Дело № 2а-226/2024
УИД 32RS0011-01-2024-000278-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2024 года г. Злынка
Злынковский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Чубченко А.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Злынковского района Брянской области Новика С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области об устранении нарушений в части ненадлежащего содержания автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Злынковского района Брянской области в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области, в котором просил обязать административного ответчика провести комплекс мероприятий по приведению дорожного полотна по ул. Республиканской в районе <адрес> (мост) в соответствие с требованиями № «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», устранив имеющиеся деформации дорожного покрытия в виде ям и выбоин, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска прокурор указал, что прокуратурой Злынковского района по коллективному обращению проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог, расположенных на территории Злынковского района Брянской области, в результате которой установлено, что на автомобильной дороге (мост), по <адрес> в районе <адрес>, в нарушение требований п. 5.2.4. № имеются дефекты в виде выбоин глубиной 11 см, шириной 1 м 60 см и длиной 2 м 60 см. Руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании заместитель прокурора Злынковского района исковые требования поддержал, уточнив вид установленного дефекта, который просит устранить - в виде просадки.
Представитель администрации Злынковского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал, указывая, что доказательства получены прокурором в нарушение положений п. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ, на который ссылается прокурор, не является обязательным и применяется на добровольной основе. Обращает внимание, что требования административного истца не основаны на положениях закона, требования считает необоснованными, так они предъявлены без учета положений Бюджетного законодательства РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и нарушает принцип самостоятельности местного самоуправления, установленный статьями 12 и 130 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, выслушав доводы прокурора, изучив возражения административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Административное исковое заявление прокурора Злынковского района подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дрог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Положениями подпунктов 6 и 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", длжностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5.2.4 № «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно статьи 6 Устава Злынковского городского поселения к вопросом местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст. 21 Устава Злынковского городского поселения (в редакции, действующей на дату обстоятельств, отраженных в протоколе об административном правонарушении) исполнение полномочий администрации Злынковского городского поселения Злынковского муниципального района Брянской области – Злынковской городской администрации, исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, возложено на администрацию Злынковского района.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что автомобильная дорога, пролегающая по <адрес> в <адрес>, внесена в перечень дорог местного значения.
Согласно актам обследования состояния улично-дорожной сети и организации дорожного движения в г. Злынка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного прокуратурой Злынковского района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Новозыбковский» следует, что на автомобильной дороге (мост), по <адрес> в районе дома № 282 в г. Злынка Брянской области, в нарушение требований п. 5.2.4. № имеются дефекты в виде просадки глубиной 11 см, шириной 1 м 60 см и длиной 2 м 60 см.
Из указанного следует, что движение по указанной дороге с разрешенной скоростью не безопасно для движения транспортных средств, что может явиться причинами возникновения ДТП, особенно в темное время суток.
После обращения жителей г. Злынка указанные нарушения администрацией Злынковского района Брянской области устранены не были.
Исходя из того, что обстоятельства нуждаемости в ремонте дороги, заявленной в иске, нашли свое подтверждение в судебном заседании, ответчик фактически не оспаривает наличие несоответствия дорожного покрытия спорной дороги установленным нормативам, обязанность по содержанию дорог в надлежащем состоянии лежит на администрации Злынковского района Брянской области, суд считает, что требования прокурора Злынковского района Брянской области подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика со ссылкой на недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.
Иные доводы, изложенные в возражениях на иск, в том числе связанные с толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска прокурора, они основаны на неверном толковании административным ответчиком приведенных им положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
При этом, суд, с учетом доводов административного ответчика, находит возможным предоставить административному ответчику срок для исполнения судебного решения равный одному году со дня вступления решения суда в законную силу, считая такой срок разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░