневного технического осмотра проверяется исправность вентиляции, при выявлении неисправности незамедлительно проводятся работы по восстановлению. Технические параметры вентиляции обеспечивают в полном объеме потребность отдельного корпусного блока и расположенных в нем камер в циркуляции воздуха.
В летнее время обвиняемым, подозреваемым, осужденным разрешено пользоваться в камерах вентиляторами заводского производства для проветривания помещений.
Камерные помещения оборудованы оконными, проемами с остеклением для проветривания помещений, обеспечивающих поступление свежего воздуха. Площадь оконных проемов составляет 1,2 кв.м. При выявлении повреждения остекления на окнах, ремонт производится незамедлительно.
Водоснабжение в камерных помещениях ФКУ СИЗО-1 централизованное (холодная вода). Подача горячей воды в камерах не предусмотрена архитектурным проектом, но горячая вода для стирки и гигиенических целей выдается ежедневно в установленное время, с учетом количества человек в камере, в соответствии с требованиями ПВР СИЗО.
В каждой камере установлена раковина и кран холодной водопроводной воды. Техническая исправность состояния инженерных сетей учреждения поддерживается постоянно.
Отключение подачи холодной воды в учреждении производится строго по предупреждению администрации учреждения ЕМУП "Водоканал", на время не более 30 минут.
Каждое лицо, содержащееся в ФКУ СИЗО-1, в камере имеет доступ к холодной водопроводной воде. Водоснабжение осуществляется централизованно, поставщиком водопроводной воды является ЕМУП "Водоканал". Состав и качество воды соответствует всем санитарным нормам. Администрация учреждения не имеет никаких возможностей повилять на состав и качество водопроводной воды.
Санитарное состояние камер и других помещений удовлетворительное. В случае нарушения работы санитарного узла, ремонт производится незамедлительно.
Питание в следственном изоляторе в период содержания Потылицина было организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время", приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", являлось сбалансированным и обеспечивающим необходимое количество калорий для поддержания нормальной, жизнедеятельности человека в условиях содержания под стражей, что подтверждается справкой. Пища готовится в соответствии с утвержденной меню раскладкой продуктов питания, по качеству и ассортименту, в соответствии с установленной нормой. Блюда, планируемые в раскладке продуктов питания, не повторяются более трех раз в неделю. Начальником учреждения ежедневно осуществляется контроль за организацией питания довольствующихся, правильным зачислением их на довольствие, расходом продуктов в установленном количестве и ассортименте. Также подозреваемые и обвиняемые могут приобретать по безналичному расчету в магазине СИЗО или иных торговых точках продукты питания, предметы первой необходимости и другие не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары.
С целью соблюдения санитарно-эпидемиологических требований ФКУ СИЗО-1 заключаются договоры на проведение дезинсекции и дератизация помещений, в связи с чем, доводы административного истца о наличии насекомых и грызунов являются необоснованными.
Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Несмотря на то, что стороной административных ответчиков не опровергнуты доводы административного истца о нарушении нормы санитарной площади и отсутствии индивидуального спального места в спорный период, суд полагает обоснованными доводы представителя административных ответчиков о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как следует из материалов дела, административным истцом заявлено требование о взыскании компенсации, которое мотивировано незаконностью бездействия должностных лиц ФКУ СИЗО-1, выразившегося в необеспечении надлежащего уровня материально-бытовых условий содержания в ФКУ СИЗО-1 в 2008 году. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 12.12.2022, то есть со значительным пропуском установленного законом срока для обращения в суд.
При этом доказательств наличия уважительных причин, препятствующих Плотникову обратиться в суд с настоящим административным иском в установленный срок, в материалы дела не представлено. Доводы заявителя о наличии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, в связи с незнанием закона и отсутствием свободного времени признаются судом неуважительными. Указанные в исковом заявлении нарушения являются явными, и, освободившись из мест лишения свободы в 2011 году и 2022 году, административный истец имел реальную возможность обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Однако он таким правом не воспользовался.
Суд также обращает внимание, что обращение административного истца с требованием о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе последовало более чем через 10 лет со дня окончания его содержания по стражей в ФКУ СИЗО-1, что само по себе свидетельствует о низкой степени значимости для Плотникова исследуемых обстоятельств, подобный весьма продолжительный срок не только доказывает факт отсутствия у административного истца надлежащей заинтересованности в защите своих прав, но и утрату для него с течением времени актуальности их восстановления.
Таким образом, пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие оснований для признания причин пропуска срока уважительными в соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных Плотниковым требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░