Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-688/2022 ~ М-233/2022 от 01.04.2022

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 года

УИД 66OS0000-01-2022-000234-02

3а-688/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2022 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Печеркиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степановой Екатерины Александровны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Степанова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации в размере 103 320 руб. за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 апреля 2017 года.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 апреля 2017 года удовлетворены ее исковые требования, на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность приобрести (построить) жилое помещение, общей площадью на менее 16 кв.м., находящееся в черте города Екатеринбурга, и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Степановой Е.А., для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения на 5 лет. Решение суда вступило в законную силу 16 мая 2017 года, однако не исполнено в течение более 5 лет, срок его исполнения является неразумным.

В судебное заседание административный истец Степанова Е.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 97).

Интересы Свердловской области при рассмотрении настоящего дела в силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) представляют Министерство финансов Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Представители административных ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области, заинтересованного лица ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили письменные возражения на административное исковое заявление, просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 38-41, 49-53, 80-81).

Заинтересованное лицо Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 1 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-2002/17, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года гарантировано право на судебную защиту, которое включает и право на исполнение судебного акта в разумный срок.

Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Закона о компенсации (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 450-ФЗ) лица, являющиеся в судебном процессе сторонами, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера (часть 1); компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

При рассмотрении дела о присуждении компенсации в силу части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта.

Как следует из материалов гражданского дела № 2-2002/17, решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12апреля 2017 года на исполнительный орган государственной власти Свердловской области (Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) возложена обязанность по обеспечению жилым помещением административного истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решение суда вступило в законную силу 16 мая 2017 года.

В целях принудительного исполнения этого решения, 8 июня 2017 года Чкаловским районным судом города Екатеринбурга Свердловской области взыскателю выдан исполнительный лист, на основании которого 28 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области в отношении Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возбуждено исполнительное производство № 14690/17/66062-ИП (л.д. 68).

14 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Свердловской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника (л.д. 72).

В ходе исполнительного производства должнику неоднократно направлялись предупреждения об ответственности за неисполнение решения суда (л.д. 75,76,78), требования (л.д. 77, 79).

Однако, несмотря на указанные действия, решение суда до настоящего времени не исполнено, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. Общий срок неисполнения решения суда, исчисляемый со дня предъявления исполнительного документа к исполнению (23 июня 2017 года), как указано в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» по день рассмотрения судом настоящего административного дела (17 мая 2022 года) составляет 4 года 10 месяцев и 24 дня.

Указанный срок существенно превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В период с момента вступления в законную силу решения суда в связи с неисполнением которого заявлен настоящий административный иск, Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» принимались меры, направленные на исполнение решения суда. В частности, в 2017 году было объявлено 15 аукционов, по результатам которых заключено 6 государственных контрактов, 8 аукционов не состоялось по причине отсутствия заявок, 1 аукцион отменен. В 2018 году было объявлено 14 аукционов, по результатам которых было заключено 9 контрактов, 5 аукционов не состоялось по причине отсутствия заявок. В 2019 году объявлено 3 аукциона, по результатам которых заключено 3 государственных контракта. В 2020 года объявлено 5 аукционов, по результатам которых заключено 3 контракта, 2 аукциона признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. 25 января 2021 года заключенные государственные контракты расторгнуты по соглашению сторон. В 2021 году объявлены электронные аукционы, по результатам 4 электронных аукциона признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от продавцов (застройщиков) на участием в них, заключено 8 государственных контрактов на приобретение 134 жилых помещений путем инвестирования в строительство.

Вместе с тем, заключение указанных выше контрактов и их исполнение не привело к исполнению вышеуказанного решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области, поскольку все приобретенные по контрактам жилые помещения были предоставлены лицам, право на получение жилых помещений у которых, возникло ранее, чем у административного истца Степановой Е.А.

Как следует из ответа Министерства социальной политики Свердловской области от 15 апреля 2022 года № 07-15-22/373006, Степанова Е.А. поставлена на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на основании приказа Управления социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга от 29 апреля 2016 года № 1018 Степанова Е.А. принята на учет по муниципальному образованию «город Екатеринбург». В списке по муниципальному образованию «город Екатеринбург» по состоянию на 31 декабря 2016 года номер очередности в списке – 674, на 31 декабря 2017 года – 641, на 31 декабря 2018 года – 555, на 31 декабря 2019 года – 377, на 31 декабря 2020 года –400, на 31 декабря 2021 года – 225, на 1 апреля 2022 года - 225.

Оценивая общую продолжительность неисполнения решения суда, учитывая также то обстоятельство, что решение суда подлежало исполнению с учетом процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения которых требовалось определенное время, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного акта к моменту рассмотрения настоящего административного дела (4года 10 месяцев и 24 дня) в любом случае не является разумным.

При этом следует учесть, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.

Поведение Степановой Е.А. никоим образом не повлияло на длительность исполнения судебного акта.

Действия же Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, на которого судом была возложена обязанность по исполнению решения суда по обеспечению Степановой Е.А. жилым помещением, при указанных выше обстоятельствах, нельзя признать достаточными и эффективными в целях своевременного исполнения судебного акта, поскольку действий, направленных на исполнение решения суда, было недостаточно для его исполнения.

При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что решением Свердловского областного суда от 4 августа 2020 года (л.д. 98-99), вступившим в законную силу 8 сентября 2020 года, с Министерства финансов Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области в пользу Степановой Е.А. взыскана компенсация в размере 100 000 руб. за нарушение права на исполнение решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 апреля 2017 года в разумный срок за период с 23 июня 2017 года по 4 августа 2020 года (3 года 1 месяц 12 дней).

Кроме того, решением Свердловского областного суда от 19 мая 2021 года, вступившим в законную силу 22 июня 2021 года (л.д. 100-101), с Министерства финансов Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области в пользу Степановой Е.А. взыскана компенсация в размере 22 500 руб. за нарушение права на исполнение решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 апреля 2017 года в разумный срок за период с 5августа 2020 года по 19 мая 2021 года (9 месяцев 14 дней).

Вместе с тем, положениями Закона о компенсации, с учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 39 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», определено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного исполнения судебного акта. При этом общая суммарная продолжительность исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Продолжительность срока исполнения решения Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 12 апреля 2017 года за период после присуждения решением Свердловского областного суда от 19 мая 2021 года компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, составила 11 месяцев 28 дней (с 20 мая 2021 года по 17 мая 2022 года).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении в данном случае права Степановой Е.А. на исполнение судебного акта в разумный срок. Следовательно, в ее пользу в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона о компенсации подлежит присуждению компенсация за нарушение этого права.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, продолжительность данного нарушения и значимость последствий для административного истца, учитывая, что в результате длительного неисполнения судебного акта Степанова Е.А. на протяжении более четырех лет лишена гарантированного ей законом и установленного вступившим в законную силу судебным постановлением права на жилище, учитывая ранее вступившие в законную силу решения Свердловского областного суда от 4 августа 2020 года, от 19 мая 2021 года и присужденные ими суммы, суд определяет размер компенсации равным 30 000 руб.

Не имеют в данном случае правового значения доводы административных ответчиков об отсутствии вины в неисполнении судебного акта, поскольку в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов.

Решение о присуждении компенсации подлежит исполнению за счет средств бюджета Свердловской области Министерством финансов Свердловской области как уполномоченным финансовым органом в соответствии с частью 3 статьи 4, пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении административного иска в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца также подлежит взысканию с Министерства финансов Свердловской области 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 4).

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-688/2022 ~ М-233/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанова Екатерина Александровна
Ответчики
Министерство финансов Свердловской области
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Другие
Константинова Дарья Петровна
ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства"
ГУФССП России по Свердловской области
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Жейнова Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.04.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022Дело оформлено
08.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее