Дело № 2а-236/2024
11RS0004-01-2023-003111-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Порохиной О.Г.
при секретаре судебного заседания Сучковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 12 февраля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Коми к Попову **** о взыскании платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Попову Д.Ю. о взыскании задолженности перед бюджетом в размере 124 424,25 руб., пени в размере 31 286,31 руб., расходов по государственной пошлине. В обоснование требований указал, что ответчик является налогоплательщиком НДФЛ, транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В связи с несвоевременной уплатой налогов ему были начислены пени.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании было установлено следующее.
Согласно сведений регистрирующих органов за ответчиком зарегистрировано следующее имущество:
- ****
- ****
- ****
- ****
- ****
В силу ст. 356 НК РФ транспортные налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в порядке ст. 358 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая ставка определяется в соответствии с Законом РК № 110-РЗ от 26.11.2002 г. «О транспортном налоге». В силу ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с п.7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ст.ст. 356,357 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрировано вышеуказанное транспортное средство.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Плательщиками налога на имущество физических лиц, в соответствии со ст. 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, в том числе: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (п.1 ст.409 НК РФ). Налоговая ставка устанавливается в порядке определяемом ст. 406 НК РФ.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п.1 ст. 409 НК РФ). Налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год ( ст. 405 НК РФ).
В силу п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщик является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог ( п.1 ст. 389 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз.3 п.1 ст. 397 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган исчислил в отношении объектов, принадлежащих ответчику, суммы транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и направил соответствующие налоговые уведомления:
- **** от 01.09.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере **** руб., об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год по ОКТМО **** в размере **** руб., об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год по ОКТМО **** в размере **** руб., об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год по ОКТМО **** в размере **** руб., с указанием срока уплаты налога – не позднее 01.12.2020;
- **** от 01.09.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере **** руб., об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 по ОКТМО **** в размере **** руб. (с учетом переплаты в размере **** руб.), об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год по ОКТМО **** в размере **** руб., с указанием срока уплаты налога – не позднее 01.12.2021. Согласно личному кабинету налогоплательщика налоговое уведомление направлено налогоплательщику 22.09.2021;
- **** от 01.09.2022 об уплате транспортного налога за 2021 год в размере **** руб., об уплате земельного налога за 2019 год в размере **** руб., об уплате земельного налога за 2020 год в размере **** руб., об уплате земельного налога за 2021 год в размере **** руб., об уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год по ОКТМО **** в размере **** руб., с указанием срока уплаты налога – не позднее 01.12.2022. Согласно сведений из личного кабинета налогоплательщика налоговое уведомление направлено налогоплательщику 14.09.2022.
Административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога по налоговым уведомлениям не исполнена.
Плательщиками налога на доходы физических лиц согласно ст. 207 НК РФ, признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.
В соответствии с п.1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 230 НК РФ налоговым агентом Операционный офис «Ухтинский» ПАО «СКБ-Банк» представлены сведения (справка формы 2-НДФЛ о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год от 27.01.2022 года), согласно которой Поповым Д.Ю. в 2021 году получен доход в общем размере **** руб.
Согласно представленной справке о доходах формы 2-НДФЛ исчисленная сумма налога (подлежащая уплате в бюджет) за 2021 год составила **** руб. ( **** * 13%).
Налоговым агентом указанная сумма не удержана и в бюджет не перечислена.
В связи с неуплатой налога в установленный срок, налоговым органом начислены пени за просрочку в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового вычета этого лица, если иное не предусмотрено НК РФ.
В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица – налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового вычета.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» установлено, что предусмотренные НК РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Согласно ст. 69 НК РФ административному ответчику направлено требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, а также пени:
-**** от 25.05.2023 об уплате НДФЛ в размере **** руб.; об уплате транспортного налога в размере **** руб.; об уплате налога на имущество физических лиц в размере **** руб.; об уплате налога на имущество физических лиц в размере **** руб.; об уплате налога на имущество физических лиц в размере **** руб.; об уплате земельного налога в размере **** руб.; об уплате пени в размере **** руб., с указанием срока исполнения – не позднее 17.07.2023. Согласно личному кабинету налогоплательщика требование направлено налогоплательщику 29.05.2023.
В установленный срок требование налогового органа административным ответчиком не исполнено.
С 01.01.2023 налогоплательщики исполняют обязанность по уплате налога путем перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) (п.1 ст. 45 НК РФ. Для этого открыт единый налоговый счет (ЕНС) (п.4 ст. 11.3 НК РФ). ЕНС – это форма учета налоговыми органами начислений по налогам, авансовых платежей по налогам, сборам, страховым взносам и тех перечислений, которые сделал налогоплательщик (п.2 ст. 11.3 НК РФ).
В соответствии с п.3 ст. 11.3 Кодекса сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Совокупная обязанность (суммы, которые в соответствии с НК РФ лицо должно уплатить (вернуть) в бюджетную систему формируется на едином налоговом счете на основании документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение установленной законодательством о налогах и сборах обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов (абз.28 п.2 ст. 11, п.5 ст. 11.3 НК РФ).
Учтенная на едином налоговом счете сумма засчитывается в уплату налога по общему правилу не ранее наступления установленного срока уплаты соответствующего налога.
При этом, соблюдается следующая последовательность отнесения сумм, перечисленных в качестве единого налогового платежа, к совокупной обязанности ( п.8 ст. 45 НК РФ):
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
В пп.1 п.9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что требование об уплате задолженности, направленное налоговым органом после 01.01.2023 в соответствии со ст. 69 НК РФ, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), если налоговым органом не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ ( в редакции, действовавшей до 01.01.2023).
В соответствии с абз. 1 п.6 ст. 11,3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (абз. 3 п.3 ст.11.3 НК РФ).
Статьей 48 НК РФ предусмотрена процедура взыскания задолженности по обязательным платежам с налогоплательщиков – физических лиц, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Согласно п.3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате по требованию в установленный п.3 ст.48 НК РФ срок (размер отрицательного сальдо превышает 10 000 рублей по требованию по сроку исполнения 17.07.2023 = 6 месяцев), налоговый орган обратился к мировому судье Сосновоборского судебного участка г.Печоры с заявлением о выдаче судебного приказа.
31.08.2023 мировым судьей Сосновоборского судебного участка города Печоры Республики Коми на основании заявления Межрайонной ИФНС №8 по Республике Коми был выдан судебный приказ о взыскании с Попова Д.Ю. недоимки по налогам и сборам, который по заявлению должника Попова Д.Ю. определением мирового судьи от 06.10.2023 был отменен.
В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что с административным исковым заявлением административный ответчик обратился в установленные сроки (30.11.2023), факт неуплаты задолженности по налогам и пени подтверждается материалами дела.
Административным ответчиком не было представлено доказательств уплаты задолженности.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании задолженности по налогам и пени подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ **** (░░░ ****), ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: **** ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 37 481,94 ░░░.,
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 4200 ░░░.,
- ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 9204 ░░░.,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 14 084 ░░░.,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 14 084 ░░░.,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 14 084 ░░░.,
- ░░░░ ░ ░░░░░░░ 31 286,31 ░░░.,
░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 124424, 25 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ **** (░░░ ****) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 3688,48 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.02.2024