Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-83/2024 (3а-391/2023;) ~ М-260/2023 от 03.11.2023

    Дело № 3а-83/2024 (3а-391/2023)

УИД 62OS0000-01-2023-000311-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года                                                                                г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туровой М.В.,

при секретаре Лебедевой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Рязанской области Воробьевой В.А.,

представителя административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Денисовой Т.А.,

представителя заинтересованного лица Министерства природопользования Рязанской области Суховской С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-83/2024 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части Постановления Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 25.05.2022 № 271-п «Об утверждении генерального плана муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 25.05.2022 № 271-п утвержден генеральный план муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Вышеуказанное постановление опубликовано 26.05.2022 в сетевом издании "Рязанские ведомости" www.rv-ryazan.ru, 27.05.2022 - на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также – Рослесхоз) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим постановления Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 25.05.2022 № 271-п «Об утверждении генерального плана муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области», в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда общей площадью 478 кв.м или 0,0478 га, местоположением: <адрес> с реестровым номером № в координатах поворотных точек границ пересечения согласно заключению Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №. Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 25.05.2022 № 271-н не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку в границы населенного пункта г. Рыбное включены находящиеся в федеральной собственности лесные участки с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом и процедуры изменения категории земель. Оспариваемым нормативным правовым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Протокольным определением суда от 15 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Публично – правовая компания «Роскадастр» (далее - ППК «Роскадастр») в лице филиала по Рязанской области.

В судебном заседании представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области Денисова Т.А. административный иск не признала, возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержала представленную в письменном виде правовую позицию.

Представитель заинтересованного лица Министерства природопользования Рязанской области Суховская С.М. в судебном заседании поддержала представленную в письменном виде правовую позицию об отсутствии пересечения границ населенного пункта Рыбновское городское поселение Рязанской области с границами земель лесного фонда, поскольку спорная территория была исключена из государственного лесного реестра актом об изменении документированной информации государственного лесного резерва № от 29.04.2022.

Административный истец Федеральное агентство лесного хозяйства, заинтересованные лица администрация муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Рязанского филиала, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.

Представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Долгова А.С., имеющая надлежащие полномочия, представила в суд письменное ходатайство об оставлении без рассмотрения административного искового заявления о признании недействующим в части постановления Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 25.05.2022 №271-п «Об утверждении генерального плана муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области», указав в его обоснование, что согласно письму Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 26.12.2023 № пересечение (наложение) границ населенного пункта Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области с границами земель лесного фонда отсутствует, в связи с чем, административным истцом принято решение об отсутствии оснований для судебной защиты, так как юридический интерес в поддержании заявленных административных исковых требований им утрачен.

Заинтересованным лицом ППК «Роскадастр» представлена в письменном виде правовая позиция, в которой ссылается на соблюдение требований законодательства при внесении в реестр границ ЕГРН работниками филиала сведений о местоположении границ населенного пункта <адрес> и границ <адрес>.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей административного истца Федерального агентства лесного хозяйства, представителей заинтересованных лиц: муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Рязанского филиала, ППК «Роскадастр», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Воробьевой В.А., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с территориальным планированием регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 2 Закона Рязанской области N 106-ОЗ от 28.12.2018 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области и органами государственной власти Рязанской области» с 01.01.2019 полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования осуществляет Главное Управление архитектуры и градостроительства Рязанской области.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, оспариваемый в рассматриваемом административном исковом заявлении нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с учетом результатов проведенных общественных обсуждений, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие данного нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

К данным категориям относятся, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда (подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 8 ЗК РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Согласно части 1 указанной статьи перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В силу статьи 84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Положения части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ устанавливают необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также - Закон о переводе) в редакции Федерального закона № 280-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила части 3 статьи 14 Закона о переводе применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В пунктах 1 и 5 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 №26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ» даны разъяснения о том, что принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.

Если в соответствии с государственным лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется.

Согласно положениям пункта 4 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 13.06.2023) сведения о лесных участках подлежат исключению из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в случае установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах, в случае их несоответствия сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре.

Судом установлено, что при утверждении генерального плана муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области Главным управлением архитектуры Рязанской области границы населенного пункта г. Рыбное не изменялись.

Сведения о границах населенного пункта г.Рыбное, расположенного на территории Рыбновского муниципального района Рязанской области, внесены в ЕГРН 23.08.2018 (реестровый номер №) на основании решения о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области № от 31.05.2018, принятого Советом депутатов муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Сведения о границах ГКУ РО «Рязанское лесничество», в состав которого входит Рыбновское участковое лесничество, были внесены в ЕГРН 28.05.2020 (реестровый номер: №) в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2018 № 134 «Об установлении границ Рязанского лесничества в Рязанской области».

В дальнейшем в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в границы лесничества были внесены изменения.

Административный иск обоснован тем, что утвержденный оспариваемым постановлением Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области генеральный план содержит сведения о границах населённого пункта г. Рыбное, пересекающих границы Рыбновского участкового лесничества, отражённые в государственном лесном реестре, а именно: согласно заключению № Рязанского филиала ФГБУ«Рослесинфорг» имелось пересечение границ Рыбновского участкового лесничества (квартал №) с земельным участком, относящимся к категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером №. Однако в нарушение требований части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области», устанавливающий границы населенного пункта г. Рыбное, на согласование в Рослесхоз не поступал.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – ЕГРН) 21.06.2017. Согласно содержащимся в ЕГРН сведениям, указанный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты складского назначения различного профиля, уточненная площадь - 478 кв.м. В отношении указанного земельного участка в ЕГРН 10.01.2018 зарегистрировано обременение – аренда, в качестве арендодателя указано муниципальное образование – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, документ – основание: договор от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка с кадастровым номером №.

Таким образом, на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта в ЕГРН уже содержались сведения о местоположении границ населенного пункта г. Рыбное, согласно которым спорная территория относилась к категории земель населенных пунктов.

В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил, сведения государственного лесного реестра, на которые Рослесхоз ссылался в административном иске, не соответствовали сведениям ЕГРН и не являлись препятствием для территориального планирования - утверждения генерального плана поселения в оспариваемой части.

В связи с этим, суд полагает, что несогласование с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта генерального плана муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области не является основанием для признания недействующим нормативного правового акта в оспариваемой части.

Кроме того, актом Министерства природопользования Рязанской области № от 29.04.2022 «Об изменении документированной информации государственного лесного реестра» спорная территория исключена из государственного лесного реестра, то есть до подачи административного иска.

Согласно письму Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 26.12.2023 № пересечение (наложение) границ населенного пункта с учетом вышеприведенного акта с границами земель лесного фонда отсутствует.

Заявляя ходатайство об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, сторона административного истца признает отсутствие оснований для судебной защиты.

Правовых оснований для удовлетворения названного ходатайства или для прекращения производства по административному делу суд не усматривает, поскольку имеющаяся в материалах дела доверенность Департамента лесного хозяйства по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная в порядке передоверия, уполномочивает Долгову А.С. быть представителем Федерального агентства лесного хозяйства без права на отказ от исковых требований, соответствующего заявления об отказе от административного иска в суд не представлено.

Пункт 2 части 2 статьи 215ункт 2 части 2 статьи 215 КАС РФ указывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

    Суд считает, что в оспариваемой части постановление Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 25.05.2022 № 271-п не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.05.2022 № 271-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 478 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ -                                                                            ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-83/2024 (3а-391/2023;) ~ М-260/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Воробьева Виктория Анатольевна
Ответчики
Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области
Другие
Администрация муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновсокго муниципального района Рязанской области
Долгова Анна Сергеевна
ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Рязанского филиала
Министерство природопользования Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Турова Мария Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud--riz.sudrf.ru
03.11.2023Регистрация административного искового заявления
07.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.12.2023Предварительное судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее