УИД: 66RS0№40817810604900317040-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.01.2024 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-109/2024 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области к Пономареву ФИО5 о взыскании задолженности по уплате пеней по налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Пономареву О.А. ИНН №40817810604900317040 о взыскании задолженности по уплате пеней по транспортному налогу с физических лиц в размере 6 685,34 руб., пеней по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 145,86 руб., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 122,77 руб., пеней по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3 322,91 руб., на общую сумму 10 276,88 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Пономарев О.А. не исполнил обязанность по уплате налогов в установленный законодательством срок, в связи с чем ему начислены пени, которые не уплачены. Административный истец просит взыскать с Пономарева О.А. задолженность по уплате пеней по налогам.
30.08.2023 Сысертским районным судом Свердловской области рассмотрено дело №2а-1985/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области к Пономареву ФИО6 о взыскании задолженности по уплате пеней по налогам в порядке упрощенного производства.
Решением постановлено: в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области к Пономареву ФИО7 ИНН №40817810604900317040 о взыскании задолженности по уплате пеней отказать в связи с пропуском срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
По ходатайству административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области определением Сысертского районного суда от 21.09.2023 решение от 30.08.2023 по делу № 2а-1985/2023 отменено, рассмотрение административного дела возобновлено по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебной повестки. Направил в суд ходатайство о восстановлении процессуальных сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Административный ответчик Пономарев О.А. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Судом установлено, что Пономарев О.А. по данным ГИБДД является плательщиком транспортного налога, поскольку на него зарегистрированы транспортные средства, признанные в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения.
Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 (вступил в силу с 01.01.2003) предусмотрены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы по нему и основания для их использования.
Учитывая мощность двигателей принадлежащих должнику транспортных средств, налоговую базу в силу ст. 359 НК РФ, ставку налога, предусмотренную приложением к Закону Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 (вступил в силу с 01.01.2003), а также налоговый период по ст. 360 НК РФ.
Произведен расчет транспортного налога.
За неуплату в установленный срок в порядке ст.75 НК РФ исчислены пени в сумме 6 685,34 руб.
Кроме того, Пономарев О.А. является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Земельный налог согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ исчисляется на основании налоговой базы, которая определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом на сумму недоимки по земельному налогу начислены пени в сумме 122,77 руб.
Кроме того, Пономарев О.А. согласно данным органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество, и органа технической инвентаризации, имеет в собственности недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Нормами ст. 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В порядке ст. 75 НК РФ исчислены пени за неуплату налога в установленный срок в сумме 145,86 руб., 3 322,91 руб.
Налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить суммы налога, пени.
В отношении Пономарева О.А. выставлено требование от 06.06.2022 № 20684 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
Требование об уплате налога до 29.06.2022 налогоплательщиком не исполнено.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Обязанность по уплате налогов является конституционной обязанностью, которая основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, и задачи судопроизводства в судах заключаются не только в обеспечении защиты прав и законных интересов участников спорных правоотношений, но и в предупреждении правонарушений, которое в данном случае выражается в уклонении налогоплательщиком от уплаты законно установленных налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Следовательно, шестимесячный срок предъявления в суд искового заявления начал течь с 30.06.2022.
12.10.2022 налоговый орган в порядке ст. 48 НК РФ обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
12.10.2022 мировым судьей судебного участка № 3 Сысертского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ № 2а-4044/2022 о взыскании недоимки по пеням в размере 10 276,88 руб.
19.12.2022 определением мирового судьи судебного участка №3 Сысертского судебного района Свердловской области судебный приказ №2а-4044/2022 отменен.
В рамках п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, шестимесячный срок предъявления в суд искового заявления начал течь с 20.12.2022 и истек, соответственно, 20.06.2023.
Таким образом, обращение с исковым заявлением 10.07.2023 имело место уже за пределами сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Административный истец ходатайствует о восстановлении процессуальных сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, при этом, ссылаясь на наличие объективных причин. Так, с 01.01.2023 все категории налогоплательщиков переходят на новую форму оплаты налогов и страховых взносов - Единый налоговый платеж (ЕНП), распределяющийся на Единый налоговый счет (ЕНС) в соответствии с Федеральным законом № 263 от 14.07.2022 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». ЕНС – это новая система учета, в рамках которой все подлежащие уплате и уплаченные с использованием единого налогового платежа налоги налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом. ЕНС предполагает перечисление налогоплательщиком всех платежей на один счет, налоговая служба автоматически распределит их по обязанностям. Нововведение позволит упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов, максимально снизить временные затраты на оплату налогов и избежать ошибок, - исчезнет необходимость перечисления большого количества платежей. Налоговым органом велись мероприятия по реализации положений законодательства о ЕНС, в т.ч. мероприятия по актуализации данных о суммах начисленных и уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.
Однако данные доводы судом не могут быть приняты во внимание, поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Административный истец не представил никаких доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания суммы указанной недоимки, сведений о судебных актах, которыми взыскана недоимка, не сообщил. С учетом заявленного срока начисления пени, очевидно, что возможность принудительного взыскания спорной недоимки в настоящее время утрачена по причине истечения соответствующих сроков.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области к Пономареву О.А. о взыскании задолженности по уплате пеней по налогам следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №31 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░ №40817810604900317040 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.01.2024