РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-2449/2024
г. Тюмень 12 февраля 2024 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой А.О.,
при секретаре Колечкиной К.В.,
с участием представителя административного ответчика, заинтересованного лица Сулейманова Р.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Букова С.В. к Тюменской таможне об оспаривании решения о возврате документов от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Буков С.В. обратился в суд к Тюменской таможне с административным иском о признании решения об отказе в принятии документов от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с ИП Санеян С.М. агентский договор, согласно которому агент обязуется оказать услуги истцу по поиску и подбору автомобиля, соответствующего характеристикам и требованиям, указанным в заявке. Согласно п. 1.6 договора агент обязуется приобрести и доставить товар из <данные изъяты>. Истцом было выбрано транспортное средство <данные изъяты>, 2017 г.в., VIN: №. Транспортное средство прибыло в г. Тюмень ДД.ММ.ГГГГ. Истцом был уплачен утилизационный сбор в размере <данные изъяты> рублей, для постановки транспортного средства на учет, необходимо было осуществить ремонт. Агент обязался произвести ремонт, однако свои обязательства не исполнил. Истец самостоятельно осуществил ремонт и ДД.ММ.ГГГГ заключил договор – оферту с ИП ФИО3 по получению необходимых документов для подачи в таможенный орган. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Тюменскую таможню о постановке на учет транспортного средства, расчет утилизационного сбора. Тюменской таможней ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в принятии документов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку неправильно рассчитан утилизационный сбор. С данным решением Буков С.В. не согласен, считает, что транспортное средство пересекло границу раньше, чем вступили в законную силу изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 №, таким образом представленным им расчет является верным.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Тюменской таможни просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемое решение является законным и обоснованным.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Уральского таможенного управления также просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Тюменской таможни, Уральского таможенного управления Сулейманов Р.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Административный истец Буков С.В., заинтересованное лицо ИП Санеян С.М. в судебное заседание не явились, о дате и месте слушания извещены надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заинтересованного лица, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Буковым С.В. на территории Республики <данные изъяты> приобретено транспортное средство <данные изъяты>, 2017 г.в., VIN№.
ДД.ММ.ГГГГ Буковым С.В. представлен в Тюменский таможенный пост расчет суммы утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства, согласно которому категория транспортного средства определена как <данные изъяты>, базовая ставка <данные изъяты> рублей, коэффициент 0,26, сумма утилизационного сбора составила <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение Тюменского таможенного поста Тюменской таможни № об отказе в принятии документов, в связи с неверным расчетом суммы утилизационного сбора в отношении ввезённого транспортного средства.
В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), в соответствии с которыми плательщиком самостоятельно должен исчисляться утилизационный сбор.
Согласно примечанию 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. При этом размеры коэффициента расчета суммы утилизационного сбора определены в том числе в зависимости от видов и категорий транспортных средств, даты выпуска, рабочего объёма двигателя, целей ввоза транспортного средства.
В силу пункта 5 Правил взимания утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем.
В соответствии с пунктом 11 Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзацах втором, четвертом (при уплате утилизационного сбора лицами, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), пакет документов, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.
С 29 октября 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 октября 2023 года № 1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291», которым определено, что для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ №, действующие на день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора (п. 11(2) Правил).
То есть для уплаты утилизационного сбора в прежнем размере <данные изъяты> рублей) в отношении транспортных средств, ввезенных в личных целях необходимо соблюдение двух условий: ввоз транспортного средства должен был быть осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ включительно, расчет суммы утилизационного сбора должен был быть подан в таможенный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку расчет суммы утилизационного сбора в отношении ввезенного Буковым С.В. транспортного средства подан в таможенный орган ДД.ММ.ГГГГ, то утилизационный сбора должен быть уплачен в соответствии с коэффициентами, действовавшими на момент подачи расчета, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и его размер должен составлять <данные изъяты> рублей.
Как установлено пунктом 12 (1) Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 таможенный орган осуществляет проверку поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства или наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если его уплата осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами), либо наличия остатка денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
В силу пункта 12 (2) Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 по результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12(1) настоящих Правил таможенный орган осуществляет: учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси транспортных средств) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил; либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа.
В соответствии с пунктом 12 (3) основаниями для возврата плательщику комплекта документов являются:
а) недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 настоящих Правил;
б) отсутствие чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если уплата утилизационного сбора осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами);
в) отсутствие поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства;
г) отсутствие денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
Таким образом, учитывая, что размер утилизационного сбора при подаче документов в Тюменский таможенный пост Буковым С.В. рассчитан неверно, сбор уплачен в размере меньшем, чем необходимо, административным ответчиком принято обоснованное решение о возврате документов Букову С.В.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Поскольку совокупности двух необходимых условий для признания незаконным решения административного ответчика в судебном заседании не установлено, суд считает необходимым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░