Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-164/2023 ~ М-150/2023 от 05.05.2023

Дело №2а-164/2023 УИД 57RS0004-01-2023-000166-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года г.Дмитровск Орловской области

Дмитровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Фомичевой Н.А.,

при секретаре Коростелёвой Е.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении Дмитровского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области к Ромашову Геннадию Васильевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2014-2017 годы, задолженность по транспортному налогу за 2016 год, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области (правопреемник МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилось в суд с административным иском к Ромашову Геннадию Васильевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2014-2017 годы, задолженность по транспортному налогу за 2017 год, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указав в обоснование заявленных требований, что Ромашов Г.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Орловской области (далее – налоговый орган) в качестве налогоплательщика (ИНН №) и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. Согласно сведениям, полученным из регистрирующих органов, Ромашов Г.В. является собственником движимого и недвижимого имущества и своевременно должен уплачивать налоги. В адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления и требования. Между тем, в связи с несвоевременной уплатой налогов, образовалась задолженность по земельному налогу за 2014-2017 г.г. и пени, а также задолженность по транспортному налогу. Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области обратилось к мировому судье судебного участка Дмитровского района с заявлением о выдаче судебного приказа, однако рассмотрев указанное заявление, 13.10.2022 мировой судья вынес определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Ромашова Г.В. задолженности по налогу и пени. Основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа послужило то, что налоговым органом в нарушение п.2 ст.48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущен шестимесячный срок для обращения в суд. В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд административный истец ссылается на проведение организационно-штатных мероприятий в налоговом органе. Просит суд, восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности по налогам и пени, взыскать с Ромашова Г.В. задолженность по земельному налогу за 2014-2017 г.г. в размере 133,01 рублей и пени, начисленные за неуплату земельного налога за 2014-2017 г.г., в размере 132,30 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 78,32 рублей, а всего взыскать задолженность в размере 343 рубля 63 копейки.

Представитель административного истца - Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте предварительного судебного заседания административный истец был уведомлен надлежащим образом, при подаче административного иска заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В представленном в адрес суда заявлении об уточнении административных исковых требований представитель административного истца по доверенности Габибова А.Ю. уточнила заявленные административные исковые требования в связи с допущенной в просительной части административного искового заявления опиской, просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания задолженности по налогам и пени, взыскать с Ромашова Г.В. задолженность по земельному налогу за 2014-2017 г.г. в размере 133,01 рублей и пени, начисленные за неуплату земельного налога за 2014-2017 г.г., в размере 132,30 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 78,32 рублей, а всего взыскать задолженность в размере 343 рубля 63 копейки.

В предварительном судебном заседании административный ответчик Ромашов Г.В. возражал против удовлетворения административного иска, просил суд отказать в восстановлении пропущенного срока обращения в суд.

В силу положений ст. 150 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя административного истца.

Кроме того, суд учитывает, что сведения о времени и месте предварительного судебного заседания были размещены на официальном сайте Дмитровского районного суда Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://dmitrovsky.orl.sudrf.ru. Данные сведения являются открытыми и общедоступными.

Выслушав административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства,судприходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность закреплена также в п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В силу положений пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ) предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу положений ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 3 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п.4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 48 НК (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов административного дела следует, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Ромашова Г.В. было направлено налоговое уведомление №1269420 от 30.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 год и транспортного налога за 2014-2016 года в сумме 12453 рублей (транспортный налог – 11587 рублей и земельный налог – 866 рублей) в срок не позднее 01.12.2017.

Далее, налоговым органом в адрес налогоплательщика Ромашова Г.В. было направлено налоговое уведомление №64824255 от 07.09.2018 об уплате земельного налога за 2017 год и транспортного налога за 2017 год в сумме 7751 рублей (транспортный налог – 6413 рублей и земельный налог – 1338 рублей) в срок не позднее 03.12.2018.

Ромашову Г.В. заказным письмом было направлено требование №15887 по состоянию на 21.12.2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) о взыскании недоимки и пени по транспортному и земельному налогу за 2014-2016 годы в размере 10527,61 рублей: недоимка по транспортному и земельному налогу – 10473,42 руб., в том числе: недоимка по транспортному налогу за 2016 год – 9607,42 руб., недоимка по земельному налогу за 2016 год – 866 рублей; пени по транспортному и земельному налогу – 54,19 руб., в том числе: пени по транспортному налогу - 49,71 руб.; пени по земельному налогу – 4,48 руб.; срок исполнения требования – до 01.03.2018.

Кроме того, Ромашову Г.В. заказным письмом было направлено требование №18267 по состоянию на 08.07.2019 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 год в размере 198,25 рублей (недоимка по земельному налогу – 188 руб.; пени по земельному налогу – 10,25 руб.); срок исполнения требования – до 01.11.2019.

Налоговым органом в адрес Ромашова Г.В. заказным письмом было направлено требование №19549 по состоянию на 13.02.2020 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) о взыскании пеней, начисленных за неуплату земельного налога за 2014-2017 г.г. в размере 117,58 руб.; пеней, начисленных за неуплату транспортного налога за 2014-2017 годы, в размере 441,71 руб., всего – 559,29 руб.; срок исполнения требования – до 30.03.2020.

Судом установлено, что налоговый орган в сентябре 2022 года обратился к мировому судье судебного участка Дмитровского района Орловской области с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока и вынесении судебного приказа о взыскании с Ромашова Г.В. задолженности по земельному налогу за 2014-2017 г.г. в размере 133,01 рубля и сумм пени, начисленной за неуплату земельного налога за 2014-2017 г.г., в размере 132,30 рубля, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 78,32 рублей, а всего – 343 рубля 63 копейки.

Определением мирового судьи судебного участка Дмитровского района Орловской области от 13 октября 2022 года отказано в принятии заявления Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Ромашова Г.В. недоимки по налогам и пени ввиду пропуска процессуального срока обращения в суд.

В Дмитровский районный суд Орловской области с административным исковым заявлением о взыскании с Ромашова Г.В. задолженности по земельному налогу за 2014-2017 г.г. в размере 133 рубля 01 копейка и сумм пеней, начисленных за неуплату земельного налога за 2014-2017 г.г., в размере 132 рубля 30 копеек, задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 78 рублей 32 копейки, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для взыскания задолженности, налоговый орган обратился 05 мая 2023 года.

Таким образом, как к мировому судье судебного участка Дмитровского района Орловской области, так и в Дмитровский районный суд Орловской области налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с Ромашова Г.В. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и пени за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец, заявляя перед судом ходатайство о восстановлении пропущенного срока, каких-либо уважительных причин столь длительного пропуска указанного срока и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате транспортного налога с должника в установленный законом срок, не привел.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ НК (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности причин их пропуска.

Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).

Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна быть учтена и применительно к вопросу восстановления срока на обращение в суд с административным иском, а, следовательно, и сроков, установленных п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процессуальный срок административным истцом пропущен без уважительной причины и не находит оснований для восстановления срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд в установленные законом сроки, и не приведено никаких доводов в обоснование необходимости восстановления пропущенного процессуального срока, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока. Проведение в налогом органе организационно-штатных мероприятий, на что ссылается административный истец в административном исковом заявлении, к уважительным причинам пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности не относится.

В соответствии с ч.1 ст. 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Согласно ч.5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В силу ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области к Ромашову Геннадию Васильевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2014-2017 годы, задолженности по транспортному налогу за 2016 год, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, без исследования иных фактических обстоятельств по данному делу по причине пропуска налоговым органом без уважительной причины срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 2014-2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 29 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-164/2023 ~ М-150/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области
Ответчики
Ромашов Геннадий Васильевич
Суд
Дмитровский районный суд Орловcкой области
Судья
Фомичева Наталия Анатольевна
Дело на сайте суда
dmitrovsky--orl.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация административного искового заявления
05.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2023Предварительное судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее