№ 3а-1733/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кужабаева М.Д.,
при секретаре Червонной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коршунова Ю.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации муниципального образования Бугурусланский район Оренбургской области, администрации Кирюшкинский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
У С Т А Н О В И Л:
Коршунов Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов.
Утверждая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, определенную в отчёте об оценке, и это нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Административный истец Коршунов Ю.С., представители административных ответчиков, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Представителем Управления Росреестра по Оренбургской области представлен отзыв на административное исковое заявление от 7 сентября 2022 г., согласно которому против удовлетворения исковых требований не возражает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзыв Управления Росреестра по Оренбургской области на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст.65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - ФЗ «О государственной кадастровой оценке») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в п.1 ст.245 КАС РФ.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 г. №858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2020 г.
Из материалов дела следует, что Коршунов Ю.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – ЕГРН) от 28 января 2022 года, договором аренды № от 15 сентября 2020 года.
В соответствии с п. 3.4 данного договора, размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы и (или) изменения кадастровой стоимости.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 925 661,74 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст. 66 ЗК РФ).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчёт № от 25 июля 2022 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ФИО5, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. определена в размере 558 360 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Отчет о рыночной стоимости объекта никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчёте, административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчёт о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в отчете выводами.
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 24 августа 2022 г.
В силу п.5 ч.2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ 558 360 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2022 ░.