Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-13790/2023 ~ М-12634/2023 от 31.10.2023

    

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    ДД.ММ.ГГ    г.о. Люберцы, <адрес>

    Люберецкий городской суд Московской области в составе

    председательствующего судьи Шиткова А.В.,

    при секретаре судебного заседания Мамедовой К.Р.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фирсова Я. Ю. к Межрайонной инспекции ФНС № по Московской области, о признании задолженности безнадежной к взысканию,

    УСТАНОВИЛ:

    Административный истец обратился в суд к Межрайонной инспекции ФНС № по Московской области с административными исковыми требованиями и просил признать следующие суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, а также начисленные на эти суммы пени, безнадежными к взысканию и обязанность по их уплате прекращенной: транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 4 623 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 25 631 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 44,65 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 1 909,40 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 8 640 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 36 233,95 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 1 163,05 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 17 837,95 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 2 676,05 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 38 013 рублей, транспортный налог с физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 212,95 рублей, налог на имущество физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ в сумме 304 рублей; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

    В обоснование своих требований истец указал, что в справке Межрайонной ИФНС России № по Московской области о сальдо ЕНС в детализации отрицательного сальдо по налогам указаны недоимки по транспортному налогу с физических лиц за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Таким образом, отражение на ЕНС указных недоимок неправомерно, так как сроки их взыскания по состоянию на ДД.ММ.ГГ истекли.

    Административный истец Фирсов Я.Ю. о времени и месте судебного заседания извещался, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Административный ответчик Межрайонная инспекция ФНС № по Московской области о времени и месте судебного заседания извещался, в судебное заседание представитель не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещавшихся и не представивших сведений о причинах неявки.

    Изучив материалы административного дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Из материалов дела следует, что согласно сведениям ИФНС России № по Московской области за Фирсовым Я.Ю. числится задолженность по транспортному налогу с физических лиц:

    - №

№.

    Инспекцией, были сформированы и направлены в адрес Фирсова Я.Ю. следующие требования:

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 238 505,72 руб., в том числе по налогам (сборам) 199 131,22 руб. (52 058,44 руб. за 2015 год);

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 242 323,20 руб., в том числе по налогам (сборам) 199 131,22 руб.;

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 242 840,15 руб., в том числе по налогам (сборам) 199 131,22 руб.;

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 258 497,79 руб., в том числе по налогам (сборам) 207 769,22 руб. (52 963,ДД.ММ.ГГ год);

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 222 986,66 руб., в том числе по налогам (сборам) 177 544 руб. (40 862,ДД.ММ.ГГ год);

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 245 208,62 руб., в том числе по налогам (сборам) 197 008 руб. (19 689,ДД.ММ.ГГ год);

    - требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ с задолженностью в сумме 230 705,14 руб., в том числе по налогам (сборам) 165 210 руб. (28 172,ДД.ММ.ГГ год).

    По причине неисполнения истцом поименованных требований в установленный срок были сформированы соответствующие заявления о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности.

    Мировыми судьями вынесены судебные приказы по делу №а№ взыскании налога за № в размере 80 576,69 руб., по делу № о взыскании налога № в размере 53480,22 руб., по делу № о взыскании налога № в размере 40 862,16 руб. (СПИ Люберецкого РОСП ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП), по делу №а-1922/2021 о взыскании налога за 2019 год в размере 28 172,13 руб.

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГ осуществлен переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом.

    По состоянию ДД.ММ.ГГ в сальдо ЕНС задолженность по имущественным налогам у административного истца отсутствует, в связи с погашением ЕНП.

    Однако на момент рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком не предпринимались попытки по дальнейшему взысканию задолженности за 2014, 2017 с административного истца, доказательств обратного суду не представлено.

    Административный истец просил суд признать безнадежной ко взысканию задолженность по транспортному налогу с физических лиц и налогу на имущество физических лиц за 2014-2019 г.г. в размере 137 289 руб., поскольку сроки для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по указанному налогу истекли.

    Пунктом 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

    Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления - пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

    Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

    Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

    В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    Как предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 1).

    Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1 пункта 2).

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3).

    По смыслу положений статьи 44 поименованного Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

    В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

    Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 данного Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

    Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

    Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

    Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

    Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и данная возможность не утрачена. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

    Административный ответчик в установленные ст. ст. 48, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию налогов за 2014, 2017 г.г., за исключением транспортного налога за 2015, 2016, 2018, 2019 г.г., по которым вынесены судебные приказы, Дальнейшие меры по взысканию, помимо задолженности за 2019, не применялись. доказательств обратного со стороны налогового органа не представлено.

    При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговым органом утрачена возможность по взысканию оспариваемых сумм по транспортному налогу за 2014-2019 г.г.

    При таких данных, учитывая изложенное, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Фирсова Я.Ю. о признании задолженности истца по транспортному налогу безнадежной ко взысканию.

    Относительно требования административного истца о взыскании в его пользу судебных расходов по оплате государственной пошлины суд приходит к следующим выводам.

    Частью 1 статьи 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

    В соответствии с п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

    Поскольку в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания является принятие судом соответствующего акта, удовлетворение прав административного истца не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца административным ответчиком, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов в пользу административного истца.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ REF ░░░░ \* MERGEFORMAT ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №. ░ ░░░░░░░ 137 289 ░░░. – ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░

    ░░░░░    ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-13790/2023 ~ М-12634/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фирсов Ярослав Юрьевич
Ответчики
Межрайонная инспекция ФНС №17 по Московской области
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Шитков Артём Вадимович
Дело на сайте суда
luberetzy--mo.sudrf.ru
31.10.2023Регистрация административного искового заявления
31.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее