УИД 60RS0001-01-2023-002368-90
Дело № 2а-320/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.**.****г. г. Печоры, Псковская область
Печорский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Фоминовой Е.Н.,
при секретаре Мерцаловой Н.В.,
c участием представителя административного истца Скоробогатова А.П.,
представителя административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Изюмовой-Нестеровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева Вадима Леонидовича к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от **.**.****г. *** и обязании устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛ:
Яковлев В.Л. в лице представителя Скоробогатова А.П. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области (далее Комитет) о признании незаконным приказа от **.**.****г. *** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с местоположением: Псковская область, Печорский район, городское поселение «Печоры», д. Авдашево» и обязании устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления.
В обоснование заявленных требований указано, что **.**.****г. Яковлев В.Л. обратился в Комитет с заявлением в порядке ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) о предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка с местоположением: Псковская область, Печорский район, ГП «Печоры», д. Авдашево, напротив земельного участка с КН 60:15:3033002:14, площадью 15 000 кв.м., образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка земель населенных пунктов, на праве аренды на срок 3 года, с видом разрешенного использования «Сенокошение» (код 1.19). Приказом Комитета от **.**.****г. *** истицу в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано.
Из текста оспариваемого приказа и сопроводительного письма к нему следует, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка послужило то, что формируемый земельный участок расположен на территории, входящей в состав муниципального образования «Изборская волость». Правила землепользования и застройки, а также Генерального плана сельского поселения «Изборская волость» (далее СП «Изборская волость») отсутствуют. Законом Псковской области от 30.03.2015 № 1508-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований" СП «Изборская волость» упразднена и с 11.04.2015 включена в состав городского поселения «Печоры» (далее ГП «Печоры»), действующие Правила землепользования и застройки, а также Генеральный план которого, не включают в себя бывшую территорию СП «Изборская волость», в связи с чем сформировать земельный участок для испрашиваемых целей, до утверждения Правила землепользования и застройки, а также Генерального плана ГП «Печоры», не представляется возможным.
С вынесенным приказом истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его законные права и интересы в связи с тем, что приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" требования об указании реквизитов документов территориального планирования и правил землепользования и застройки не содержит. Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2017 года применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на **.**.****г. правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется; настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Поскольку вид использования испрашиваемого земельного участка «Сенокошение» не относится к виду использования, предусматривающего строительство объектов, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду данного земельного участка не имелось.
Административный истец Яковлев В.Л. в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явился, представитель административного истца Скоробогатов А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что действующим законодательством основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка закреплены исключительно в Земельном кодексе РФ, ссылки в оспариваемом приказе на иные нормы права основанием к отказу в предоставлении участка служить не могут.
Представитель административного ответчика Изюмова-Нестерова Д.А. в судебном заседании и письменных возражениях с заявленным административным иском не согласилась, полагала оспариваемый приказ законным и обоснованным по изложенным в нем и разъясняющем сопроводительном письме основаниям, дополнительно пояснила, что в текущем периоде на основании Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» и в связи с вступлением в силу Закона Псковской области от 30.03.2015 №1508-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» Комитетом заключен государственный контракт на разработку проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки ГП «Печоры».
Представитель заинтересованного лица Администрации ГП «Печоры» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал, что оснований для отмены оспариваемого приказа не имеется.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что **.**.****г. Яковлев В.Л. обратился в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка с местоположением: Псковская область, Печорский район, ГП «Печоры» д. Авдашево, напротив земельного участка с КН *** площадью *** кв.м., образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка из земель населенных пунктов, на праве аренды на срок 3 года, с видом разрешенного использования - «Сенокошение» (л.д. ***).
По итогам рассмотрения заявления приказом от **.**.****г. *** Комитет отказал административному истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10., п.2 ст.85 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) (л.д. ***).
В сопроводительном письме к оспариваемому приказу от **.**.****г. Комитетом Яковлеву В.Л. разъяснено, что сформировать земельный участок для испрашиваемых целей до утверждения документов территориального планирования ГП «Печоры» не представляется возможным (л.д. ***).
Основания для принятия решение уполномоченным органом об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
В частности, исходя из положений подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлен ряд требований к образуемым земельным участком, в частности: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п.1); предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 2); границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п. 3); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).
В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Согласно п.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на **.**.****г. правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Из представленных суду доказательств следует, что д. Авдашево Печорского района Псковской области, в которой расположен спорный участок, до 11.04.2015 входила в состав сельского поселения «Изборская волость». В данной волости ни Правила землепользования и застройки, ни Генеральной план не утверждались.
С 11.04.2015 на основании закона Псковской области №1508-ОЗ от 30.03.2015 "О преобразовании муниципальных образований" д. Авдашево Печорского района Псковской области вошла в состав городского поселения «Печоры».
При этом, в связи с включением данного населенного пункта в состав городского поселения «Печоры» изменения в принятые ранее в данном муниципальном образовании Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Собрания депутатов Печорского района от 24.04.2012 № 2, и Генеральный план, утвержденный решением Собрания депутатов Печорского района от 02.12.2008 № 1, не вносились, то есть территорию д. Авдашево данные документы территориального планирования в настоящее время в себя не включают.
Как следует из сообщения администрации Печорского района в настоящее время идет подготовка проекта нового Генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения с учетом слияния муниципальных образований «Печоры», СП «Изборская волость». СП «Паниковская волость», которые еще в установленном законом порядке не утверждены (л.д 74), что также подтвердила в судебном заседании представитель административного ответчика.
Таким образом, в отсутствие действующих Правил землепользования и застройки и Генерального плана установить принадлежность границ испрашиваемого земельного участка к той или иной территориальной и функциональной зоне, его расположение в границах либо за пределами границ населенного пункта, установить предельные параметры его предоставления, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд заключает, что так как применительно к территории, на которой расположен спорный земельный участок, в настоящее время действующие Правила землепользования и застройки и Генеральный план отсутствуют, то это, действительно, является прямым основанием для отказа в согласовании предоставления испрашиваемого административным истцом земельного участка на основании указанной ответчиком совокупности норм пп.8 п.1 ст.1, п.3 ст.3, п.2 ст.85 ЗК РФ и п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Доводы стороны административного истца о том, что, поскольку вид использования испрашиваемого земельного участка «Сенокошение» не относится к виду использования, предусматривающего строительство объектов, в связи с чем положения п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о непредоставлении земельных участков при отсутствии правил землепользования и застройки в данном случае неприменимы, суд отклоняет в связи со следующим.
Согласно положениям п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вышеуказанное правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
Градостроительные регламенты включаются в правила землепользования и застройки, которые относятся к документам территориального планирования.
В соответствии с п. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (п. 9 ст. 39 ГрК РФ).
Согласно п. 10 ст. 35 ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в отсутствие утвержденных Правил землепользования и застройки и Генерального плана информация о принадлежности спорного земельного участка к какой-либо территориальной зоне отсутствует, доводы административного истца суд находит не имеющими правового значения.
При таких обстоятельствах, суд заключает, что оспариваемый приказ Комитета является законным и обоснованным, ввиду чего заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ **.**.****░. *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ **.**.****░..
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.