Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-576/2021 (2а-8675/2020;) ~ М-6045/2020 от 26.08.2020

Дело № 2а-576/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар                                20 мая 2021 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего                Игорцевой Е.Г.,

при секретаре                        Семененковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Дейнега О. А. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

В Первомайский районный суд г. Краснодара обратился Дейнега О.А. с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар в порядке административного судопроизводства, в обоснование которых указал, что ему как члену некоммерческого объединения СНТ «Тополь» (далее также – Товарищество) распределен садоводческий участок № 44 площадью 999 кв.м. по ул. Клубничной в СНТ «Тополь» в г. Краснодаре. С момента распределения участка он содержит его в надлежащем состоянии, очищает от мусора, осуществляет покос сорной растительности. Обязанности члена Товарищества исполняет надлежащим образом, своевременно оплачивает членские взносы.

Истец указывает, что в целях реализации права на приобретение земельного участка в собственность, он через ГАУ КК «МФЦ КК» обратился с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования город Краснодар, которая в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность отказала по причине его нахождения за пределами Товарищества, о чем ему сообщено в письме от 20.07.2020 г. № 12271/26.

Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку возможность предоставления земельного участка в собственность закреплена Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а спорный земельный участок находится в границах СНТ «Тополь», что подтверждается ранее вынесенными и вступившими в законную силу судебными актами, проект границ земельного участка СНТ «Тополь» был утвержден в 2009 г. постановлением Главы муниципального образования город Краснодар. Истец указывает, что по ее обращению была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой следует, что земельный участок расположен в границах кадастрового квартала и предназначен для ведения садоводства и огородничества.

По указанным основаниям Дейнега О.А. просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 20.07.2020 г. № 12271/26 в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 999 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, СНТ «Тополь», ул. Клубничная, 44, обязав ответчика предоставить ему в собственность бесплатно указанный земельный участок.

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Тополь».

Административный истец Дейнега О.А., представитель административного ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар, явка которых судом обязательной не признавалась, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, каких-либо ходатайств к дате рассмотрения дела от них не поступило.

Также в суд не явился представитель заинтересованного лица СНТ «Тополь», о рассмотрении дела извещенный надлежаще и заблаговременно.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка участвующих в деле лиц не является препятствием к рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Суд, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что иск заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В рамках настоящего дела обжалуется отказ ответчика, выраженный в письме от 20.07.2020 г., с административным исковым заявлением истец обратился в суд 26.08.2020 г., тем самым не пропустив предусмотренный ст. 219 КАС РФ процессуальный срок на обжалование, порядок исчисления которого установлен статьями 92, 93 КАС РФ.

По существу рассматриваемого спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Из копии выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Тополь» от 10.11.2013 г. усматривается, что в члены Товарищества принят Дейнега О.А. с распределением ему земельного участка площадью 999 кв.м. по <адрес> (л.д. 20).

Согласно протоколу общего собрания от 10.11.2013 г. № 7/1 указанный земельный участок был предоставлен ФИО3 (л.д. 30-36).

Согласно копии членской книжки садовода, выданной на имя ФИО3, земельный участок по <адрес> в СНТ «Тополь» площадью 999 кв.м. переоформлен на Дейнега О.А. (л.д. 24).

Согласно доводам административного истца, он через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Краснодаре обратился с заявлением на имя Главы муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность бесплатно на основании п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ земельного участка в СНТ «Тополь» по <адрес>.

Рассмотрев заявление Дейнега О.А., ответчик направил в его адрес письмо от 20.07.2020 г. № 12271/26 об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, причиной чему послужило то обстоятельство, что в материалах землеустроительного дела отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кроме того, отсутствует документальное подтверждение оснований переоформления земельного участка с ФИО3 на Дейнега О.А. (л.д. 14-15).

Оценивая законность и обоснованность указанного решения, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии со п. 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным коммерческим объединениям урегулированы пунктами 2.7-2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Так, п. 2.7 указанной правовой нормы установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» решение о предоставлении земельного участка принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 г. № 11 п. 6, администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

В силу ч. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Судом из сведений ГИСОГД установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар от 30.01.2007 г. № 19 п. 6 испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне садоводческих товариществ (СХ.1).

По сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, земельный участок, закрепленный за административным истцом, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 г. № 100 п.1, расположен в зоне ведения садоводства. Градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке площадью 999 кв.м. по <адрес> в СНТ «Тополь» не выдавались.

Анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются следующие: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 20.04.1998 г.; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях, а также должны соблюдаться условия, названные в ст. 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Следовательно, для передачи земельного участка члену садоводческого товарищества в собственность бесплатно необходимо, чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом садоводческого объединения с распределением ему в пользование этого участка, в отношении которого не должен действовать запрет на передачу в частную собственность, а сам участок должен входить в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного Федерального закона.

В п. 2.8 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» содержится перечень документов, предоставление которых является необходимым при реализации гражданином, являющимся членом некоммерческого садового объединения, права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Как следует из оспариваемого отказа и не опровергнуто административным истцом, с заявлением о предоставлении земельного участка не была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указывая в исковом заявлении на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории изготовлена, в суд она истцом также не предоставлена.

Помимо этого, имеющиеся материалы дела не содержат оформленного надлежащим образом решения СНТ «Тополь» о распределении спорного земельного участка Дейнега О.А. Запись в членской книжке, выданной ФИО3, о переоформлении участка на Дейнега О.А. не содержит сведений об основаниях такого переоформления.

Более того, в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего на момент рассмотрения вопроса о принятии административного истца в члены Товарищества, членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Между тем, как следует из материалов дела и копии паспорта административного истца Дейнега О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент рассмотрения общим собранием вопроса о принятии его в члены Товарищества (12.11.2016 г.) он не являлся совершеннолетним (исполнилось полных 11 лет).

В этой связи, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что в члены СНТ Дейнега О.А., будучи несовершеннолетним, принят как наследник умершего члена Товарищества, либо права на земельный участок перешли к нему в результате дарения или иной сделки, что допускает членство в такой организации лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), суд приходит к выводу о том, что Дейнега О.А. не мог являться членом указанного некоммерческого объединения.

Кроме того, по сведениям информационной базы Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар испрашиваемый земельный участок распложен за пределами границ СНТ «Тополь».

Таким образом, совокупность условий, необходимых для положительного решения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, которые приведены в административном иске, материалами дела не подтверждается. В нарушение подп. 1 п. 9 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено ни одного доказательства, отвечающего требованиям ст.ст. 59-62 КАС РФ, в подтверждение доводов о незаконности решения административного ответчика и нарушении этим решением его прав и интересов.

В этой связи решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, является законным и обоснованным.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам иска не имеется, в связи с чем суд полагает правомерным постановить решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-576/2021 (2а-8675/2020;) ~ М-6045/2020

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дейнега Олег Алексеевич
Ответчики
Администрация муниципального образования г. Краснодар
Другие
СНТ "Тополь"
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Игорцева Екатерина Геннадьевна
Дело на сайте суда
pervomaisky--krd.sudrf.ru
26.08.2020Регистрация административного искового заявления
26.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
17.03.2021Производство по делу возобновлено
14.04.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее