Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-528/2024 ~ M-395/2024 от 18.04.2024

Дело № 2а-528/2024

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

20 мая 2024 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Усанковой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога, земельного налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области (далее МИФНС России №12) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере 5 720 руб., по земельному налогу за 2018 г. в размере 489 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение.

В обоснование своих требований административный истец ссылался на те обстоятельства, что административный ответчик является плательщиком земельного налога в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ. Также ФИО1 является плательщиком транспортного налога в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ.

Согласно сведений, полученных инспекцией от органов, осуществляющих кадастровый учет и (или) ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственную регистрацию транспортных средств административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, дата регистрации 19.08.2011 г., также за ответчиком зарегистрировано транспортное средство автомобиль марки «Мазда ВТ-50», гос. рег. знак №, дата регистрации владения – 09.01.2010 г.

Следовательно, в силу закона ФИО1 обязан производить оплату транспортного и земельного налогов. Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.2,3 ст. 52, ст. 362,396 Налогового кодекса, исчислил сумму транспортного налога, земельного налога и направил в адрес налогоплательщика Почтой России налоговое уведомление № от 23.08.2019 г., в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в установленный срок.

Ответчику был начислен транспортный налог за 2018 г. в размере 5 720 руб., земельный налог за 2018 г. в размере 489 руб., однако их оплата налогоплательщиком произведена не была.

В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ ввиду неисполнения обязанности по уплате налогов в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате сумм налога № от 30.01.2020 г. со сроком уплаты до 24.03.2020 г.

В связи с тем, что требование в установленный срок административным ответчиком не было исполнено Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области обратилась к мировому судье судебного участка №39 Дубненского судебного р-на с заявлением о вынесении судебного приказа.

08 июля 2020 г. мировым судьей вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 12 по Московской области задолженности по налогам, который был отменен 31 июля 2020 г. на основании поступивших от ФИО1 возражений.

Учитывая изложенное, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском и просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2018 г. – 5 720 руб.; задолженность по земельному налогу за 2018 г. – 489 руб. Кроме того, налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании задолженности.

Представитель административного истца МИФНС России № 12 по Московской области в судебное заседание не явился, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела путем направления судебных повесток по адресу регистрации по месту жительства, а также путем публикации сведений на официальном сайте Дубненского городского суда Московской области, в судебное заседание не явился, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебном заседании не представил.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Суд, принимая во внимание, что извещение участников судебного разбирательства было произведено в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, явка сторон не была признана обязательной, и поскольку каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Вместе с тем, ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего административного иска о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному и земельному налогам имеют обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом процессуального срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч. 5 ст. 180, ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1 в налоговый период 2018 г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, размер доли в праве ?, дата регистрации 19.08.2011 г., а также транспортного средства автомобиля мари «Мазда ВТ-50», гос. рег. знак №, дата регистрации владения – 09.01.2010 г.

Налоговым органом ФИО1 были начислены транспортный налог за 2018 г. в размере 5720 руб., земельный налог за 2018 г. в размере 489 руб. и посредством Почты России в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 23.08.2019 г. со сроком оплаты не позднее 02.12.2019 г.

В добровольном порядке административным ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была, в связи с чем инспекцией было сформировано и направлено в адрес административного ответчика требование № от 30.01.2020 г. со сроком оплаты до 24.03.2020 г.

После истечения установленных в требовании сроков МИФНС России №12 по Московской области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 указанных в требовании сумм транспортного и земельного налогов.

08.07.2020 г. мировым судьей судебного участка №39 Дубненского судебного района Московской области вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Московской области о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и пени, который был отменен определением мирового судьи от 31.07.2020 г. в связи с поступившими от ФИО1 возражениями. Налоговому органу разъяснено право на обращение в суд.

По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Согласно ч. 4 ст. 93 КАС Российской Федерации процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Таким образом, если административное исковое заявление подается непосредственно в суд, датой предъявления иска следует считать день, в который заявление поступило в суд. Если оно отправлено по почте, днем предъявления административного иска следует считать дату почтового штемпеля отделения связи, через которое заявление отправляется в суд.

Согласно требованию № от 30.01.2020 г. срок для его добровольного исполнения был установлен до 24.03.2020 г. После отмены судебного приказа от 08.07.2020 г., процессуальный срок на обращение в суд с иском в порядке гл. 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с требованиями к ФИО1 начал свое исчисление 31.07.2020 г. и истек – 31.01.2021 г.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд 18.04.2024 г., что следует из штампа о его принятии.

Следовательно, иск подан налоговым органом с пропуском установленного законом срока на обращение.

В качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд налоговая инспекция указывает на принятие инспекцией надлежащих мер по взысканию задолженности, выражение воли на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налога, длительность нахождения заявления о вынесении судебного приказа на рассмотрении (пересылке), длительность направления административного искового заявления ответчику, а также обоснованность требований по праву.

Указанные обстоятельства суд в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока не принимает, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более суд учитывает, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей. Приведенные административным истцом причины пропуска срока в качестве уважительных, не относятся к исключительным обстоятельствам, позволяющим восстановить налоговой инспекции срок для предъявления настоящего административного иска.

В связи с чем, суд не находит правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока. И как следствие, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Таким образом, суд считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока и отказа в его восстановлении.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-528/2024 ~ M-395/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 12 по МО
Ответчики
Кочнев Геннадий Валерьевич
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Григорашенко О.В.
Дело на сайте суда
dubna--mo.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация административного искового заявления
18.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
22.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее