УИД – 11RS0№-41 |
Дело №а-309/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Подоровой М.И.,
при секретаре Демидович Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района Республики Коми 02 августа 2023 года дело по административному исковому заявлению ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми Драгуновой Н.В., Отделению судебных приставов по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми и УФССП России по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обратилось в суд с административным иском к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми Драгуновой Н.В., ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми и УФССП России по Республике Коми об освобождении в полном объеме от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. или его уменьшении. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.06.2021 по делу № 2а-4982/2021 на ГКУ РК «УправтодорКоми» возложена обязанность в срок до 01.08.2022 обеспечить освещением в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 участок автодороги «Койгородок-Нючпас» км 6 + 246 – км 9 + 986. 16 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми Драгуновой Н.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. 22 мая 2023 года в адрес ОСП по Койгородскому району УФССП по Республике Коми был направлен ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства (№ от 22.05.2023), с указанием уважительных причин неисполнения решения суда в установленный срок. Однако 02.06.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми Драгуновой Н.В. в отношении административного истца было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., полученное им 02.06.2023. Административный истец считает данное постановление необоснованным, так как для исполнения решения суда в полном объеме требуется дополнительное финансирование со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Обустройство стационарного электрического освещения может быть осуществлено только посредством проведения капитального ремонта, для чего требуется разработанная проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы. В 2022 году Минстрой РК предусмотрел проведение работ по разработке проектной документации на проведение работ по обустройству стационарного электрического освещения на данном участке автодороги «Койгородок – Нючпас». На основании доведенных Минстроем РК целевых бюджетных ассигнований Учреждение заключило государственный контракт № от 14.06.2022 на проведение работ по разработке проектной документации. В настоящий момент работы по контракту выполнены, имеется положительное заключение государственной экспертизы. На сегодняшний день Минстрой РК не доводил до административного истца планы проведения работ по обустройству стационарного электрического освещения на указанном участке автодороги, в какие сроки они будут запланированы, неизвестно. До того момента, пока Минстроем РК не будут запланированы указанные работы и не будут предусмотрены необходимые объемы бюджетных денежных ассигнований, административный истец не сможет провести действия по исполнению данных требований, в связи с чем считает недостаточное бюджетное финансирование объективной причиной неисполнения Учреждением требований решения суда в установленный срок.
Административный истец - ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в суд своего представителя не направил.
Административный ответчик - заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми Драгунова Н.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена, мнения по заявленным требованиям не выразила.
Административный ответчик - ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми в суд своего представителя не направил, извещен надлежаще. В письменных возражениях просит в иске отказать.
Административный ответчик - УФССП России по Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще. Мнения по заявленным требованиям не выразил.
Заинтересованное лицо - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства уведомлено надлежащим образом, представителя н рассмотрение дела не направило. Пояснений по требованиям не представило.
Административный ответчик - Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направил, надлежаще уведомлен, мнения по заявленным требованиям не выразил.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон по делу.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства №, материалы административного дела № 2а-4982/2021, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Согласно ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона № 229-ФЗ, постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Ст. 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу указанных норм, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением должником законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что должник при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.06.2021 по делу № 2а-4982/2021 на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность в срок до 01.08.2022 обеспечить освещением в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 участок автодороги «Койгородок-Нючпас» км 6 + 246 – км 9 + 986. Решение суда вступило в законную силу 13.09.2021 и обращено к исполнению. 18.04.2023 Сыктывкарским городским судом Республики Коми выдан исполнительный лист №.
На основании указанного исполнительного документа постановлением заместителя начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Койгородскому району УФССП России по Республике Коми Драгуновой Н.В. (далее – судебный пристав-исполнитель) от 16.05.2023 в отношении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возбуждено исполнительное производство №. При этом должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 16.05.2023 направлено должнику в электронном виде в личный кабинет ЕПГУ. Кроме того, 23.05.2023 указанное постановление вручено непосредственно должнику, о чем свидетельствует штамп в правом нижнем углу постановления: «ГКУ РК «УПРАВТОДОРКОМИ» вход. №.
По общему правилу, установленному ст. 15 Федерального закона № 229-ФЗ, сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Таким образом, с учетом нерабочих дней срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 30.05.2023, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником в форме электронного документа, оформленного в соответствии с требованиями ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона N 229-ФЗ, и получено посредством ЕПГУ, а потому срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа на основании части 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ подлежит исчислению с даты доставления этого постановления должнику в ЕПГУ.
Как следует из материалов дела, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> был направлен ответ (№ от 22.05.2023) о невозможности обустройства стационарного электрического освещения ввиду того, что такие работы могут быть выполнены только посредством капитального ремонта и при условии разработки проектной документации. Поскольку Учреждение не осуществляет и не вправе осуществлять планирование дорожной деятельности, а только исполняет дорожную деятельность, которую запланировал Минстрой РК, Учреждение письмами (№ от 31.08.2021, № от 11.11.2021, № от 01.07.2022, № от 30.09.2022, № от 16.03.2023) просило Министерство запланировать и предусмотреть бюджетные ассигнования на проведение работ в целях исполнения решения суда. Однако на сегодняшний день Минстрой РК не доводил до Учреждения планы проведения работ по обустройству стационарного электрического освещения на участке км 6+246 – км 9+986 автомобильной дороги «Койгородок-Нючпас».
Поскольку требования исполнительного документа по исполнительному производству № в установленный срок добровольно не были выполнены, постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.06.2023 с должника ГКУ РК «Управление автомобильных дорог» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Копия указанного постановления направлена судебным приставом-исполнителем ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» посредством ЕПГУ и получена им в тот же день в 11:50 час. (л.д. 16).
Оценивая доводы административного истца, суд приходит к выводу, что оснований для освобождения ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» от исполнительского сбора не имеется, так как административным истцом не представлено доказательств наличия объективных, не зависящих от воли и разумных действий самого должника обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки. Само по себе отсутствие надлежащего финансирования, по смыслу разъяснений, приведённых в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50, чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством не является.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие требуемого для исполнения решения суда в полном объеме бюджетного финансирования не является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, равно как и не свидетельствует о том, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
При этом, как установлено судом, с момента вступления решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.06.2021 в законную силу (13.09.2021) ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» не приняло необходимые и достаточные меры к исполнению судебного акта в добровольном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
Исходя из того, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.06.2021 по делу № 2а-4982/2021 обязательства по оборудованию дороги стационарным электрическим освещением возложены не только на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», но и на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, которое наряду с ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» является лицом, обязанным исполнить решение суда, суд приходит к выводу об уменьшении взысканного исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02.06.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 37 500 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ -