К делу № 2а-5984/2024
УИД: 23RS0002-01-2024-006870-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 16 августа 2024 года
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Язвенко Р.В.,
при секретаре Сельвиян А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Сочинского транспортного прокурора действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель Сочинского транспортного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга обратился в Адлерский районный суд г. Сочи в котором просит: признать информацию, размещенную в сети Интернет, по электронной ссылке «https://vedexpress.site/?yclid=16578075280611213311», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; решение обратить к исполнению, направив в Федеральную службу в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения интернет-ресурса в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Помощник Сочинского транспортного прокурора в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.
Представитель Управления Роскомнадзора по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился.
Суд, изучив материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Сочинской транспортной прокуратурой в рамках анализа содержания интернет-ресурсов на предмет соответствия требованиям таможенного законодательства, а также предписаниям, регламентирующим правоотношения в сфере распространения информации на территории Российской Федерации, установлены следующие нарушения.
Так, в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайта, расположенного по URL-адресу: «https://vedexpress.site/?yclid=16578075280611213311» содержащего предложения по реализации баз таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности с 2022 года по 2023 год.
Вышеуказанный интернет-ресурс позволяет оценить потенциал любого товара российского производства – ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамику поставок, а также оценить деятельность всех участников ВЭД: опыт работы, товарные ассортименты, динамику поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовую политику, определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами, выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах.
Кроме того, пользователю на вышеуказанном сайте для скачивания предоставляется пример предоставляемой после оплаты на указанные реквизиты базы данных таможенных органов, ввиду чего любое лицо получает доступ к файлу в exel-формате, содержащему исчерпывающие сведения о поставках, декларантах по различным параметрам осуществления экспортно-импортных сделок: сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций на товары и подробных данных, идентификационных сведений отправителя и получателя, декларанта и иной информации. Расчет стоимости базы данных таможенных органов производится, исходя из выбираемого пользователем тарифа («Экономный», «Оптимальный», «Солидный»), а также индивидуально по запросу путем составления коммерческого предложения по определенной выборке интересующего перемещения определенной группы товаров по коду ТН ВЭД.
Доступ к вышеуказанному интернет-сайту является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного ресурса и копировать материалы в электронном варианте может любой пользователь информационно-коммуникационной сети «Интернет», ограничение на данные действия отсутствуют.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Статьей 5 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (часть 3 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 вышеуказанного нормативного правового акта распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ регламентировано, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Статья 9 вышеуказанного нормативного правового акта предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из смысла законодательных предписаний следует, что злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствами массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
На основании пункта 2 статьи 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту – ТК ЕАЭС) информационные ресурсы таможенных органов формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ.
Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 4 статьи 366 ТК ЕАЭС).
При этом из пункта 3 статьи 366 ТК ЕАЭС следует, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными, которые размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.
В силу положений, регламентированных пунктом 1 статьи 356 ТК ЕАЭС, любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.
Согласно части 3 статьи 305 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится. Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер.
Пунктом 1.7 Постановления Правительства Российской Федерации № 1233 от 03.11.1994 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использования атомной энергии и уполномоченным органе по космической деятельности» регламентировано, что служебная информация не подлежит разглашению (распространению).
В силу части 1 статьи 279 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы обязаны представлять данные таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обязательно и бесплатно. Иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Центральному банку Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также лицам и международным организациям таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну либо другую информацию ограниченного доступа, бесплатно и в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Кроме того, правила представления таможенными органами данных таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, не содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну либо другую информацию ограниченного доступа, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Центральному банку Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также лицам и международным организациям регламентированы Приказом Минфина России от 28.02.2019 № 28н «Об утверждении Порядка представления таможенными органами данных таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, не содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну либо другую информацию ограниченного доступа, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Центральному банку Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также лицам и международным организациям».
Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационный ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер.
Более того, статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 125-ФЗ «О персональных данных» установлен запрет лицам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать их третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Предлагаемая к реализации база таможенных органов содержит сведения о представителях организаций-декларантов, отправителях и иных участниках таможенных отношений, а именно, их фамилии, имена, отчества, телефоны, что в силу статьи 3 вышеуказанного нормативного правового акта является персональными данными и носит ограниченный характер.
Частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
На основании пункта 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет». То есть сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, выступают: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Согласно требованиям пункта 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 года «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что вышеуказанный сайт в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
Кроме того, прокуратурой посредством использования сервиса WHOIS (https://www.reg.ru/) выявлено доменное имя сайта – «vedexpress.site», место регистрации – Королевство Марокко (MA) для регистрации которого владельцем использовался номер +1.8022274003.
С учетом изложенного, распространение в сети «Интернет» информации о продаже базы данных таможенных органов является незаконным, соответствующие страницы интернет-ресурса «https://vedexpress.site/?yclid=16578075280611213311» подлежат включению в Единый реестр. Поскольку предлагаемые к распространению в сети «Интернет» базы данных являются информационными ресурсами таможенных органов, использование которых регламентировано таможенным законодательством, несоблюдение установленного порядка распространения свидетельствует о нарушении прав и интересов Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
Выявление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
На основании изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «https://vedexpress.site/?yclid=16578075280611213311», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░: «https://vedexpress.site/?yclid=16578075280611213311».
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░