Мотивированное решение изготовлено 20.02.2024 г. Дело № 2а-1195/2024
25RS0003-01-2023-004434-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2024 года г. Владивосток Приморского края
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Логиновой Е.В.
при секретаре Шиманове М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 13 по Приморскому краю к Семёнову Валерию Николаевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам, восстановлении срока обращения в суд,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование требований, что Семёнов В.Н. состоит на налоговом учете в качестве адвоката и в силу ст. 419 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также плательщиком налога на имущество физических лиц. Административный ответчик страховые взносы за 2020 г., налог на имущество физических лиц за 2018 г. самостоятельно не оплатил, в связи с чем согласно ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности начислены пени. Направленные в адрес Семёнова В.Н. требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Первореченского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ № о взыскании с налогоплательщика в пользу налогового органа задолженности по обязательным платежам, отмененный судебным определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения. В ходе производства по настоящему административному делу в связи с частичным погашением задолженности административный истец уточнил требования, просит взыскать с Семёнова В.Н. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 3 215,67 руб. и пени – 87,34 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 22,68 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 4,15 руб., всего – 3 329,84 руб. Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным иском со ссылкой на получение определения об отмене судебного приказа только ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.ст. 96, 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено без участия представителя налогового органа.
Административный ответчик Семёнов В.Н. в судебное заседание не явился, неоднократно извещался о месте и времени судебного разбирательства заказной корреспонденцией, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ несет риск неполучения юридически значимых сообщений, направляемых почтовой связью по месту его жительства, подтвержденному адресной справкой. В соответствии со ст.ст. 96, 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п.п. 4 и 5 ст. 48 НК РФ (здесь и далее нормы НК РФ приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный п.п. 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения закона приведены в ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ и указанной нормы КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Из ч. 2 ст. 95 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
В ходе разбирательства дела установлено, что Семёнов В.Н. зарегистрирован в качестве адвоката и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также налог на имущество физических лиц ввиду принадлежности ему в 2018 г. на праве собственности объекта недвижимости.
В связи с неисполнением Семёновым В.Н. обязанности по самостоятельной уплате в установленный срок страховых взносов за 2020 г. и налога на имущество физических лиц за 2018 г. в его адрес налоговым органом были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены без исполнения.
МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № Первореченского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика в пользу налогового органа задолженности по обязательным платежам, отмененный судебным определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.
Следовательно, с административным исковым заявлением о взыскании с Семёнова В.Н. налоговой задолженности административный истец с учетом выходных дней должен был обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Однако настоящее административное исковое заявление подано в Первореченский районный суд <адрес> посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения с административным исковым заявлением в суд после отмены судебного приказа о взыскании с Семёнова В.Н. задолженности по налоговым платежам.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, положения ст. 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27.03.2018 г. № 611-О и от 17.07.2018 г. № 1695-О).
Конституционный Суд РФ в определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
По смыслу положений ст. 219, ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца.
При подаче административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи с тем, что определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ получено инспекцией ДД.ММ.ГГГГ
Правовые основания для исчисления срока обращения в суд с административным иском с момента получения налоговым органом копии определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, поскольку это противоречит положениям ст. 48 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления такого срока.
Вопреки приведенной в административном иске позиции административного истца срок, прошедший с ДД.ММ.ГГГГ до подачи административного иска, датированного ДД.ММ.ГГГГ, – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более 2-х месяцев, нельзя признать разумным. Доказательств наличия уважительных причин, в силу которых административный истец, являющийся профессиональным участником налоговых правоотношений, был лишен возможности подать административный иск непосредственно после получения определения об отмене судебного приказа, отсутствуют.
При этом следует отметить, что причины организационного и административного характера не могут признаваться уважительными при решении вопроса о восстановлении процессуального срока, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с административным иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для выводов об уважительности причин пропуска налоговым органом процессуального срока для подачи настоящего административного иска, ввиду чего пропущенный процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Пропуск административным истцом установленного законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в административном иске (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 3 215,67 ░░░. ░ ░░░░ – 87,34 ░░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 22,68 ░░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 4,15 ░░░., ░░░░░ – 3 329,84 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░