УИД 59ОS0000-01-2021-000326-79
Дело № 3а-259/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 22 апреля 2022 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Корольковой А.А.,
с участием представителя административного ответчика ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Конюшевич И.Е.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Окуневой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скоробогача Алексея Васильевича
- о признании незаконным действия Управления Росреестра по Пермскому краю выраженного в письме № 20077-2.10 от 1 декабря 2020 года в части включения нежилого помещения с кадастровым номером ** в перечень объектов капитального строительства для определения кадастровой стоимости,
- о признании незаконным акта ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 1 декабря 2020 года № АОКС-59/2020/001536 в части изменения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **,
установил:
Скоробогач А.В. (с учетом уточненного административного искового заявления) обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением
- о признании незаконным действия Управления Росреестра по Пермскому краю выраженного в письме № 20077-2.10 от 1 декабря 2020 года в части включения нежилого помещения с кадастровым номером ** в перечень объектов капитального строительства для определения кадастровой стоимости,
- о признании незаконным акта ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 01 декабря 2020 года № АОКС-59/2020/001536 в части изменения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **,
- о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **, установленной актом об определении кадастровой стоимости ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 1 декабря 2020 года №АОКС-59/2020/001536.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером **, с наименованием «нежилое помещение», общей площадью 90 кв.м, расположенного по адресу: ****. Актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» от 19 января 2018года № 5900/101/18-3380 утверждены результаты кадастровой оценки, в соответствии с которым для объекта недвижимости с кадастровым номером ** установлена кадастровая стоимость в размере 4850988,30 рублей по состоянию на 18 января 2018 года, датаначала применения 19 января 2018 года. Решением Пермского краевого суда от 20 февраля 2021 года по делу №3а-303/2021 названная кадастровая стоимость была оспорена и для объекта недвижимости с кадастровым номером ** установлена кадастровая стоимость по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости 3413217рублей. 1 февраля 2021 года из выписки № КУВИ-002/2021-6627824 заявителю стало известно об акте ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки» от 1 декабря 2020 года № 1536, которым в отношении указанного объекта недвижимости с 19 января 2018 года установлена кадастровая стоимость в размере 5388396,30 рублей. Полагает, что акт от 1 декабря 2020 года № 1536 обесценивает действия заявителя по оспариванию кадастровой стоимости, определенной актом от 19 января 2018 года № 5900/101/18-3380, и лишает возможности произвести перерасчет налога на имущество за 2019 и 2020 годы с учетом введенного на территории Пермского края нового порядка установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной с 1 января 2021 года. Указывает, что помещение с кадастровым номером ** незаконно и необоснованно включено в Перечень объектов капительного строительства для определения кадастровой стоимости. Действие Управления Росреестра по Пермскому краю, выраженное в письме № 20077-2.10 от 1 декабря2020года, полагает незаконным, поскольку связь нежилого помещения и здания уже была установлена 18 января 2018 года и данное изменение было учтено при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. В отношении помещения с кадастровым номером ** не была проведена массовая государственная оценка, в связи с чем удельные показатели стоимости (УПКС), утвержденные Приказом № СЭД-31-02-2-2-1323, применяться в отношении спорного помещения не могут. Завышенное установление кадастровой стоимости вызовет соответствующий рост налога на имущество, что нарушает права заявителя.
Административный истец Скоробогач А.В., представитель административного истца Борисов П.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Конюшевич И.Е. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Окунева Т.Ф. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указала, что в письме Управления Росреестра по Пермскому краю от 1 декабря 2020 года ошибочно приведены положения статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, поскольку основанием направления 1 декабря 2020 года сведений о спорном объекте недвижимости явились положения части 9 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ (в редакции закона от 29 июля 2017 года).
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Пермскому краю извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Требования административного истца о признании незаконными действия Управления Росреестра по Пермскому краю, о признании незаконным акта ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», возложении обязанности устранить допущенные нарушения подпадают под регулирование главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Вместе с тем рассмотрение административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Таким образом, поскольку оспариваемые действия и акт органа могут повлечь изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, административное дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером **, наименование «нежилое помещение», общей площадью 90 кв.м, расположенный по адресу: ****.
Указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 10 сентября 2013 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, ответа Управления Росреестра по Пермскому краю.
18 января 2018 года в сведения Единого государственного реестра недвижимости внесены изменения по установлению связи объекта недвижимости с кадастровым номером ** со зданием, в котором оно расположено.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
На территории Пермского края определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» осуществлялось филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» (в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» такими полномочиями наделено ГБУ«ЦТИПК»).
Определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства осуществлялось филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов, внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкрономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере 4 850 988,3 рублей определена актом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю от 19 января 2018 года № 5900/101/18-3380. Дата начала применения кадастровой стоимости 19 января 2018 года.
Указанная кадастровая стоимость оспорена административным истцом в судебном порядке (административное дело № 3а-303/2021).
Решением Пермского краевого суда от 20 февраля 2021 года по делу 3а-303/2021, вступившим в законную силу 23 марта 2021 года, удовлетворены административные исковые требования Скробогача А.В., установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером ** по состоянию на 18 января 2018 года в размере равном его рыночной стоимости 3 413 217 рублей.
Параллельно названным событиям, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером **, оспариваемым актом ГБУ «ЦТИ ПК» от 1 декабря 2020 года была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 19 января 2018 года в размере 5 388 396,3 рублей на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 01 декабря 2020 года № 1536 (дата начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости 1 января 2019 года), в рамках положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», которым также регулируются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Основанием для вынесения оспариваемого в части акта ГБУ «ЦТИ ПК» от 1 января 2020 года явились сведения Управления Росреестра по Пермскому краю (письмо от 01 декабря 2020 года № 20077-2.10) о направлении в государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» информации по объекту недвижимости с кадастровым номером **, в отношении которого 19 января 2018 году установлена связь со зданием, для определения кадастровой стоимости.
Из пояснений представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю следует, что в письме от 1 декабря 2020 года ошибочно указаны основания (изменение характеристик объекта статья 16 Федерального закона № 237-ФЗ) направления сведений в ГБУ «ЦТИ ПК», поскольку истинным основанием направления сведений об объекте недвижимости явились положения части 9 статьи24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (приведение кадастровой стоимости объектов в соответствие с положениями новой государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона №237-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Аналогичные основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта содержатся и в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.
Принимая во внимание дату, когда осуществлена привязка помещения к зданию – 18 января 2018 года, учитывая содержание акта ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 19 января 2018 года №5900/101/18-3380, суд приходит к выводу, что обстоятельства привязки объекта (помещения) к зданию были учтены, реализованы и повлияли на размер кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в рамках и в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.
Названные обстоятельства исключают возможность и необходимость повторного пересмотра кадастровой стоимости спорного объекта по основанию «изменение характеристик объекта – привязка к зданию», в том числе и в рамках положений Федерального закона № 237-ФЗ.
Указанные положения в полной мере согласуются и с пояснениями стороны административного ответчика – Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что в части указания оснований направления 1 декабря 2020 года сведений об объекте недвижимости допущена описка.
Между тем, в соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года определения кадастровой стоимости.
То есть, положениями части 9 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлен порядок приведения кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая была определена в рамках положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в соответствие с положениями Федерального закона № 237-ФЗ.
Спорный объект недвижимости с кадастровым номером ** действительно является таким объектом, который попадает под действие положений части 9 статьи 24 Федерального закона №237-ФЗ.
Однако, положения части 9 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ утратили силу с 11 августа 2020 года, что подтверждается пунктом 21 статьи5 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, после 11 августа 2020 года, в том числе и по состоянию на 1 декабря 2020 года у Управления Росреестра по Пермскому краю отсутствовали правовые основания для направления сведений о спорном объекте недвижимости в ГБУ «ЦТИ ПК» по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Учитывая существо рассматриваемого спора, на административных ответчиков возлагается обязанность по доказыванию законности действия Управления Росреестра по Пермскому краю выраженное в письме № 20077-2.10 от 01 декабря 2020 года, акта ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 1 декабря 2020 года № АОКС-59/2020/001536.
Суд полагает, что такие доказательства, подтверждающие, что оспариваемые письмо и акт об утверждении кадастровой стоимости приняты в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Методических указаний о государственной кадастровой оценке ответчиками не представлены.
Напротив, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что:
- новые характеристики объекта в виде привязки к зданию были учтены при определении кадастровой стоимости спорного объекта 19 января 2018 года (акт ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 19 января 2018 года № 5900/101/18-3380) в рамках реализации порядка предусмотренного статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, что исключает возможность применения положений статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ;
- к моменту формирования и направления сведений Управлением Росреестра по Пермскому краю о спорном объекте недвижимости – 1 декабря 2020 года положения части 9 статьи 24 Федерального закона №237-ФЗ утратили силу в связи с чем не могли служить основанием для определения кадастровой стоимости 1 декабря 2020 года.
Иные законные основания для пересмотра либо для установления новой кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости 1 декабря 2020 года административными ответчиками не названы, судом не установлены.
Таким образом, оспариваемое действие Управления Росреестра по Пермскому краю в части включения объекта недвижимости в перечень и направления о нем сведений в ГБУ «ЦТИ ПК», а также последующий акт ГБУ «ЦТИ ПК» в оспариваемой части являются незаконными, нарушают права собственника объекта капительного строительства Скоробогача А.В., поскольку необоснованное увеличение размера кадастровой стоимости влечет увеличение налоговых обязательств.
Учитывая дату (1 февраля 2021 года из выписки № КУВИ-002/2021-6627824) когда административному истцу стало известно об акте ГБУ«Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки» от 1 декабря 2020 года № 1536, принимая во внимание дату обращения в суд 27 апреля 2021 года, суд приходит к выводу, что имеются основания для восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявленными требованиями, то есть в трехмесячный срок со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, Скоробогач А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд не усматривает оснований для возложения на сторону административного ответчика каких-либо обязанностей с целью устранения нарушения прав административного истца, поскольку, исходя из конкретных обстоятельств настоящего административного дела, само по себе признание судом незаконным оспариваемого акта приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.
Вместе с тем в целях исполнения судебного акта суд считает возможным указать, что настоящее решение является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **, установленной актом об определении кадастровой стоимости ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 1 декабря 2020 года №АОКС-59/2020/001536.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № 20077-2.10 ░░ 01 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ** ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № ░░░░-59/2020/001536 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ **.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ **, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ №░░░░-59/2020/001536.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░ 2022 ░░░░.