Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-390/2024 (2а-6167/2023;) ~ М-5843/2023 от 05.12.2023

Дело № 2а-390/2024 (№ 2а-6167/2024)

55RS0003-01-2023-007155-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Холявкиной Я.А.,

при секретаре судебного заседания Геворкян Г.А.,

с участием помощника судьи Ушаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 февраля 2024 года по адресу:
г. Омск, ул. Труда, 29А административное дело № 2а-390/2024 (№ 2а-6167/2024) по административному исковому заявлению З.Е.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В., ГУФССП России по Омской области о признании незаконными постановлений,

УСТАНОВИЛ:

З.Е.А. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области находится исполнительное производство №-ИП от 24.11.2023, возбужденное на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 29.10.2023, предмет исполнения – задолженность по алиментам на 28.10.2023 в размере 534 645, 97 руб. Указывает, что и/п возбуждено незаконно, поскольку постановление о расчете задолженности по алиментам вынесено на основании ошибочно произведенных расчетов: неправильно определен срок начала исчисления алиментов, ошибочно произведена индексация, ошибочно начислены суммы с 01.08.2012; в постановлении не учтены расчеты, основанные на иных сведениях. Полагает, что срок начала исчисления алиментов может быть начат с 31.07.2015, даты вынесения постановления о направлении по месту работы должника об удержании периодических платежей, при этом сумма текущей задолженности определена равной 0. По состоянию на 01.02.2017 долг по алиментам отсутствует, что указано взыскателем в заявлении судебному приставу-исполнителю от 15.03.2018. С февраля по октябрь 2017 года долг по алиментам отсутствовал согласно странице абзац 4 решения судьи Ленинского районного суда г. Омска от 19.04.2018 по делу № 12-101/2018 о проверке решения мирового судьи судебного участка № 56 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 22.03.2018. Данное решение подтверждено решением Омского областного суда от 07.02.2019. Также полагает, что имеет место быть злоупотребление правом со стороны судебного пристава-исполнителя, поскольку действует постановление о расчете задолженности по алиментам от 23.10.2023, сумма которой идентична сумме в постановлении от 24.11.2023, что предполагает его сумму задолженности в размере 1 069 029 руб., что нарушает права должника.

На основании изложенного просит признать незаконным постановление о возбуждении и/п №-ИП от 24.11.2023, как вынесенное на основании незаконного постановления о расчете задолженности по алиментам; признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023.

Административный истец З.Е.А., его представитель адвокат П.А.Б. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Представитель административного ответчика ГУФССП России по Омской области, а также заинтересованные лица З.О.А., ООО «Геба», начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области С.А.А. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По правилам ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч. 3 ст. 219 КАС РФ установлен десятидневный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, который исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 24.11.2023, также как и постановления об отмене постановления об обращении взыскании на ДС от 30.10.2023, постановление о прекращении и/п № от 11.02.2013, имеет отметку З.Е.А., с учетом отметки судебного пристава-исполнителя Я.А.В., о его получении в указанную дату – 24.11.2023. Постановление о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023 также имеет отметку о его получении должником З.Е.А. на руки, но без указания точной даты (материалы и/п №).

Доказательств того, что постановление от 29.10.2023 административный истец получил до ознакомления с постановлением от 24.11.2023, в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах не опровергнутым является факт ознакомления административного истца с оспариваемыми постановлениями не ранее 24.11.2023, в связи с чем при обращении в суд с административным исковым заявлением 03.12.2023 (штамп на конверте) административным истцом срок, предусмотренный положениями ч. 3 ст. 219 КАС РФ, не пропущен. Доказательств обратному не представлено.

При этом суд отмечает, что пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом решений (п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020); кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2021 № 18-КАД21-22-К4).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением мирового судьи судебного участка № 54 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 18.10.2007 с З.Е.А. в пользу З.О.А. взысканы алименты на содержание ребенка З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части всех видов дохода до совершеннолетия ребенка.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

По правилам ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, является, в том числе, исполнительный лист.

Федеральный законодатель закрепил в СК РФ в числе принципов регулирования семейных отношений заботу о благосостоянии и развитии детей, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (ст. 1). На основе этих принципов в СК РФ определяются права и обязанности родителей и детей, в том числе имущественные, включая право ребенка на получение содержания от своих родителей и обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

Подобный подход направлен на максимально возможное сохранение ребенку, которым в силу п. 1 ст. 54 СК РФ признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), прежнего уровня его обеспечения при условии, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдения баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений (Постановление от 6 октября 2017 года № 23-П; Определение от 29 сентября 2016 года № 2091-0).

Как установлено судом, на основании исполнительного листа, выданного 18.10.2007 мировым судьей судебного участка № 54 в Ленинском административном округе г. Омска по гражданскому делу № 2-2850/2007, 11.02.2013 возбуждено исполнительное производство № о взыскании с З.Е.А. в пользу З.О.А. алиментов на содержание ребенка в размере ? доли доходов ежемесячно.

31.07.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области С.И.В. ввиду направления исполнительного документа по месту работы должника исполнительное производство № было окончено.

19.03.2018 постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области С.А.А. постановление об окончании исполнительного производства от 31.07.2015 было отменено, исполнительное производство № возобновлено.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области Д.Т.А. 12.08.2022 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность З.Е.А. по алиментам, по состоянию на 30.06.2022 определена в размере 316 415, 39 руб.

Исполнительное производство №, согласно акта приема-передачи от 23.08.2022, было передано на исполнение судебному приставу-исполнителю ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области Я.А.В.

10.10.2022 постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по ЛАО г. Омска ГУФССП России по Омской области С.А.А. постановление о расчете задолженности по алиментам от 12.08.2022 было отменено; постановлено вынести постановление о расчете задолженности по алиментам с учетом поступивших в отдел с ООО «Геба» платежных поручений за период с июля 2022 по сентябрь 2022 о перечислении денежных средств по алиментам в размере 50 %.

29.12.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области Я.А.В. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность З.Е.А. по алиментам, по состоянию на 30.11.2022 определена в размере 507 670, 82 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 19.01.2023 постановлено признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. о расчете задолженности по алиментам, вынесенные 10.10.2022 года и 29.12.2022 в рамках исполнительного производства №.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11.05.2023 решение оставлено без изменения.

23.10.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность З.Е.А. по алиментам по состоянию на 30.09.2023 (с 01.08.2012 по 30.09.2023) определена в размере 534 645, 97 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 30.11.2023 требования З.Е.А. о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 23.10.2023, возложении обязанности окончить и/п в связи с достижением ребенком совершеннолетия оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 19.02.2024 решение оставлено без изменения (сведения отражены на сайте Омского областного суда раздел «Судебное делопроизводство»).

ДД.ММ.ГГГГ З.В.Е. (дочь административного истца) исполнилось 18 лет.

29.10.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам в связи с достижением ребенка 18 лет, согласно которому задолженность З.Е.А. по алиментам по состоянию на 28.10.2023 (с 01.08.2012 по 28.10.2023) определена в размере 534 645, 97 руб.

03.11.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. было вынесено постановление о прекращении исполнительного производства № со ссылкой на п. 2 ст. 120 СК РФ, пп. 9 п. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве».

24.11.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. было вынесено постановление о возбуждении и/п №-ИП на основании исполнительного документа – постановления о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023, предмет исполнения – задолженность по алиментам на 28.10.2023 в размере 534 645, 97 руб., должник – З.Е.А., взыскатель – З.О.А.

Не согласившись с указанными постановлениями о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023 и о возбуждении и/п от 24.11.2023, З.Е.А. обратился в суд с настоящим административным иском в суд.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.

Статьей 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установлена Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

В силу п. 2 ст. 120 СК РФ выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Как следует из п/п «а» п. 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 (далее – Перечень), удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе, с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки.

Пунктом 4 Перечня предусмотрено, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно пп. 4, 5 ст. 113 СК РФ, размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам.

При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом.

Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности (Письмо ФССП России от 04.03.2016 № 00011/16/19313-АП «О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации»).

Алгоритм расчета задолженности по алиментам в долях к заработной плате и иным доходам разъяснен также в Письме ФССП России от 15.09.2016 № 00011/16/85969-АП «Об алгоритме расчета задолженности по алиментам», Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. директором ФССП России 30.11.2016 № 0001/14.

В силу ч. 2 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Как следует из положений ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 2 ст. 120 СК РФ (выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия). При этом одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариваю при рассмотрению судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства или лица, относящиеся в категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Суд отмечает, что в рассматриваемой правовой ситуации на момент достижения ребенком 18 лет задолженность по алиментам не погашена, в связи с чем судебный пристав-исполнитель имел право произвести оспариваемый расчет задолженности по алиментам от 29.10.2023, возбудить исполнительное производство на основании указанного постановления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.05.2013 в адрес ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области поступило заявление З.О.А., согласно которому алименты на содержание ребенка З.Е.А. не оплачивает с 01.08.2012, просила рассчитать с 02.08.2012 (заявление от 29.08.2013). Применительно к указанному доводы о том, что расчет задолженности по алиментам должен быть произведен с 31.07.2015, правового и фактического обоснования не имеет.

В периоды с 01.08.2012 по 01.11.2012, с 27.06.2013 по 13.04.2014, с 11.06.2014 по 30.09.2014, с 06.11.2014 по 17.12.2014, с 25.08.2015 по 09.04.2018, с 08.11.2018 по 29.12.2018, с 25.05.2019 по 10.06.2019, с 18.12.2019 по 02.02.2020, с 13.09.2020 по 15.11.2020 должник З.Е.А. не был трудоустроен, в связи с чем расчет задолженности судебным приставом-исполнителем произведен в соответствии с установленными требованиями ст. 113 СК РФ, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

При этом должником была произведена частичная оплата алиментов в периоды с 01.10.2013 по 31.10.2013, с 01.12.2013 по 31.12.2013, с 01.03.2014 по 31.03.2014, с 01.07.2014 по 31.07.2014, с 01.08.2014 по 31.08.2014, с 01.09.2014 по 30.09.2014, с 01.10.2014 по 05.11.2014; с 01.02.2016 по 28.02.2016, с 01.03.2016 по 31.03.2016, с 01.01.2017 по 31.01.2017, с 01.04.2018 по 09.04.2018, с 08.11.2018 по 30.11.2018; с 01.01.2020 по 31.01.2020, что было учтено судебным приставом-исполнителем; частичное списание с банковских счетов должника.

В периоды с 10.04.2018 по 07.11.2018, 11.06.2019 по 17.12.2019, 03.02.2020 по 12.09.2020 З.Е.А. не работал, состоял на учете КУ ЦЗН г. Омска, в связи с чем судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности исходя из сведений о доходе, полученном в КУ ЦЗН г. Омска, учтены произведенные удержания.

В следующие периоды З.Е.А. был трудоустроен: с 02.11.2012 по 26.06.2013 – в УК «Недвижимость», с 14.04.2014 по 10.06.2014 – в ООО «Импорт Лифт Сервис», с 01.10.2014 по 05.11.2014 – в ТПК «Спежкрепеж», с 18.12.2014 по 24.08.2015 – в ООО «ОЗЗА», с 16.07.2018 по 17.08.2018 – в ООО «Форус»; с 30.12.2018 по 24.05.2019 – в ЧОП «Нефтегард».

Также З.Е.А. был трудоустроен: с 16.11.2020 по 08.03.2021, с 06.03.2022 по 20.04.2022 – в ООО «Дельта» (с 09.03.2021 по 05.03.2022 доход из ГУ ФСС РФ); с 21.04.2022 по 28.10.2023 – в ООО «Геба» (постановлением от 11.05.2022 было обращено взыскание на доходы З.Е.А. в ООО «Геба», далее вынесено постановление от 01.12.2023).

Приведенные обстоятельства установлены и подтверждаются решением Ленинского районного суда г. Омска от 11.06.2021, решением Ленинского районного суда г. Омска от 19.01.2023, решением Ленинского районного суда г. Омска от 30.11.2023, вступившими в законную силу, также представленной информацией от 29.01.2024 ООО «Геба» по запросу суда в рамках настоящего спора.

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 19.04.2018, которым было оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 56 в Ленинском судебном районе в городе Омске от 22.03.2018, вопреки доводам стороны административного истца, не указывает на отсутствие задолженности по алиментам за период с февраля по октябрь 2017 года, мнение об обратном основано на неверном толковании установленных данными актами обстоятельств.

Ссылки на неправомерность включения в расчет задолженности по алиментам периода с 01.08.2012 по 31.07.2015 правового обоснования не имеют, поскольку, исходя из приведенных положений закона, период задолженности по алиментам определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом (исходя из заявления З.О.А. находящемся в материалах и/п). Постановление об окончании исполнительного производства от 31.07.2015 было отменено 19.03.2018, исполнительное производство № возобновлено. Данные постановления не оспорены, не признаны незаконными. Оснований ставить под сомнение их действительность у суда не имеется.

Указанные доводы административного истца были ранее проверены в рамках решения Ленинского районного суда г. Омска от 19.01.2023, вступившего в законную силу.

Мнение о том, что по суммам задолженности производится индексация, общая сумма задолженности по алиментам административного истца составляет 1 069 000 руб. (согласно 2 постановлений о расчете задолженности по алиментам от 23.10.2023 и 29.10.2023), ошибочно, опровергается представленными в дело доказательствами.

Мнение о необходимости учета сведений о сумме задолженности, отраженной в постановлении о прекращении и/п от 03.11.2023, равно как и ранее в постановлении от 31.07.2015, иные постановления о расчете задолженности по алиментам за предыдущие периоды и прочее, является ошибочным, поскольку природа рассматриваемых правоотношений по взысканию алиментных платежей, имеющих периодический характер, предполагает возможное изменение размера задолженности. В таком случае судебный пристав-исполнитель выносит новое постановление, в котором определяет размер задолженности по алиментам, исходя из сведений, актуальных именно на момент вынесения данного постановления.

Вместе с тем, при анализе материалов настоящего административного дела, следует, что судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления от 29.10.2023, где расчет задолженности за период с 01.08.2012 по 28.10.2023 должен быть произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения постановления, а именно исходя из сведений, размещенных на официальном сайте Федеральной службе государственной статистики в сети Интернет на дату вынесения постановления, в установленном законом порядке расчет не производился.

Так при расчете задолженности в периоды, где оплата алиментов осуществлена не была, размер средней заработной платы в Российской Федерации был указан судебным приставом-исполнителем по состоянию на июль 2023 года (71 419 руб.), определенный также в ранее вынесенном постановлении от 23.10.2023, при наличии на официальном сайте Росстата сведений о размере средней заработной платы в Российской Федерации с 25.10.2023 по состоянию на август 2023 года (дата размещения согласно ответа Росстата от 01.02.2024 на запрос суда, размер – 69 439 руб.), что привело к неверному исчислению итогового размера задолженности должника по алиментам по достижению его дочерью возраста 18 лет и нарушению его прав.

Указанные обстоятельства при рассмотрении административного дела административным ответчиком не оспаривались.

Необходимо обратить внимание, что решением Ленинского районного суда г. Омска от 30.11.2023, вступившим в законную силу, судом был проверен расчет задолженности должника З.Е.А. в постановлении от 23.10.2023 за период с 01.08.2012 по 30.09.2023, признан верным.

В постановлении о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023 отражена задолженность за период с 01.08.2012 по 28.10.2023, добавлен период с 01.10.2023 по 28.10.2023.

Согласно сведений, предоставленных ООО «Геба» 29.01.2024 на запрос суда, за октябрь 2023 года (отработано 22 дня) сумма удержаний составила 6 253 руб.

Суд отмечает, что в расчетах задолженности по алиментам от 23.10.2023 и от 29.10.2023 судебным приставом-исполнителем определено должнику за периоды с 01.08.2012 по 30.09.2023 и с 01.08.2012 по 28.10.2023 аналогичные итоговые суммы задолженности в размере 534 645, 97 руб., то есть без учета в постановлении от 29.10.2023 при определении итоговой суммы долга суммы удержанных алиментов из дохода должника в ООО «Геба» за период с 01.10.2023 по 28.10.2023 (графа «сумма алиментов» не заполнена), что также не является соответствующим закону, нарушает права должника.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 6 июня 2016 года № 1417-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ц. на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов).

При исполнении судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей необходимо учитывать, с одной стороны, уровень защищенности прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке детей, а также необходимость максимального сохранения уровня их жизни, а с другой стороны, исключать чрезмерное обременение осуществляющих выплаты таких алиментов лиц.

Применительно к изложенному, суд приходит к выводу, что расчет задолженности по алиментам, определенный судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В. в постановлении от 29.10.2023, произведен без учета вышеизложенных положений и разъяснений, фактических обстоятельств, и, соответственно, требованиям закона не соответствует, нарушает права административного истца.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.

Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 43 данного Закона.

Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Суд отмечает, что на основании постановления о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023 было возбуждено 24.11.2023 и/п №-ИП с предметом исполнения - задолженность по алиментам на 28.10.2023 в размере 534 645, 97 руб.; 01.12.2023 вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника в пределах задолженности; направлено по месту работы в ООО «Геба».

В связи с признанием постановления о расчете задолженности по алиментам от 29.10.2023 незаконным, постановление о возбуждении и/п №-ИП, вынесенное на его основании, также признается судом незаконным.

В силу положений ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно положениям ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из положений ст. 46 Конституции РФ, ст.ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

По смыслу положений ст. 4 КАС РФ целью обращения в суд в порядке, установленном нормами названного Кодекса, является не констатация факта допущенного нарушения, а защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Как следует из разъяснений, приведенных в абз. 5 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).

Применительно к изложенному, оценив установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования З.Е.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому АО г. Омска ГУФССП России по Омской области Я.А.В., ГУФССП России по Омской области в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №; ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-390/2024 (2а-6167/2023;) ~ М-5843/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захаров Евгений Анатольевич
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП по ЛАО г. Омска Ярмулицкий А.В.
ГУФССП России по Омской области
Другие
Начальник отдела-старший судебный пристав ОСП по ЛАО г. Омска Степанов А.А.
ООО "Геба"
Захарова Ольга Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Омска
Судья
Холявкина Яна Александровна
Дело на сайте суда
lenincourt--oms.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация административного искового заявления
05.12.2023Передача материалов судье
06.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2023Предварительное судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее