Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-88/2023 (2а-623/2022;) ~ М-569/2022 от 23.12.2022

Дело № 2а-88/2023

УИД 44RS0023-01-2022-000841-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2023 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,

при секретаре Андрияновой Ю.Б.,

с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Михеева Е.Е.,

представителя администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области - главы администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Круглов В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области к администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области по организации и сбору твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Выломы, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. Новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово, с. Усть-Нея, д. Хмелевка, и возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Выломы, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. Новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово, с. Усть-Нея, д. Хмелевка,

установил:

Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о признании бездействия по организации и сбору твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Выломы, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. Новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово, с. Усть-Нея, д. Хмелевка незаконным и обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Выломы, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. Новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово, с. Усть-Нея, д. Хмелевка, указав, что в ходе проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области установлено, что в нарушение Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Костромской области № 38-6-ЗКО от 04.12.2015 «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», сбор и вывоз отходов на территории населенных пунктов: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Выломы, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. Новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово, с. Усть-Нея, д. Хмелевка не производится.

Ранее по данным фактам прокуратурой Макарьевского района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании заместитель прокурора Кадыйского района Костромской области Михеев Е.Е. исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области по не включению в реестр (площадок) и схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведения о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово, и возложить на администрацию Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр (площадок) и схем размещения мест (площадках) накоплления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Куриловка, д. М.Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. Новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово.

Представитель ответчика - администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области глава администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Круглов В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области не признал, пояснил, что в некоторых населенных пунктах Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, которых всего 34, проживает всего по несколько человек, а где-то и по одному – два человека. Также полагал, что включение (площадок) и схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сведения о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов не организует вывоз твердых коммунальных отходов. Кроме того, на территории Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области есть грунтовые дороги, которые тяжелая техника, вывозящая твердые коммунальные отходы, может разбить, что может привести к отсутствию транспортного сообщения между населенными пунктами. Также пояснил, что в настоящее время разрабатывается вопрос о бестарном способе вывоза твердых коммунальных отходов. Считает, что при удовлетворении требований прокурора Макарьевского района Костромской области жители населенных пунктов обязаны будут оплачивать вывоз твердых коммунальных отходов, который фактически вывезти будет невозможно.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Как указано выше, полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений Законом Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» отнесены к вопросам местного значения сельских поселений Костромской области.

Таким образом, полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения относятся к органам местного самоуправления Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области.

Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 13.4 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» органы местного самоуправления определят схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

На основании п. п. 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением главы администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Усть-Нейском сельском поселении Макарьевского муниципального района Костромской области» утвержден реестр мест (площадок) и схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Усть-Нейском сельском поселении Макарьевского муниципального района Костромской области, в котором определены населенные пункты, где осуществляется накопление твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, с указанном реестре отсутствую сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов в отдельных населенных пунктах Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области: д. Андреевское, д. Власово, д. Высоковка, д. Вышково, д. Домань, д. Киселиха, д. Колбино, д. Кондратово, д. Куриловка, д. М. Ивакино, д. Марковица, д. Никулиха, д. новоселки, д. Полома, д. Селище, д. Сосновка, д. Старово.

Тем самым, нарушается законодательство об отходах производства и потребления по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территории указанных населенных пунктов в части не включения данных населенных пунктов в реестр (площадок) и схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Усть-Нейском сельском поселении Макарьевского муниципального района Костромской области.

Бездействие администрации Усть-Нейского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области по включению в реестр (площадок) и схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в вышеуказанных населенных пунктах нарушает конституционное право граждан, проживающих в них, на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о нецелесообразности в малочисленных деревнях организовывать вывоз твердых коммунальных отходов, не основаны на нормах действующего законодательства.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствие указанного административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей, возникновению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, обращение прокурора с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц является правомерным, и суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку они направлены на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░.░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18.01.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-88/2023 (2а-623/2022;) ~ М-569/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Макарьевского района
Ответчики
Администрация Усть-Нейского сельского поселения
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Судья
Чистякова Юлия Павловна
Дело на сайте суда
makarievsky--kst.sudrf.ru
23.12.2022Регистрация административного искового заявления
23.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2023Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее