Дело № 2а-1122/2024
УИД 41RS0002-01-2024-001296-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2024 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Кошелев П.В.,
при секретаре Минеевой Н.В.,
с участием
представителя административного ответчика Заикиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края к Елизовской городской прокуратуре, Елизовскому городскому прокурору о признании незаконным представления от 07 февраля 2024 года № 17/07-02-2024 об устранении нарушений законодательства,
установил:
администрация Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района в лице главы администрации обратилась с административным иском, в котором просила признать незаконным представление заместителя Елизовского городского прокурора Лазаревой А.А. № 17/07-02-2024 от 7 февраля 2024 года об устранении нарушений закона, возложить на Елизовского городского прокурора обязанность отменить указанное представление.
В обоснование требований административный истец указал, что 21 марта 2024 года администрацией Паратунского сельского поселения получено представление Елизовского городского прокурора Федорова А.В. № 17/07-02-2024 от 7 февраля 2024 года об устранении нарушений федерального законодательства, которое, по его мнению, незаконно возлагает на него обязанности, а именно: обеспечить размещение на официальном сайте органа местного самоуправления перечней земельных участков, а также схем расположения земельных участков. В качестве нарушения администрации Паратунского сельского поселения вменяется нарушение требований п. 7 ст. 4 Закона Камчатского края № 251 от 2 октября 2023 года. При этом земельные участки данной категории на территории Паратунского сельского поселения отсутствуют, в связи с чем административный истец не может выполнить требования административного ответчика. Полномочиями по предоставлению земельных участков, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Камчатского края № 251 от 2 октября 2023 года наделена Администрация Елизовского муниципального района.
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 16 мая 2024 года, к участию в деле привлечены: в соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) в качестве административного соответчика прокуратура Камчатского края.
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 11 июня 2024 года, к участию в деле в соответствии с ч. 2 ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Мануйлов А.А., в судебном заседании участия не принимал. В ранее состоявшемся судебном заседании 11 июня 2024 года настаивал на удовлетворении исковых требований, полагал, что требования Елизовского городского прокурора незаконны, поскольку земельных участков у Паратунского сельского поселения в муниципальной собственности нет, в связи с чем сведения для размещения на сайте также отсутствуют.
Представитель административных ответчиков помощник прокурора Заикина Е.Ю. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, суду пояснила, что по поручению прокуратуры Камчатского края проведена проверка по размещенной в СМИ публикации. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 251 участникам специальной военной операции и членам их семей предоставляются земельные участки, расположенные на территории Камчатского края, переданные в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом. При отсутствии земельных участков предоставляются земельные участки, расположенные на территории Камчатского края, за исключением Петропавловск-Камчатского городского округа, Вилючинского городского округа, Елизовского городского поселения, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе переданные из государственной собственности Камчатского края в муниципальную собственность муниципальных образований в Камчатском крае, на территории которых расположены соответствующие земельные участки; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки, подлежащие представлению участникам специальной военной операции и членам их семей, включаются в перечни земельных участков. Перечни земельных участков формируются и ведутся раздельно в зависимости от целей использования земельных участков. Перечни земельных участков формируются и ведутся органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Уполномоченные органы ежемесячно, в период с 1 по 5 число, обеспечивают размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставами муниципальных образований в Камчатском крае, перечней земельных участков; размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схем расположения земельных участков, включенных в перечни земельных участков.
Порядок учета участников специальной военной операции, членов семей участников специальной военной операции, имеющих право на получение земельного участка установлен ст. 5 Закона № 251.
Установлено, что в период с октября 2023 года по истекший период 2024 года в администрацию Паратунского сельского поселения поступило 3 обращения от участников специальной военной операции и члена семьи, которые с их согласия направлены в администрацию Елизовского муниципального района для решения вопроса о постановке на учет в качестве имеющего право на получение земельного участка.
Вместе с тем, не обеспечено размещение и опубликование на официальном сайте органа местного самоуправления перечней земельных участков, а также схем расположения земельных участков, включенных в данные перечни.
Указанное свидетельствует о нарушении земельного законодательства, приводит к нарушению прав и законных интересов участников специальной военной операции и членов их семей.
Представители заинтересованных лиц администрации Елизовского муниципального района, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района участия в судебном заседании не принимали. В ранее направленных в адрес суда отзывах полагали, что решение суда не будет затрагивать их интересы.
Елизовский городской прокурор в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, изучив материалы административного дела № 2а-1122/2024, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение (статья 28 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении вышеуказанных лиц, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.
Следовательно, представление прокурора может быть оспорено Главой сельского поселения в порядке главы 22 КАС РФ.
Судом установлено, что 7 февраля 2024 года Елизовским городским прокурором Федоровым А.В. в адрес Главы Паратунского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, где предложено безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий, им способствующих (л.д. 9-11).
В представлении прокурор указывает на нарушение положений закона Камчатского края от 2 октября 2023 года № 251, выразившихся в том, что административным истцом в период с октября 2023 года по истекший период 2024 года не обеспечено размещение и опубликование (обнародование) на официальном сайте органа местного самоуправления перечней земельных участков, а также схем расположения земельных участков, включенных в данные перечни, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона № 251. При этом в указанный период в администрацию Паратунского сельского поселения поступило 3 обращения от участников специальной военной операции и члена семьи, которые с их согласия направлены в администрацию Елизовского муниципального района для решения вопроса о постановке на учет в качестве имеющего право на получение земельного участка.
Факт неразмещения необходимых сведений на сайте поселения административным истцом не оспаривался.
Представление внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований.
Глава Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района, указывая на то, что у поселения отсутствуют земельные участки для предоставления категориям граждан, указанным в Законе № 251, в связи с чем отсутствует обязанность размещать на сайте поселения сведения, указанные в представлении прокурора.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Камчатского края от 02 октября 2023 года "О предоставлении земельных участков в собственность военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей в Камчатском крае" (далее по тексту - Закон № 251) участникам специальной военной операции, членам семей участников специальной военной операции предоставляются земельные участки, расположенные на территории Камчатского края, переданные в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; переданные в муниципальную собственность из числа земельных участков, переданных в государственную собственность Камчатского края в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При отсутствии земельных участков, указанных в части 1 статьи 3, участникам специальной военной операции, членам семей участников специальной военной операции предоставляются земельные участки, расположенные на территории Камчатского края, за исключением Петропавловск-Камчатского городского округа, Вилючинского городского округа, Елизовского городского поселения находящиеся в муниципальной собственности, в том числе переданные из государственной собственности Камчатского края в муниципальную собственность муниципальных образований в Камчатском крае, на территории которых расположены соответствующие земельные участки; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (часть 2 статьи 3 Закона № 251).
Земельные участки, подлежащие предоставлению участникам специальной военной операции, членам семей участников специальной военной операции, включаются в порядке, установленном статьей 4 Закона № 251, в перечни земельных участков, предоставляемых участникам специальной военной операции, членам семей участников специальной военной операции (часть б статьи 3 Закона № 251).
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Закона № 251 перечни земельных участков формируются и ведутся раздельно в зависимости от целей использования земельных участков, указанных в части 4 статьи 1.
Перечни земельных участков формируются и ведутся органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные органы ежемесячно, в период с 1 по 5 число, обеспечивают размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставами муниципальных образований в Камчатском крае, перечней земельных участков: размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схем расположения земельных участков, включенных в перечни земельных участков (часть 7 статьи 4 Закона № 251).
Порядок учета участников специальной военной операции, членов семей участников специальной военной операции, имеющих право на получение земельного участка, установлен статьей 5 Закона № 251.
Доводы административного истца о том, что в связи с отсутствием земельных участков для предоставления участникам СВО и членам их семей, отсутствуют и сведения для размещения на сайте, основан на неверном толковании закона.
Как следует из положений Закона № 251 уполномоченные органы ежемесячно, в период с 1 по 5 число, обеспечивают размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставами муниципальных образований в Камчатском крае, перечней земельных участков: размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схем расположения земельных участков, включенных в перечни земельных участков (часть 7 статьи 4 Закона № 251).
Исходя из вышеприведенных положений законодательства можно сделать вывод о том, что даже при отсутствии испрашиваемых земельных участков административный истец должен разместить на официальном сайте сведения об отсутствии земельных участков для предоставления указанным категориям граждан, поскольку неразмещение такой информации приводит к тому, что граждане обращаются в администрацию поселений и в дальнейшем их обращения перенаправляются для рассмотрения в администрацию Елизовского муниципального района, что существенно затрагивает права и законные интересы отдельных категорий граждан на предоставление им земельных участков в специальном порядке.
Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района о признании недействительным представления Елизовского городского прокурора, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ № 17/07-02-2024 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | ||||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | ||||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |