КОПИЯ
Дело № 2а-142/2023
66RS0044-01-2022-004810-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги 20 января 2023 года
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Николаева А.Г.,
при секретаре судебного заседания Майоровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №30 по Свердловской области к Семенову А.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество (пени), транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №30 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Семенову А.В. в котором просила взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 158 руб., пени по налогу на имущество в сумме 300,07 руб., пени по транспортному налогу в сумме 833,67 руб., пени по налогу на доход физических лиц в сумме 52 862,78 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области не явился. О рассмотрении дела истец извещен судом надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик Семенов А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о получении судебной повестки, однако в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, мнение по иску не выразил.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив, материалы дела суд приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, инспекцией заявлено требование о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу начисленные за период с 04.12.2018 по 22.12.2021 в сумме 833 руб., пени по налогу на доходы физических лиц по результатам налоговой проверки за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 в сумме 52 862,78 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 158 руб., пени по налогу в сумме 300 руб.
Уполномоченным органом представлены доказательства возникновения задолженности и принятия мер принудительного взыскания образовавшейся задолженности в том числе: налоговое уведомление от 03.07.2019 №29708451, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 29.06.2020 №28401, требование от 23.12.2021 №58657, а также требование от 18.06.2021 №26309, с доказательствами направления в адрес должника почтовыми отправлениями (л.д. 5-7, 15,17-20).
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим НК РФ (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
В силу п. п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25, 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора начинается с момента направления требования об уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок взыскания недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В судебном заседании установлено, что 25.09.2018 Первоуральским городским судом вынесено решение по иску Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области о взыскании с Семенова А.В. начисленной по итогам выездной налоговой проверки задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в размере 263 212 руб., пени по налогу на доход физических лиц в размере 43 113,66 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 52 642,40 руб., штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 78 963,60 руб., штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 2 800 руб.
Решение суда вступило в законную силу 02.11.2018.
Из имеющихся в материалах дела сведений следует, что судебным приставом-исполнителем Первоуральского РОСП на основании предъявленного к исполнению исполнительного листа, 14.11.2018 возбуждено исполнительное производство № о взыскании с Семенова А.В. общей суммы задолженности в размере 458 630,97 руб. 03.10.2022 исполнительное производство прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из представленной налоговым органом справки о расчетах с бюджетом по налогу на доходы физических лиц следует, что сумма пени по указанному налогу, отраженная в требовании от 23.12.2021 №58657 в размере 52 826,78 руб. начислена по итогам проведенной налоговым органом налоговой по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, и отражена в решении налогового органа от 08.09.2017 №14-20 (с учетом уменьшения по решению вышестоящего должностного лица).
Исполнительный документ, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункт 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исходя из приведенного правового регулирования, суд, оценив представленные налоговым органом доказательства, приходит к выводу о том, что требования Инспекции в рассматриваемом случае удовлетворению не подлежат, поскольку с учетом ранее проведенных процедур взыскания, исполнительное производство о взыскании начисленной суммы налога на доход физических лиц и пени по итогам налоговой проверки было прекращено в виду отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание. При этом, возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Истцом заявлены требования о взыскании пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 22.12.2021 в размере 833,66 руб.
Как было указано ранее, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу (ст. 75 НК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года №381-О-П, от 17 февраля 2015 года №422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В силу пункта 2 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Как следует из материалов дела, фактически недоимка по транспортному налогу, на которую были начислены пени, образовалась в 2018 году. При этом на момент выставления требования об уплате пени от 23.12.2021 срок взыскания недоимки по транспортному налогу, установленный ст. 48 НК РФ истек. Доказательств соблюдения процедуры взыскания налога суду не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств законности и обоснованности взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога, не представлен размер недоимки по транспортному налогу, на которую административным истцом были начислены пени, а также не представлено допустимых и достоверных доказательств соблюдения порядка выставления требования об уплате пени с момента возникновения обязанности по уплате транспортного налога за предыдущие периоды, в связи с чем, оснований для взыскания пени не имеется.
Административным истцом заявлены требования о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 158 руб., а также пени в размере 300,07 руб.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей (в редакции, действующей до 01.01.2021 - 3 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом обращению налогового органа в суд заявлением о взыскании налога, сбора, пеней должно предшествовать направление налогоплательщику соответствующего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, оформленного в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 70 НК РФ в действующей редакции требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей (в редакции, действующей до 01.01.2021), требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018г. не превысила 3 000 руб., требование может быть направлено инспекцией до 01.12.2020г.
Налоговым органом соблюдены требования положений Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок взыскания с должника задолженности по уплате налогов и пеней, пени за несвоевременную уплату налогов начислены обоснованно.
Судом установлено, что должнику на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 22).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В статье 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно налоговому уведомлению от 03.07.2019 №29708451 налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от 29.06.2020 №28401 в размере 158 руб. со сроком уплаты до 24.11.2020г., а также требование об уплате пени по налогу на имущество физических лиц от 23.12.2021 №58657 в размере 300,07 руб. Доказательств уплаты налога и пени административным ответчиком не представлено.
Следовательно, налоговый орган вправе был обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по налогу.
На основании представленных в дело доказательств установлено, что Межрайонная инспекция ФНС России №30 по Свердловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 05.04.2022 года и впоследствии отменен 16.06.2022 года в связи с поступившими возражениями Семенова А.В.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 12.09.2022 года, в пределах срока, установленного налоговым законодательством.
Таким образом, с учетом представленных с заявлением доказательств, требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. (ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №30 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 158 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,07 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░