Дело № 3а-176/2022
УИД № 18OS0000-01-2021-000639-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ботниковой Ю.М.,
с участием:
прокурора Бузанаковой Е.Б.,
представителя административного истца Д.К.М., действующего на основании доверенности <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года,
представителя административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А., действующего на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ч.С.В. к Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
Ч.С.В. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:
– нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 1 279,9 кв.м., с кадастровым номером 18:<данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;
– нежилого здания, назначение: нежилое здание, площадью 495 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;
– нежилого здания, наименование: склад, назначение: нежилое, площадью 677,8 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;
– нежилого здания, наименование: цех, площадью 1 303,2 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположены указанные объекты недвижимости, относится к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – магазины (код 4.4), склад (код 6.9), однако назначение и наименование зданий не позволяет отнести их к объектам размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, указанные объекты не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Однако Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в котором в пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> указаны объекты с кадастровыми номерами 18<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно.
Включение в данный Перечень названных объектов недвижимости административный истец считает противоречащим статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести спорные объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Д.К.М. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления и пояснил, что указанные объекты недвижимости включены в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка. Фактическое обследование указанных объектов недвижимости на момент включения их в оспариваемый перечень не проводилось.
В судебное заседание административный истец не явился, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что Ч.С.В. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание, назначение: нежилое здание, площадью 1 279,9 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;
– нежилое здание, назначение: нежилое здание, площадью 495 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;
– нежилое здание, наименование: склад, назначение: нежилое, площадью 677,8 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;
– нежилое здание, наименование: цех, площадью 1 303,2 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Данные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – магазин (код 4.4) склад (6.9), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости. Земельный участок предоставлен административному истцу на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенного между административным истцом и Администрацией <адрес>.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома, квартиры, комнаты, жилые помещения.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В связи с указанными основаниями, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики»).
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, вышеуказанные нежилые здания, принадлежащие административному истцу, вошли в данный перечень, что нашло отражение в пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ действует в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями, внесенными решениями Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №а-115/2021, от ДД.ММ.ГГГГ №а-134/2021, от ДД.ММ.ГГГГ №а-202/2021, от ДД.ММ.ГГГГ №а-187/2021, от ДД.ММ.ГГГГ №а-234/2021, от ДД.ММ.ГГГГ №а-281/2021, от ДД.ММ.ГГГГ №а-317/2021, которыми в Перечень на 2021 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение).
Согласно пункта 2 названного Положения, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Исходя из положений пункта 32 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта) названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
По смыслу положений главы 21 КАС РФ, в том числе и положений статьи 209 КАС РФ надлежащим административным ответчиком по данной категории административных дел является орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, то есть в данном случае Правительство Удмуртской Республики, а не Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, которое осуществляло подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
В связи с этим в удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики следует отказать.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием объекта недвижимости для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, здания с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: магазины (код 4.4), склады (код 6.9).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Указанные виды разрешенного использования относятся в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (действующим на момент утверждения оспариваемого Перечня), к предпринимательской деятельности и складской, то есть на нем допускается строительство объекта недвижимости, как склада, не относящегося к торговым объектам, так и торгового объекта.
При таком положении нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорные здания не могли быть включены в указанный Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они находятся.
Для того, чтобы признать спорные нежилые здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 280,3 кв.м. (площадь по выписке из ЕГРН 1 279,9 кв.м.), помещения в нем предназначены для размещения складов (л.д.32-36).
Из технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> не следует, что в исследуемом здании предусмотрено размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку все помещения отнесены к складским.
При этом суд не может принять во внимание площадь помещений в данном здании, имеющих назначение «кабинет», поскольку такое назначение без проверки фактического использования не свидетельствует о размещении офиса.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 495 кв.м., помещения в нем предназначены для размещения складов (л.д.37-39).
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет площадь 495 кв.м, назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на спорное здание с кадастровым номером <данные изъяты> не следует, что в спорном здании предусмотрено размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку все помещения отнесены к складским.
Согласно выписке из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 677 кв.м., здание состоит из помещений, имеющих назначение: Подвал: склад 130,9 кв.м., котельная 47,2 кв.м., котельная 20,7 кв.м.; Этаж №: склад 73,1 кв.м., склад 112,8 кв.м., коридор 64,4 кв.м., тамбур 1,1 кв.м., тамбур 1,1 кв.м., склад 72,1 кв.м., склад 134,6 кв.м., торговый зал 17,9 кв.м., касса 1,9 кв.м. (л.д.40-47).
В данной ситуации нормативное условие о площади не менее 20% здания, используемого для размещения торговых объектов, в соответствии с технической документацией в отношении данного нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> не соблюдается.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет площадь 677 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: склад.
Согласно выписке из технического паспорта нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, спорное здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, имеющее литер «Г», состоит из помещений, имеющих следующее назначение: Цоколь: тамбур 5,3 кв.м., лестничная клетка 13,2 кв.м., сан. узел 1,1 кв.м., умывальная 1,4 кв.м., раздевалка 5,9 кв.м., раздевалка 11,8 кв.м.; Этаж №: лестничная клетка 13,8 кв.м., подсобное помещение 3,4 кв.м., раздевалка 17,3 кв.м., коридор 6,3 кв.м., цех 408,2 кв.м., цех 79,3 кв.м., коридор 4,8 кв.м., бойлерная 8,6 кв.м., эл. щитовая 3,7 кв.м., тамбур 4,3 кв.м., лестничная клетка 13,5 кв.м., коридор 6,6 кв.м.; Этаж №: лестничная клетка 13,7 кв.м., склад 481 кв.м., служебное помещение 30,8 кв.м., касса 5,9 кв.м., лестничная клетка 13,9 кв.м., комната персонала 13,4 кв.м., торговый зал 44,3 кв.м.; Машинное отделение: лестничная клетка 13,9 кв.м., лестничная клетка 14,3 кв.м., лестничная клетка 14,0 кв.м., коридор 10,6 кв.м., машинное отделение 8,1 кв.м., машинное отделение 12,7 кв.м., коридор 2,4 кв.м., лестничная клетка 14,5 кв.м. (л.д.48,53,54,57-59).
В данной ситуации нормативное условие о площади не менее 20% здания, используемого для размещения торговых объектов, в соответствии с технической документацией в отношении нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> вновь не соблюдается
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет площадь 1 303,2 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: цех.
При этом, суд не принимает во внимание технический паспорт на административное здание по адресу: <адрес>, составленный по состоянию на 1997 год, представленный в материалы дела представителем административных ответчиков, поскольку он содержит не актуальную информацию о спорных зданиях, в то время как представленная административном истцом техническая документация отражает сведения о спорных объектах недвижимости, которые имели место на момент включения указанных объектов в оспариваемый перечень.
Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики следует, что в данном случае основанием для включения нежилых зданий, принадлежащих административному истцу, в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, послужили данные, полученные в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе, без фактического обследования данных зданий.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование) (п.2 «Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерства экономики Удмуртской Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (п. 16 названного Положения).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (п. 20 названного Положения).
По результатам обследования, планового обследования в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания проведения обследования, планового обследования составляется акт обследования фактического использования объекта недвижимости по форме, утвержденной Министерством (п. 24 названного Положения).
Судом не установлено, что в ходе подготовки проекта постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» было проведено обследование зданий.
Напротив, представителем Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в судебном заседании подтверждалось, что данное обследование объектов недвижимости не производилось.
Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали бы о том, что спорные нежилые здания являются торговым центром (комплексом), поскольку размещены на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а так же о том, что его предназначением является для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использовании для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади зданий, административный ответчик не располагал.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» признан подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Таким образом, суду не представлено доказательств, позволяющих отнести названные ранее объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Кроме того, данные объекты недвижимости таковыми не являлись в рассматриваемом налоговом периоде.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, поскольку они не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и статьей 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
В оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 Налогового кодекса РФ является не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а так же не соответствует статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку требования заявлены, в том числе, и к ненадлежащему административному ответчику.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию недействующей с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения судом подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для физических лиц составляет 300 рублей.
Поскольку административным истцом оспаривается нормативный правовой акт, в который включено четыре объекта недвижимости, постольку им обосновано была уплачена государственная пошлина в размере 1 200 рублей (300х4).
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, фактически уплаченная при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2021 ░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (http://www.udmurt.ru) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 200 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░>) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░