Дело № 2а-1264/2022
УИД № 44RS0028-01-2022-001181-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 14 ноября 2022 года
Костромской районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
с участием помощника судьи Лагашкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Костромского района, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать подъезд к населенным пунктам,
у с т а н о в и л:
Прокурор Костромского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской области об обязании организовать подъезд к населенным пункту ... Костромского муниципального района Костромской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Костромского района в 2022 году проведена проверка по вопросу организации подъезда к населенном пункту ... Костромского муниципального района.
В ходе проведенной выездной проверки совместно с ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району установлено, что автодорога «...» находится в неудовлетворительном состоянии.
Кроме того, автомобильная дорога «...» в перечне автомобильных дорог местного значения Костромского района, реестре муниципального имущества Костромского района, не числится, в связи с чем работы по содержанию и ремонту автомобильной дороги не производятся.
Причинами и условиями, способствующими указанным нарушениям, явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей уполномоченными должностными лицами администрации района, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
По указанному факту 14 февраля 2022 года в адрес администрации Костромского муниципального района вынесено представление.
По результатам рассмотрения представления требования прокурора признаны обоснованными, но из-за дефицита денежных средств устранение нарушений запланировано на 2023 год.
На основании изложенного, со ссылками на п.п. 5, 6, 7, 12, 18 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, ч. 10 ст. 6, ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. ст. 39, 46 КАС РФ, прокурор просил:
- признать бездействие администрации Костромского муниципального района по организации подъезда к населенному пункту ... Костромского района, незаконным;
- обязать администрацию Костромского муниципального района организовать подъезд к населенному пункту ... Костромского муниципального района Костромской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Матасова М.С. административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области Ковалева И.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указав, что годичного срока им будет недостаточно для выполнения необходимых работ, просила предоставить им 24 месяца для выполнения предъявленных к ним требований.
Представитель заинтересованного лица - глава администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Кузнецов С.П. в судебном заседании поддержал позицию администрации Костромского муниципального района, пояснив, что в настоящее время дорога к населенному пункту ... отсыпана на 350 м, в настоящее время решается вопрос с переправой, но необходимо дождаться морозов, чтобы завести трубы. Просил увеличить срок исполнения требований прокурора по организации подъезда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗВ собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п. 1 и 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 1).
В соответствии со ст. 12 вышеназванного Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Из изложенного следует, что администрация Костромского муниципального района несет ответственность за организацию подъезда к населенному пункту ... Костромского района, в связи с чем должна, в частности, осуществлять деятельность по организации подъезда к населенному пункту, а также осуществлять иные полномочия в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что автодорога «...» находится в состоянии, затрудняющем движение транспортных средств, подъезд к населенному пункту не организован, подъезд транспортных средств невозможен ввиду снежного покрова.
Кроме того, автомобильная дорога «...» в перечне автомобильных дорог местного значения Костромского района, реестре муниципального имущества Костромского района, не числится, в связи с чем работы по содержанию и ремонту автомобильной дороги не производятся.
Принятыми ранее мерами прокурорского реагирования выявленные нарушения в полной мере не устранены.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований, считая при этом заявленный административным истцом срок разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.