Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-1771/2023 ~ М-826/2023 от 17.02.2023

Дело №а-1771/2023

УИД 55RS0№-59

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2023 года                                                                                <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ашуха В.М., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий и бездействия незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с обозначенным административным иском, указав, что обращался к административному ответчику с заявлением, в котором излагал факты, свидетельствующие о причинении сотрудником полиции ФИО8 ущерба казне РФ, осуществления сотрудниками УМВД России по <адрес> ФИО5, ФИО6 предпринимательской деятельности. Обращение было перенаправлено административным ответчиком для рассмотрения в УМВД России по <адрес>. Ответ на обращение дан начальником ОРЧ УМВД России по <адрес>. Полагая как сам факт перенаправления обращения, так и данный на обращение ответ нарушающими права и законные интересы административного истца, последний просил суд признать незаконными действия МВД России по направлению обращения ФИО1 в части требования об организации обращения в Калачинский городской суд <адрес> с иском к ФИО8 в УМВД России по <адрес>, а также бездействие МВД России по не обращению в Калачинский городской суд <адрес> с иском к ФИО8 о возмещении ущерба в порядке регресса, также просил провести тщательную проверку в отношении сотрудников УМВД России по <адрес> ФИО5, ФИО6

В судебном заседании административный истец участия не принимал, был извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования своего доверителя сначала поддержал, пояснил, что обжалуемые действия и бездействие нарушают права ФИО1, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Не оспаривал, что ФИО5, ФИО6 в рамках гражданского дела по иску ФИО1 выступали представителями МВД России, однако настаивал, что фактически они действовали в интересах ФИО8, пытаясь снизить размер последующего регрессного требования. После выступления в судебном заседании представителя МВД России, УМВД России по <адрес> заявил об отказе от административного иска.

Представитель административного ответчика МВД России и одновременно заинтересованного лица УМВД России по <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании по административному иску возражал, свою позицию изложил в письменном виде. Указал, что регрессный иск будет подан в отношении ФИО8 после проведения соответствующих подготовительных мероприятий. Не возражал относительно прекращения производства по делу в связи с отказом административного истца от иска.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО8 в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.

Заслушав административного истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Согласно ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Статьей 195 КАС РФ определено, что производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Принимая во внимание, что последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 195 КАС РФ, административному истцу в лице его представителя по доверенности ФИО4, наделенного соответствующими полномочиями (л.д. 5), разъяснены и понятны, учитывая, что отказ от заявленного иска является добровольным волеизъявлением исковой стороны, суд полагает возможным принять отказ от заявленных требований и прекратить производство по делу, ведь отказ от иска не нарушает права и законные интересы ни самого истца, ни других лиц.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства, в том числе являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу приведенной нормы, не подлежат рассмотрению в суде требования о признании незаконными решений, действий (бездействия), принятых по вопросам, не касающимся административных истцов.

Судебным следствием установлено, что решением мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №(15)/2022 с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взысканы убытки в размере 48 000 руб., почтовые расходы в размере 233 руб. 40 коп., расходы по оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 640 руб. Из решения суда следует, что убытки ФИО1 были причинены фактом неправомерного привлечения его к административной ответственности инспектором ДПС ПДПС УМВД России по <адрес> ФИО8

Апелляционным определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи оставлено без изменения.

Кроме того, вступившим в законную силу определением мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взысканы понесенные последним расходы на представителя и отправку почтовой корреспонденции в связи с рассмотрением Кировским районным судом <адрес> апелляционной жалобы МВД России в размере 5 000 руб. и 354 руб. соответственно.

Интересы МВД России в деле представляли сотрудники УМВД России по <адрес> ФИО5, ФИО6

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что обозначенные судебные акты МВД России исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МВД России с письменных обращением, в котором просил, «подпнуть» сотрудников в Омске на подачу регрессного иска к ФИО8 в Калачинский городской суд <адрес>», а также «разобраться почему пишутся жалобы в интересах сотрудников другими сотрудниками, и нет ли в их действиях признаков предпринимательской деятельности».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Для целей установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, п. 76.3 которой установлено, что по обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации может быть принято решение о направлении для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства – в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях – в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль.

Обращение ФИО1 было зарегистрировано в МВД России ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день в порядке п. 76.3 указанной выше Инструкции было направлено в УМВД России по <адрес>.

По результатам рассмотрения обращения начальником ОРЧ УМВД России по <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был дан ответ, в котором в частности было указано на невозможность удовлетворения просьбы о предъявлении исковых требований к сотруднику полиции, так как такая просьба заявлена ненадлежащим лицом.

Статьей 6 БК РФ определено понятие главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 153 Регламента МВД России, утв. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальные органы МВД России финансируются за счет средств федерального бюджета.

В пп. 100 п. 11 Положения о МВД России, утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что МВД России осуществляет, в том числе, функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В соответствии с п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст.ст. 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

В силу п. 3.2 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.

В силу ст. 3 ГПК РФ обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов является правом, а не обязанностью заинтересованного лица.

Тем самым, суд вынужден отметить, что приведенным выше правовым регулированием вопрос о реализации права регресса отнесен к исключительной компетенции главного распорядителя средств федерального бюджета, обращение с регрессным требованием к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда, является правом, а не обязанностью соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета.

В указанной связи суд пришел к выводу, что ни направлением обращения ФИО1 административным ответчиком для рассмотрения в УМВД России по <адрес>, ни бездействием по не обращению в суд с регрессным требованием к сотруднику полиции не нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку тот не является субъектом бюджетных правоотношений и не вправе инициировать судебное разбирательство о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, в том числе служебных проверок в отношении сотрудников органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируют Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а трудовые отношения Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Исходя из указанного правового регулирования, служебная проверка проводится и заключение по ее результатам составляется в рамках правоотношений, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, в связи с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, в связи с осуществлением в органах внутренних дел трудовой деятельности.

Принимая во внимание, что ФИО1 не состоит в указанных правоотношениях, служебные проверки он просит инициировать не в отношении него, суд пришел к выводу, что порядок проведения служебных проверок и результаты таковых в отношении сотрудников УМВД России по <адрес> ФИО5, ФИО6 права, свободы и законные интересы административного истца не затрагивают, в связи с чем, отсутствует необходимость в их защите или восстановлении в рамках избранного заявителем способа.

При таких обстоятельствах, суд вынужден констатировать, что не только отказ от иска, но и сами обжалуемые бездействие, действия МВД России по <адрес> прав и законных интересов ФИО1 не нарушают. Препятствий к принятию отказа от административного иска не имеется.

    В соответствии с абз. 1 п. 3 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 194, 195, 198-199 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №░-1771/2023 ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ 7727406020, ░░░ 017003983, ░░░░ 03№, ░░░ 18№, ░░░░░ 32701000.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 15-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░                                                                               ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1771/2023 ~ М-826/2023

Категория:
Административные
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНОадминистративный истец отказался от административного иска и отказ принят судом
Истцы
Леденев Евгений Валерьевич
Ответчики
МВД РФ
Другие
Головченко Виталий Николаевич
УМВД России по Омской области
Суд
Кировский районный суд г. Омска
Судья
Ашуха В.М.
Дело на сайте суда
kirovcourt--oms.sudrf.ru
17.02.2023Регистрация административного искового заявления
17.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Рассмотрение дела начато с начала
13.03.2023Подготовка дела (собеседование)
13.03.2023Рассмотрение дела начато с начала
13.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее