4 февраля 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием административного истца Радина К.В., его представителя –Применко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радина Константина Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, заинтересованное лицо – администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Радин К.В. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 359,3 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности.
B соответствии с постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153456549, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет ....
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости, согласно Отчёту об оценке № 121-21 рыночной стоимости объекта капитального строительства от 6 декабря 2021 года, выполненному оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости нарушает права и законные интересы Радина К.В., как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку влечёт увеличение размера данного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Просит суд: пересмотреть кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 359,3 кв.м, назначение: нежилое, этаж № 1 (номера на поэтажном плане № 11, № 14), расположенного в административном здании по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, и установить её равной рыночной стоимости в размере ....
Представители административных ответчиков и представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, где указано, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», учитывая распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 апреля 2018 года № 49-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края», постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п указанный в административном иске объект недвижимости включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п опубликовано в официальном издании органов государственной власти Приморского края «Приморская газета», а также размещено на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. Постановление от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано. Обратившись в суд с данным административным исковым заявлением, административный истец воспользовался правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока подано ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации города Владивостока и представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому администрация города Владивостока считает, что представленный административным истцом Отчёт об оценке объекта недвижимости не соответствует требованиям действующего законодательства. Полагают, что оценщиком при проведении оценки были выбраны некорректные объекты-аналоги. Просят в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Административный истец Радин К.В. и его представитель Применко А.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения административного истца Радина К.В. и его представителя Применко А.В., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 399-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Радину К.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 359,3 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаже № 1, адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 26 октября 2016 года сделана запись регистрации № 25-25-/001-25/999/001/2016-2338/3.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Радин К.В. указал на несоответствие определённой в установленном порядке, и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося у него в собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца Радина К.В., который в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153456549, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 01 января 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п.
Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, включён в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год - распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 № 1022-ри (под номером 4439), на 2021 год - распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года № 611-ри (под номером 4379).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так в обоснование требований, административным истцом Радиным К.В. представлен Отчёт об оценке № 121-21 рыночной стоимости объекта капитального строительства от 6 декабря 2021 года, выполненному оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., из которого следует, что рыночная стоимость объекта оценки: нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 359,3 кв.м, назначение: нежилое помещение, этаж: 1, адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>,по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт об оценке № 121-2021 рыночной стоимости объекта недвижимости от 6 декабря 2021 года, подготовленный оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости произведена оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; ответственность оценщика на период проведения оценки была застрахована, срок действия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности не истек; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с применением сравнительного и доходного подходов к оценке и обоснован отказ от применения затратного подхода. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчёта № 121-2021 от 6 декабря 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.
С учетом установленных обстоятельств, довод заинтересованного лица о том, что представленный административным истцом Отчёт об оценке не отражает действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, суд расценивает как несостоятельный.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время действует и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае Радиным К.В., как собственником объекта недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Радина К.В. об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размер ....
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения Радина К.В. с административным исковым заявлением - 15 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 359,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ № 1, ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░