УИД 11RS0001-01-2023-000772-17 дело №2а-443/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга Республики Коми 06 декабря 2023 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при помощнике судьи Касевой Л.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Сысольского района Республики Коми Овчинникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сысольского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» с требованиями:
Обязать в срок до 01.09.2024 провести работы по приведению обочин, дорожного покрытия автомобильных дорог «Подъезд к с. Куниб»: с км. 0+22 по км.0+792, «Вознесенская - Палауз» на 1 км. в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Обязать в срок до 01.09.2024 провести работы по обустройству дорожной разметки, дорожных знаков автомобильной дороги «Подъезд к с. Куниб» в соответствии проектом организации дорожного движения, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Обязать в срок до 01.09.2024 провести работы по обустройству стационарным электрическим освещением автомобильной дороги «Подъезд к с. Куниб» в соответствии с ГОСТ Р 52766- 2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2024 провести работы по обустройству пешеходных тротуаров (дорожек) автомобильных дорог «Подъезд к с. Куниб», «Подъезд к д. Шорсай», «Вознесенская - Палауз» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Обязать в срок до 01.09.2024 провести работы по обустройству дублирующими дорожными знаками 3.20 «Обгон запрещен» на автомобильных дорогах «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка»» на участках 4 км.+130, 5 км., 7км.+274, 8 км. + 335, 9 км. + 425, 12 км., «Сыктывкар-Кудымкар» на всем протяжении автомобильной дороги; «Подъезд к пст. Заозерье (до переправы через р. Сысола) от автомобильной дороги «Сыктывкар - Кудымкар» на участках 1 км., 2 км., 3 км., 6 км., 7 км., 8 км. в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289- 2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Обязать в срок до 01.09.2024 устранить дефекты дорожной разметки на автомобильной дороге «Вознесенская - Палауз» на 1 км., в соответствии проектом организации дорожного движения, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
В обоснование требований прокурор указал, что по обращению от 07.07.2023 № 274ж-2023 по вопросу ненадлежащего содержания автомобильной дороги «Подъезд к с. Куниб», проведена проверка соблюдения ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. По результатам проверки выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Прокуратурой района совместно со специалистом государственным инспектором БДД ОГИБДД МОМВД России «Сысольский» 03.08.2023 проведено обследование автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к с. Куниб», в результате которого выявлены следующие нарушения:
В нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на протяжении участков с км.0+22 по км.0+393, с км.0+448 по км.0+698 имеются повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м. площадью, 2,1 м2 и более;
В нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участках км.0+38, км.0+48, км.0+763 имеются повреждения (выбоины, просадки, проломы), в том числе отдельные повреждения (выбоины, просадки, проломы) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более 0,06м2;
В нарушение требований пункта 5.3.1. ГОСТ Р 50597-2017 на участках км.0+627, км.0+658, км.0+708, с км.0+753 по км. 0+758, с км.0+787 по км.0+792 имеются занижения обочины и разделительной полосы более 4 см.;
В нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке км.0+22 имеется волна глубиной более 5 см.;
В нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки;
В нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке с км.0+538 до конца отсутствует стационарное электрическое освещение;
В нарушение требований пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении отсутствует дорожная разметка в соответствии проектом организации дорожного движения.
В нарушение требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении отсутствуют дорожные знаки в соответствии проектом организации дорожного движения.
В нарушение требований пункта 4.3 ГОСТ Р 59433-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения защитные от воздействия воды. Общие технические требования» в полосе отвода отсутствует защитное сооружение от воздействия воды, а именно дренажная система автомобильной дороги.
В ходе обследования производилась фотосъемка, применялась рейка дорожная универсальная РДУ «Кондор» заводской №7711, курвиметр дорожный КП-230 заводской № 19055.
В связи с чем, прокуратурой района в адрес ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» 07.08.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения. По состоянию на дату направления искового заявления в суд из вышеуказанных нарушений устранено лишь последнее, в части создания дренажной системы анализируемой автомобильной дороги.
Кроме того, в прокуратуру Сысольского района поступил акт осмотра школьных автобусных маршрутов по дорогам в пределах Сысольского района, утвержденного 05.08.2023 АМР «Сысольский», Управлением образования АМР «Сысольский», ОГИБДД МОМВД России «Сысольский» из содержания которого следует, что на следующих автомобильных дорогах отсутствует дублирующий дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен»: «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка»» (школьный маршрут МБОУ «СОШ» с. Чухлэм) на участках 4 км.+130, 5 км., 7км.+274, 8 км. + 335, 9 км. + 425, 12 км.; «Сыктывкар-Кудымкар», (маршрут МБОУ «СОШ» с. Пыелдино) на всем протяжении автомобильных дорог; «Подъезд к пет. Заозерье (до переправы через р. Сысола) от автомобильной дороги «Сыктывкар - Кудымкар» на участках 1 км., 2 км., 3 км., 6 км., 7 км., 8 км.
Также, отсутствует тротуар или пешеходная дорожка на автомобильных дорогах «Подъезд к д. Шорсай» (школьный маршрут МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор) на территории населенного пункта; «Вознесенская - Палауз» на всем протяжении автомобильной дороги.
На автомобильной дороге «Вознесенская - Палауз» на 1 км. имеются выбоины, изношена дорожная разметка.
Согласно Перечню автомобильная дорога 87 ОП РЗ 87К - 031 «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка»» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми под порядковым номером 26; 87 ОП РЗ 87К - 030 «Подъезд к д. Шорсай» - 25; 87 ОП РЗ 87Р - 004 «Сыктывкар - Кудымкар» - 3; 87 ОП РЗ 87К - 218 «Подъезд к с. Визинга» - 169; 87 ОП РЗ 87К - 033 «Подъезд к пет. Заозерье (до переправы через р. Сысола) от автомобильной дороги «Сыктывкар - Кудымкар» - 28; 87 ОП РЗ 87К - 029 «Вознесенская - Палауз» - 24.
ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4); осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.9 Устава).
В связи с изложенным, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Республики Коми.
На основании изложенного следует, что обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Ненадлежащее состояние автомобильной дороги «Подъезд к с. Куниб», ставит под угрозу обеспечение безопасности участников дорожного движения. Кроме того, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, на охрану жизни и здоровья граждан в процессе дорожного движения, создает предпосылки для возникновения дорожно- транспортных происшествий.
Определением суда от 25.10.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление образования АМР «Сысольский», администрация СП «Куниб», администрация СП «Палауз», администрация СП «Визиндор», администрация СП «Межадор», администрация СП «Заозерье».
Определением суда от 20.11.2023 судом приняты к производству увеличенные требования прокурора, которыми просит:
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2024 провести работы по приведению обочин, дорожного покрытия автомобильных дорог «Подъезд к с. Куниб»: с км. 0+22 по км.0+792, «Вознесенская - Палауз» с км. 0+2 по км. 0+280, с км. 1+11 по км.1+370 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.06.2025 провести работы по обустройству дорожной разметки, дорожных знаков автомобильной дороги «Подъезд к с. Куниб» в соответствии проектом организации дорожного движения, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.06.2025 провести работы по обустройству стационарным электрическим освещением автомобильной дороги «Подъезд к с. Куниб» в соответствии с ГОСТ Р 52766- 2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.06.2025 провести работы по обустройству пешеходных тротуаров (дорожек) автомобильных дорог «Подъезд к с. Куниб», в соответствии с ГОСТ Р 52766- 2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2024 провести работы по обустройству пешеходных тротуаров (дорожек) автомобильных дорог «По д. Шорсай», «Вознесенская — Палауз», «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка», «Чухлэм-Дав» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2024 провести работы по обустройству дублирующими дорожными знаками 3.20 «Обгон запрещен» на автомобильных дорогах «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка» на участках км. 4+ 480, км. 4+998, км. 7+200, км. 7+890, км. 8+985, «Сыктывкар-Кудымкар» на всем протяжении автомобильной дороги; «Подъезд к пст. Заозерье от автомобильной дороги «Сыктывкар - Кудымкар» на участках км. 0+400, км. 2+22-, км. 5+280, км. 5+710, «Чухлэм-Дав» на участках км. 0+457, км. 1+516 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2024 устранить дефекты дорожной разметки на автомобильной дороге «Вознесенская - Палауз», в соответствии проектом организации дорожного движения, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
В обоснование уточненных требований указано, что 08.11.2023 проведено дополнительное обследование автодорог регионального значения «Подъезд к д. Шорсай», «По д. Шорсай», «Подьезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка», «Чухлэм –Дав», «Подьезд к пст. Заозерье от автомобильной дороги «Сыктывкар –Кудымкар», «Вознесенская –Палауз» на предмет соответствия требованиям нормативно-правовых документов в области безопасности дорожного движения, по результатам которого выявлены нарушения, указанные в акте обследования автодорог.
Старший помощник прокурора Сысольского района Овчинников А.А. в ходе судебного заседания настаивал на уточненных исковых требованиях. Показал, что уточненные прокурором сроки выполнения работ позволят исполнить решение суда, выполнить все указанные в административном иске работы, тем самым обеспечить безопасность дорожного движения. Прокуратурой Сысольского района проведена единая проверка по дороге «Подъезд к с.Куниб», по результатам выявленных нарушений последовало обращение в суд. В процессе рассмотрения гражданского дела представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" просили увеличить срок выполнения решения суда до полутора лет, полагая, что этот срок будет разумным. ГИБДД МО МВД России «Сысольский» с привлечением АМР «Сысольский», Управления образования АМР «Сысольский» при проверке соблюдения требований законодательства безопасности дорожного движения по школьным маршрутам, было проведено еще дополнительное обследование школьных маршрутов, в связи с чем прокурор уточнил исковые требования, добавил новые километры, где подлежат устранению выявленные недостатки. В связи с чем просит, устранение нарушения на участках школьных дорог где проходят школьные маршруты оставить срок исполнения решения суда до 01.09.2024, то есть до начала следующего учебного года, чтобы не допустить нарушения требований законодательства, нарушения прав несовершеннолетних учащихся. Полагает, что времени будет достаточно для исполнения всех указанных требований, дорог не так много, протяженность дорог также не большая.
Административный ответчик ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» уведомлен о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. В направленном в адрес суда отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. В судебном заседании 25.10.2023 представитель ответчика -Раховская А.В. выразила несогласие с исковыми требованиями по доводам отзыва. Показала, что считает сроки исполнения решения суда, указанные в иске неразумными, в данном случае разумный срок будет минимум полтора года. Чтобы отремонтировать дорогу полностью, надо провести работы по капитальному ремонту, для этого сначала надо будет сделать проектную документацию, которая делается месяца четыре примерно, потом провести госэкспертизу документации, которая тоже длится месяца четыре, затем осуществляется заключение контракта, ремонтные работы, в общем этот процесс займет минимум полтора года, при условии, если в адрес Управления автомобильных дорог поступят денежные средства со стороны Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства.
Заинтересованное лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, уведомлено о явке в суд надлежащим образом. В судебное заседание представителя не направило. В судебном заседании 25.10.2023 представитель заинтересованного лица Попов А.А. показал, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми поддерживает позицию ответчика, касающуюся проведения работ по оборудованию освещения и пешеходных тротуаров. Для проведения данных работ необходима разработка проектно- сметной документации. Требования по приведению в порядок по данным участкам автомобильных дорог справедливы, основаны на законе, но все упирается в детали, сроки исполнения решения суда должны быть реальные. Считает реальным провести работы к 01.05.2025. при надлежащем финансировании. Считае,т что обеспечение школьных маршрутов имеет важное значение.
Заинтересованные лица ГИБДД МО МВД России «Сысольский», администрация СП «Куниб», администрация СП «Визиндор», администрация СП «Межадор», администрация СП «Заозерье» извещены о явке в суд надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Представителей в судебное заседание не направили.
Заинтересованное лицо Управление образования АМР «Сысольский» извещено о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. В направленном в адрес суда отзыве указало, что с исковыми требованиям административного истца согласно, полагает принятие решения на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Палауз» - глава Зайцева И.А. в судебном заседании подтвердила, что на автодороге «Палауз –Вознесенская» имеются дефекты дорожного полотна, дорога требует ремонта. Поддержала требования прокурора.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 в судебном заседании показал, что он является государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД России «Сысольский». В качестве специалиста, совместно с прокуратурой Сысольского района Республики Коми 03.08.2023 он проводил обследование автомобильных дороги «Подьезд к с. Куниб». Также 08.11.2023 в том же составе произведено дополнительное обследование автодорог регионального значения «Подъезд к д. Шорсай», «По д.Шорсай», «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка», «Чухлэм - Дав», «Подъезд к пст. Заозерье от автомобильной дороги «Сыквдвкар-Кудымкар», «Вознесенская- В ходе обследования производилось фотографирование, применялась рейка дорожная универсальная РДУ «Кондор», имеющая заводской номер и не истекший срок поверки, а также курвиметр дорожный КП -230. Выявленные нарушения изложены в актах.
Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает уточненные требования прокурора Сысольского района Республики Коми основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец – прокурор Сысольского района Республики Коми оспаривает бездействие ГКУ РК «Управление автомобильный дорог Республики Коми» по приведению работ по обустройству обочин, дорожного покрытия автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ, полагая, что таким бездействием нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем просит возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В материалах административного дела отсутствуют сведения, подтверждающие наличие спора о праве между административным истцом и другими лицами, обладающими аналогичным объемом прав и обязанностей, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ч. 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст.3 названного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Из п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ следует, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 3 Закона № 257-ФЗ. определено, что автомобильная дорога -это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - п. 6 ст. 12 Закона № 257-ФЗ.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог - п.6 ст.3 Закона № 257-Ф3.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии ст.ст. 17 и 18 Закона № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статьям 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 №«257-Ф3 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством подержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и (безопасных условий такого движения.
Приказом Госстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст утвержден «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019).
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.2:. 2.4. 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Согласно п. 5.4.21 Знак 3.20 «Обгон запрещен» применяют для запрещения обгона всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, а знак 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен» - для запрещения обгона грузовым автомобилем разрешенной максимальной массой более 3,5 т всех Транспортным средств.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Классификация и общие технические требования к пешеходным переходам определены ГОСТ Р 52766-2007 "Государственный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего использования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ 52766-2007).
Согласно п.п. 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст, предусмотрено, что знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения. В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка. Табличку 8.2.1 "Зона действия" применяют со знаком 1.23 для указания протяженности опасного участка, при наличии повторного знака табличку устанавливают под ним.
В силу положений п. 5.1.5, 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", все запрещающие и предписывающие знаки, а также знаки приоритета (кроме знаков 2.3.1 - 2.3.7) устанавливают непосредственно перед участками дорог, на которых изменяется порядок движения или вводятся какие-либо ограничения. Знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" предусмотрено обязательное наличие тротуаров на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, а также пунктом 5.3.1 предусмотрено, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения
Согласно требованиям пункта 6.3.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 6.9.1 ГОСТа Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Государственным стандартом Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющие устройств" (действующим на момент совершения правонарушения), разметка, наносимая на усовершенствованное покрытие дорог и элементы дорожных сооружений, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256; в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств; разметку 1.1 применяют для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях; разметку 1.5 применяют для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях (рисунки В.13, В.14); разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами (п. 6.1.2, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.7, 6.2.17).
Ст. 24 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
В силу статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог обеспечивается собственниками дорог.
Согласно п. 1 Положения Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Коми (Минстрой Республики Коми) (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулировании) в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального о значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности Республике Коми, организации дорожного движения на территории Республики Коми, управления и распоряжения автомобильным дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
Из п. 4 Положения следует, что финансирование расходов па содержание Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
В соответствии с п. 6 Положения Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении отдельных государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми (далее - государственные учреждения).
Согласно п. 10 Положения основными задачами деятельности Министерства среди прочего являются: разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значение Республики Коми, улучшения их технического состояния; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Согласно п. 2 «Порядка содержания автомобильных лоро: регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 №345: перечень объектов содержания автомобильных дорог формируется и утверждается Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по предложению ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на соответствующий финансовый год и плановый период до 31 декабря текущего года, а последующие изменения и дополнения -- в течение соответствующего финансового юла учетом принятия решений Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о передаче автомобильных дорог в оперативное управление Учреждению.
В целях обеспечения реализации полномочий Министерства в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (далее — автомобильные дороги регионального значения), осуществления дорожной деятельности в отношении Автомобильных дорог регионального значения, правового сопровождения в сфере дорожного хозяйства, Министерством создано Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных лоро Республики Коми (далее по тексту - Управление)
Согласно приложению № 2 постановления Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540 «О Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Коми» Министерство осуществляет функции и полномочия Государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Согласно решению Дорожного агентства Республики Коми от 01.01.2015 №1 автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми изъяты у Дорожного агентства Республики Коми и закреплены за Государственным казенным учреждением Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на праве оперативного управления.
В соответствии с уставом Управления (п.п. 2-4) учредителем Управления является Республика Коми, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство. Управление находится в ведении Министерства, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Согласно Уставу ПСУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Комн. (п. 15 Устава).
Согласно п. 16 Устава Учреждения целями его деятельности являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения и межмуниципального значения Республики Коми; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; обеспечение оказания услуг владельца автомобильных дорог регионального значения; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения; обеспечение правового сопровождения в сфере дорожного хозяйства; обеспечение транспортного обслуживания Министерства.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание и ремонт автомобильных дорог межмуниципального и республиканского значения в настоящее время является ГК У РК «Управление автомобильными дорогами Республики Коми».
На основании Решения от 01.01.2015 №1 Государственное имущество Республики Коми передано в оперативное управление ГКУ управление автомобильных дорог Республики Коми».
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 438-р утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионально или межмуниципального значения Республики Коми (далее - Распоряжение).
Согласно Перечню автомобильная дорога 87 ОП РЗ 87К - 031 «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка»» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми под порядковым номером 26; 87 ОП РЗ 87К - 030 «Подъезд к д. Шорсай» - 25; 87 ОП РЗ 87Р - 004 «Сыктывкар - Кудымкар» - 3; 87 ОП РЗ 87К - 218 «Подъезд к с. Визинга» - 169; 87 ОП РЗ 87К - 033 «Подъезд к пет. Заозерье (до переправы через р. Сысола) от автомобильной дороги «Сыктывкар - Кудымкар» - 28; 87 ОП РЗ 87К - 029 «Вознесенская - Палауз» - 24.
Судом установлено, что прокуратурой Сысольского района по поступившему коллективному обращению от 07.07.2023 № 274ж-2023 по вопросам ненадлежащего содержания автомобильной дороги «Подьезд к с. Куниб» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в ходе которой были установлены нарушения.
По результатам обследования 03.08.2023 прокуратурой Сысольского района совместно м ОГИБДД МОМВД России «Сысольский» автомобильных дорог регионального значения «Подьездк к с. Куниб» выявлены нарушения: в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на протяжении участков с км.0+22 по км.0+393, с км.0+448 по км.0+698 имеются повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м. площадью, 2,1 м2 и более; в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участках км.0+38, км.0+48, км.0+763 имеются повреждения (выбоины, просадки, проломы), в том числе отдельные повреждения (выбоины, просадки, проломы) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более 0,06м2; в нарушение требований пункта 5.3.1. ГОСТ Р 50597-2017 на участках км.0+627, км.0+658, км.0+708, с км.0+753 по км. 0+758, с км.0+787 по км.0+792 имеются занижения обочины и разделительной полосы более 4 см.; в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке км.0+22 имеется волна глубиной более 5 см.; в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки; в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке с км.0+538 до конца отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение требований пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении отсутствует дорожная разметка в соответствии проектом организации дорожного движения; в нарушение требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении отсутствуют дорожные знаки в соответствии проектом организации дорожного движения; в нарушение требований пункта 4.3 ГОСТ Р 59433-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения защитные от воздействия воды. Общие технические требования» в полосе отвода отсутствует защитное сооружение от воздействия воды, а именно дренажная система автомобильной дороги.
Из акта обследования автодорог регионального значения «Подъезд к д. Шорсай», «По д.Шорсай», «Подъезд к с. Чухлэмот автомобильной дороги «Вятка», «Чухлэм - Дав», «Подъезд к пст. Заозерье от автомобильной дороги «Сыквдвкар-Кудымкар», «Вознесенская-Палауз» от 08.11.2023, проведенного с цельюсоответствия требованиям государственным стандартам на основании требования прокурора Сысольского района от 07.11.2023, следует, что в ходе обследования выявлены следующие недостатки:
Автомобильная дорога «По д. Шорсай»:
а) В нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки на участке автомобильной дороги, проходящей через населенный пункт.
Автомобильная дорога «Подъезд к с. Чухлэм от автомобильной дороги «Вятка»:
а) В нарушение требований пункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на км. 4+480, км. 4+998, км. 7+200, км. 7+890, км. 8+985, отсутствуют дублирующие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен».
б) В нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки на участке автомобильной дороги, проходящей через населенный пункт.
Автомобильная дорога «Чухлэм - Дав»:
а) В нарушение требований пункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на км. 0+457, км. 1+516, отсутствуют дублирующие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен».
б) В нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки на участке автомобильной дороги, проходящей через населенный пункт.
Автомобильная дорога «Подъезд к пет. Заозерье от автомобильной дороги «Сыктывкар - Кудымкар»:
а) В нарушение требований пункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на км. 0+400, км. 2+220, км. 5+280, км. 5+710, км’, отсутствуют дублирующие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен».
Автомобильная дорога «Вознесенская - Палауз»:
а) В нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»3 на протяжении участков с км.0+2 по км.0+280, с км.1+11 по км. 1+370 имеются повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м. площадью, 2,1м2 и более. (Фото 8,9)
б) В нарушение требовании пункта 5.3.1. ГОСТ Р 50597-2017 на участке км.0+2 имеется занижение обочины и разделительной полосы более 4 см.
в) В нарушение требований пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении отсутствует (изношена) дорожная разметка.
г) В нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки на участке автомобильной дороги, проходящей через населенный пункт. (Фото 9)
Судом установлено, что в состав комиссии входил государственный инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» Каракчиев В.В., который подтвердил данные в ходе обследования производилась фотосъемка, применялась рейка дорожная универсальная РДУ «Кондор» заводской №7711 поверен до 30.10.2024, курвиметр дорожный КП-230 заводской № 19055 поверен до 30.10.2024.
Учитывая положения вышеуказанных нормативных актов - Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, указанные автомобильные дороги, при исследовании судом совокупности доказательств, суд считает установленным, что нарушаются требования действующего законодательства по исполнению возложенных на ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми»полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Суд принимает доводы уточненных исковых требований прокурора Сысольского района Республики Коми о необходимости устранения выявленных недостатков дорог по которым проходят школьные маршруты до 01.09.2024. Ответчиком не представлено обоснованных доказательств невозможности выполнения требований прокурора к установленному сроку.
При этом указанный прокурором в исковых требованиях срок на устранение выявленных нарушений суд находит достаточным и обоснованным.
Поскольку судом установлен факт бездействия ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» по исполнению возложенных на них полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, суд считает исковые требования прокурора Сысольского района Республики Коми подлежащими удовлетворению.
На основании пунктов 9 и 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░»: ░ ░░. 0+22 ░░ ░░.0+792, «░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░» ░ ░░. 0+2 ░░ ░░. 0+280, ░ ░░. 1+11 ░░ ░░.1+370 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.06.2025 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.06.2025 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 52766- 2007 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.06.2025 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 52766- 2007 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░ ░. ░░░░░░», «░░░░░░░░░░░░ — ░░░░░░», «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░», «░░░░░░-░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 52766-2007 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3.20 «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░. 4+ 480, ░░. 4+998, ░░. 7+200, ░░. 7+890, ░░. 8+985, «░░░░░░░░░-░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; «░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░. 0+400, ░░. 2+22-, ░░. 5+280, ░░. 5+710, «░░░░░░-░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░. 0+457, ░░. 1+516 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 -░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░