Дело №2а-169/2024
УИД 10RS0003-01-2024-000355-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2024 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Леськовой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кемского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия о признании незаконным бездействия в части соблюдения требований пожарной безопасности на территории поселения, обязании выполнить мероприятия,
установил:
Прокурор Кемского района Республики Карелия, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия о признании бездействия в части соблюдения требований пожарной безопасности на территории поселения незаконным и о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить следующие мероприятия: создать минерализованную полосу между лесом и территорией поселения (п. Панозеро); в п. Панозеро провести работы по созданию противопожарной полосы и очистке от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на противопожарной полосе.
Свои требования прокурор основывает тем, что прокуратурой Кемского района Республики Карелия проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия. В деятельности административного ответчика выявлены следующие нарушения противопожарного законодательства: в п. Панозеро не обеспечена очистка территории, прилегающей к лесу, от сухой растительности, пожнивных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, лес не отделен противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером.
Неисполнение требований противопожарного законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью жителей муниципального образования, а также лесным насаждениям, что является недопустимым.
В результате бездействия администрация Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия нарушает права граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Определением Кемского городского суда Республики Карелия от 28.05.2024 в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Республике Карелия.
В судебном заседании помощник прокурора Едокова Н.А. - поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.
Администрация Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия в суд своего представителя не направила, о времени и месте проведения судебного слушания извещена надлежащим образом. Глава Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия, в представленном в суд отзыве согласился с заявленными требованиями.
Представитель Главного управления МЧС России по Республике Карелия Романов А.И., действующая на основании доверенности, иск поддержал, указал, что для соблюдения правил пожарной безопасности ответчик со дня схода снежного покрова должен был очистить территорию прилегающую к лесу, а так же до начала пожароопасного периода создать противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Согласно постановлению Правительства Республики Карелия пожароопасный период для Кемского района начался 25 мая 2024года.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ГУ МЧС России по Республике Карелия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Под защитой законных интересов неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов (заявителе) не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а так же существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.
Исходя из названных положений закона следует, что прокурор имеет право обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц связанных с пожарной безопасностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8.) Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативно правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзацы 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Понятие пожара и пожарной безопасности закреплено в части 1 статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой пожарная безопасность-это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а пожар-это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности определены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 16.09.2020 № 1479 1479 (ред. от 30.03.2023) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее в т.ч. Правила ППР РФ).
Пунктом 70 Правил ППР РФ установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Из материалов дела следует, что пос. Панозеро относится к территории Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 9 Устава Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия к вопросам местного значения, входящих в компетенцию администрации сельского поселения, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
По результатам проверки организованной прокурором Кемского района Республики Карелия установлено, что в поселке Панозеро, Кемского района Республики Карелия не обеспечена очистка территории, прилегающей к лесу, от сухой растительности, пожнивных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а так же лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 10 метров.
Из п. 4 предписания от 22.04.2024 выданного администрации Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия заместителем главного государственного инспектора Кемского и Лоухского районов по пожарному надзору следует, что ответчиком не обеспечена очистка территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса или отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра или иным противопожарным барьером.
Таким образом, администрацией Кривопорожского сельского поселения не исполняется обязанность по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожниевных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, и до начала пожароопасного периода вокруг территории населенного пункта п. Панозеро не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
С учетом приведенного правового регулирования, удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что грубые нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц и создают предпосылки для возникновении чрезвычайной ситуации при возгорании объектов на территории сельского поселения и могут повлечь со собой значительные человеческие жертвы и материальный ущерб.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а так же на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (п. 1 ч. 3 ст.227 КАС РФ)
Руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ ░░ ░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░.