44RS0005-01-2023-000765-43 дело № 2а-716/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Буй Костромской области 25.09. 2023 года
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Беляева В.М.,
при секретаре Лебедевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к Комиссаровой Татьяне Михайловне о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная УФНС России по Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комиссаровой Татьяне Михайловне о взыскании задолженности по налогам физических лиц и пени за 2015 год.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что у административного ответчика в собственности с 11.06.2013 года по настоящее время имеется на праве собственности на квартиру, кадастровый № по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. За 2015 год ей начислен налог 56 рублей, в связи с просрочкой исполнения обязательства ответчику начислены пени в размере 2 руб.59коп.
Срок исполнения обязательства по уплате пени истек 24.08.2019 года.
Пропуск срока для взыскания недоимки налоговым органом допущен по техническим причинам, вызванным сбоем компьютерной программы.
Административный истец просит суд восстановить срок для взыскания задолженности по налогам. Взыскать имеющуюся задолженность. В случае отказа в восстановлении срока для обращения в суд, просит признать имеющуюся задолженность безнадежной к взысканию, при этом все пени, начисленные на данную недоимку, признать безнадежными ко взысканию.
Представитель административного истца – УФНС России по Костромской области в суд не явился, в письменном ходатайстве просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Административный ответчик Комиссарова Т.М. о месте, времени и дне рассмотрения дела извещена надлежаще, в суд не явилась.
Исследовав материалы настоящего административного дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 ст.45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу абз.3 п.2 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) 2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установил суд, Комиссарова Т.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
По сведениям УФНС России по Костромской области налог на имущество физических лиц за 2015 год Комиссаровой Т.М. не был уплачен, в связи с этим, на сумму недоимки начислены пени.
В связи с указанными обстоятельствами, УФНС России по Костромской области направляла в адрес налогоплательщика требования об уплате недоимки № 397805, в котором предложен срок для добровольной уплаты до 24.02.2016 года. (л.д.10).
Срок для обращения с иском в суд для взыскания налога истек 24.08.2019года (п.2 ст. 48 НК РФ). Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 27.03.2023 года (л.д. 7)
Определением мирового судьи судебного участка №22 Буйского судебного района в выдаче судебного приказа отказано. (л.д.7)
Административный иск поступил в суд 25.07.2023 года. (л.д. 4)
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Частью 2 ст.286 КАС РФ, абз.4 п.2 ст.48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст.62 КАС РФ.
В обоснование доводов об уважительности причин пропуска указанного срока административный истец указал, что пропуск срока допущен по техническим причинам, вызванным сбоем компьютерной программы.
Однако доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, в суд административный истец не представил.
Согласно абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Возможность исчисления такого срока с момента вынесения определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа законом не предусмотрена.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства истца о восстановлении срока на подачу административного иска, поскольку административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленного требования.
Поскольку пропуск срока, на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по налогам, является самостоятельным основания для отказа административному истцу в удовлетворении иска, то административные исковые требования к Комиссаровой Т.М. о взыскании пени по налогу за имущество 2015 год, суд считает не подлежащими удовлетворению.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1,2,5 указанной статьи, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В Определении Конституционного суда РФ от 08.02.2007г. № 381-О-П разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года N 422-О, положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 56 ░░░., ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2,59 ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.09.2023░.