Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-347/2022 ~ М-230/2022 от 27.06.2022

Дело № 3а-347/2022

УИД 76OS 0000-01-2022-000242-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Ярославль                                                                                                14 сентября 2022 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Амелиной Я.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова Сергея Николаевича, Панюшкина Сергея Васильевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

    Максимов С.Н., Панюшкин С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7264 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 740 000 руб., по состоянию на 01.01.2019.

В обоснование требований ссылается на то, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит указанный объект недвижимости, в связи с чем они являются плательщиками земельного налога.

Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету № 5170622-ЗУ от 17.06.2022, выполненному частнопрактикующим оценщиком ФИО5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 составляет 1 740 000 руб.

            Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н и составляет 4 873 926,08 руб.

Пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административные истцы просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Впоследствии административные исковые требования были уточнены. Согласно уточненному административному исковому заявлению Максимов С.Н., Панюшкин С.В. просят установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 в размере рыночной 2 050 000 руб., в подтверждение которой представлен Отчет №5170622-ЗУ от 05.09.2019.

Административный истец Панюшкин С.В. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддерживает заявленные требования с учетом их уточнения.

В судебном заседании представитель административного истца Максимова С.Н. по доверенности Жукова В.В. уточненные административные требования поддержала.

Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области о месте и времени судебного заседания извещен, своего представителя в судебное заседание не направил. В письменных возражениях на административный иск указывает, что представленный Отчет № 5170622-ЗУ от 17.06.2022 не является достоверным доказательством рыночной стоимости спорного объекта, составлен с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, вводит пользователя в заблуждение, в связи с чем основанные на данном отчете требования не подлежат удовлетворению.

    Заинтересованными лицами ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управлением Росреестра по Ярославской области представлены письменные пояснения по административному иску, из которых следует, что данные лица не наделены полномочиями по определению достоверности кадастровой стоимости объектов недвижимости, разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.

    Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, письменных отзывов на административный иск не представили.

    Выслушав представителя административного истца Максимова С.Н. по доверенности Жукову В.В., допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО5, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что уточненное административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

    В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

    Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

    Судом установлено, что Панюшкин С.В. является собственником 30/100 доли в праве собственности на земельный участок площадью 7264 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Максимову С.Н. принадлежит 70/100 доли в праве собственности на указанный объект недвижимости.

    В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

    Согласно части 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При таких обстоятельствах суд считает, что административные истцы, являясь долевыми собственниками земельного участка, а, следовательно, плательщиками земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в силу статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», обладают правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, принадлежащих им на праве общей долевой собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ, частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установленные в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н и составляет 4 873 926,08 (пункт № приложения №2 к приказу от 21.10.2019 №20-н).

В подтверждение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 050 000 руб., о которой административными истцами заявлено в уточненном административном иске, представлен Отчет №5170622-ЗУ от 05.09.2022.

Исследование Отчета дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца. Выводы Отчета №5170622-ЗУ от 05.09.2022 поддержаны оценщиком ФИО5 в судебном заседании.

В соответствии с п. 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 299, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Указанный Отчет выполнен лицом, имеющим право на проведение подобного рода исследований в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В Отчете приведено точное описание объекта исследования с указанием количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость.

Согласно Отчету рыночная стоимость земельного участка рассчитана сравнительным подходом, в ходе которого оценщиком были подобраны объекты-аналоги с известными ценами их предложений, данные объекты сопоставлялись с объектом оценки по ценообразующим факторам, были выявлены различия по данным факторам и скорректирована цена объектов-аналогов по выявленным различиям. Понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. Процедура отбора аналогов достаточно полно и подробно изложена в Отчете и соответствует требованиям пункта 5 ФСО №3, пункта 22 ФСО Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611.

Содержанием Отчета №5170622-ЗУ от 05.09.2022 подтверждается, что оценщиком применена корректировка к объекту-аналогу №3 на наличие строений по справочнику СтатРиэлт в размере 1,07; к объекту-аналогу №2 применена корректировка в размере 1,22 в связи с затрудненным подъездом; к аналогу №3 применена корректировка на конфигурацию, форму и рельеф земельного участка в размере 1,22. Таким образом, замечания департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, на которые указывалось в возражениях на административный иск, в этой части в уточненном Отчете №5170622-ЗУ от 05.09.2022 устранены.

В то же время, замечания департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о неполноте проведенного исследования, суд считает несостоятельными и отклоняет. В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 ФСО №7, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611, объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности. Указанный принцип при составлении отчета соблюден. Ссылки административного ответчика о необходимости использования в расчетах иных объектов (предложение №1 – <адрес>, кадастровый номер №; предложение №2 – <адрес>, кадастровый номер №), суд отклоняет. Как следует из дополнительных пояснений оценщика ФИО5, использование в расчетах предложения №1, на которое указывается административным ответчиком в возражениях, приведет к искажению рыночных данных, местоположение указанного земельного участка в 120 км от Москвы делает его более привлекательным для инвесторов, цена данного объекта выходит за ценовой диапазон иных объектов. Кроме того, в итоговую выборку были включены предложения наиболее приближенные к дате оценки.

Иными лицами, участвующими в деле, доводов о несогласии с Отчетом №5170622-ЗУ от 05.09.2022 не представлено. Из содержания отчета следует, что оценщик, проводя исследование рынка недвижимости, и отбор объектов-аналогов, основывался на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Представленный административным истцом Отчет №5170622-ЗУ от 05.09.2022 об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует закону, не вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.

Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данного доказательства недопустимым (ст. 61 КАС РФ) не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов оценки, не выявлено.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

    С учетом отсутствия убедительных доводов со стороны административного ответчика, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета №5170622-ЗУ от 05.09.2022, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в нем рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административные истцы обладают правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является дата обращения административного истца с заявлением в суд, т.е. – 27.06.2022.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 7264 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2 050 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

    ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 27 ░░░░ 2022 ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                                     ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-347/2022 ~ М-230/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Максимов Сергей Николаевич
Панюшкин Сергей Васильевич
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы»
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Жукова Владимира Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Администрация Ростовского муниципального района
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Бисерова Ольга Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--jrs.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация административного искового заявления
28.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2022Дело оформлено
29.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее